Кредитный рейтинг Санкт-Петербурга (далее — Санкт-Петербург, Город) обусловлен высоким уровнем развития экономики, сбалансированной структурой бюджета, а также низкой долговой нагрузкой и высоким уровнем ликвидности бюджета.
Санкт-Петербург — город федерального значения, в котором проживает 3,8% населения страны (четвертое место по численности населения). По данным за 2022 год, на территории Города создано примерно 7,9% совокупного валового регионального продукта (ВРП) субъектов Российской Федерации. Город занимает второе место среди российских субъектов по объемам номинального ВРП, является крупным культурным центром страны и крупнейшим транспортным узлом северо-запада России. Санкт-Петербург обладает развитой инфраструктурой морского, речного, железнодорожного, авиа- и автомобильного транспорта.
Ключевые факторы оценки
Сбалансированная структура бюджета и достаточный уровень бюджетной дисциплины. Бюджет Города характеризуется высокой самодостаточностью: в период с 2021 по 2025 год усредненное1 соотношение налоговых и неналоговых доходов (ННД) и доходов бюджета (без учета субвенций) составит 98%.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Города (за вычетом объема субвенций) в указанный период ожидается на уровне 26%. Капитальные расходы практически полностью финансируются Городом за счет собственных средств. АКРА полагает, что Город имеет возможность в случае необходимости сократить объем капитальных расходов. Расположенная в Санкт-Петербурге инженерная, транспортная и социальная инфраструктура является сравнительно развитой относительно других регионов России и Северо-Западного федерального округа.
В 2021–2025 годах усредненное соотношение баланса текущих операций (БТО) и текущих доходов будет превышать 20%, при этом БТО останется положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов при этом может составить -1,7%, что говорит о том, что для финансирования капитальных расходов может потребоваться привлечение долга или расходование накопленной ликвидности.
В 2024 году бюджет Города был исполнен с дефицитом на уровне 4% ННД. Согласно актуальной версии закона о бюджете, по итогам 2025 года запланирован дефицит в размере 13% ННД, который обусловлен ростом расходной части бюджета (7%) на фоне незначительного сокращения доходной (-1,4%). В частности, текущие расходы, как ожидается, возрастут на 16%, тогда как капитальные на 16% сократятся.
Запланированный на 2025 год дефицит, согласно актуальной версии закона о бюджете, будет профинансирован в основном за счет привлечения заемных средств, в частности запланировано привлечение значительного объема коммерческих кредитов.
Оценка бюджетного профиля Города соответствует первой категории. Информация о случаях нарушения бюджетного законодательства за последние пять лет отсутствует. Для бюджетного процесса характерны умеренная точность планирования и преобладание консервативных ожиданий. Отклонения фактических поступлений от прогнозных показателей, предусмотренных в первой версии бюджета, наблюдаются в основном по безвозмездным поступлениям и по налогу на прибыль в связи с волатильностью внешней конъюнктуры. Подобные отклонения происходят по независящим от Города причинам. Законом о бюджете Города предусмотрены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, заменяющие сумму дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских муниципальных образований.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Низкая долговая нагрузка и минимальные риски рефинансирования. В 2024 году госдолг Города сократился на 17%, соотношение долга и текущих доходов составило менее 10%: была погашена часть задолженности по облигациям и бюджетным кредитам, а также привлечены средства в рамках инфраструктурного бюджетного кредита. По состоянию на 01.01.2025 долг был представлен облигационными займами с погашением в 2024–2028 годах (60%) и бюджетными кредитами с погашением в 2025–2039 годах (40%). Согласно актуальной версии закона о бюджете, по итогам текущего года долг Санкт-Петербурга может возрасти на фоне запланированного привлечения бюджетных, а также рыночных заимствований. Тем не менее долговая нагрузка, согласно расчетам АКРА, не превысит 20% текущих доходов, то есть останется на низком уровне. По состоянию на начало года Городу предстояло погасить в текущем году 33% долга, однако, учитывая низкую долговую нагрузку и значительный объем остатков на счетах бюджета, предстоящее погашение не создает рисков рефинансирования.
Расходы на обслуживание долга необременительны для городского бюджета и не превышают 1% совокупных расходов. Соотношение долга и ВРП за последние пять лет не превышало 2%.
Качественная оценка долговой нагрузки Санкт-Петербурга определяется Агентством на наивысшем уровне. Этому способствуют долговая политика Города, основанная на применении долгосрочных долговых инструментов, и диверсифицированная по инструментам структура долга. Агентство отмечает, что средневзвешенный срок погашения долга на начало текущего года превышал три с половиной года. Кредитная история Города положительная, баланс текущих операций ежегодно положителен.
Высокий уровень ликвидности бюджета. Санкт-Петербург своевременно выполняет расходные обязательства и регулярно размещает временно свободные средства бюджета на депозитах, а также использует операции РЕПО для управления ликвидностью. По состоянию на 01.01.2025 объем средств на счетах городского бюджета в два с половиной раза превышал объем госдолга на ту же дату. Коэффициент ликвидности в 2025 году (по методологии АКРА) может составить 93%, что соответствует умеренному уровню ликвидности бюджета. Однако, учитывая, что Город регулярно размещает значимый объем средств на депозитах, АКРА применяет положительную корректировку к оценке ликвидности до наивысшего уровня.
Качественная оценка ликвидности бюджета Города является высокой. Потребность в привлечении краткосрочных бюджетных кредитов Управления Федерального казначейства для покрытия кассовых разрывов у Города отсутствует. По его данным, закупки кредитных линий за последние 24 месяца не проводились в силу отсутствия потребности. Просроченные долговые обязательства и просроченная кредиторская задолженность бюджета Города на 01.01.2025 отсутствовали. Риски рефинансирования минимальны.
Высокий уровень развития экономики, обеспечивающий диверсифицированную налоговую базу бюджета. ВРП на душу населения в Санкт-Петербурге стабильно превосходит среднестрановой показатель в полтора раза. В результате существенного роста номинального ВРП в 2021 и 2022 годах соотношение усредненных за 2019–2022 годы показателей приблизилось к 2. Дифференциация налоговых поступлений по отраслям находится на высоком уровне: по расчетам АКРА, усредненная оценка максимальной доли одной отрасли в налоговых доходах Города в 2020–2023 годах не превышает 30%. Тем не менее Агентство отмечает рост доли сектора торговли в структуре ВРП и налоговых доходов. Безработица остается на низком уровне — по итогам 2023 года показатель не превышал 2%. Среднемесячная заработная плата в указанный период более чем в пять раз превышала городской прожиточный минимум.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета Города в рамках актуальной версии закона о бюджете;
-
сохранение консервативной долговой политики;
-
сохранение ликвидности бюджета на высоком уровне.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов Города;
-
существенное снижение уровня доступной ликвидности.
Рейтинги выпусков
Санкт-Петербург, 35001 (ISIN RU000A0ZYHX8); срок погашения — 28.05.2025, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35002 (ISIN RU000A0ZYKJ1); срок погашения — 04.12.2026, объем эмиссии — 25 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35003 (ISIN RU000A102A15); срок погашения — 13.04.2027, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35004 (ISIN RU000A102K88); срок погашения — 28.09.2028, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Санкт-Петербурга, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Санкт-Петербурга.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и облигационных выпусков Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) были опубликованы АКРА 27.06.2017, 04.12.2017, 12.12.2017, 22.10.2020 и 17.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Санкт-Петербурга и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Санкт-Петербургом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Санкт-Петербурга принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Санкт-Петербурга дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.