Кредитный рейтинг Краснодарского края (далее — Краснодарский край, Край, Регион) определяется умеренно высокой операционной эффективностью бюджета, высокой долей капитальных расходов и значительной диверсификацией налоговых доходов. Сдерживающее влияние на рейтинг Региона оказывают средние значения некоторых показателей социально-экономического развития и снижающаяся ликвидность бюджета.
Изменение прогноза по кредитному рейтингу Края на «Стабильный» обусловлено ожидаемым ростом долговой нагрузки до уровня выше 30% текущих доходов на фоне произошедшего частичного снижения уровня ликвидности бюджета.
Краснодарский край входит в состав Южного федерального округа, в Крае проживает порядка 5,8 млн человек (4% населения России). По оценке Региона, его валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2023 года мог составить 4,9 трлн руб., что превышает показатель предыдущего года на 14% в номинальном выражении и на 5,8% в реальном. Краснодарский край — устойчивый лидер по показателям сельского хозяйства среди субъектов Российской Федерации, крупный российский курорт и важный транспортный узел.
Ключевые факторы оценки
Умеренно высокие показатели бюджетного профиля. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы может составить 16%. При этом баланс текущих операций по итогам 2025 года, согласно актуальной версии закона о бюджете и расчетам АКРА, сохранится положительным, что указывает на достаточность текущих доходов для финансирования текущих расходов. Усредненная за 2021–2025 годы доля капитальных расходов в совокупных расходах может составить порядка 24%. Гибкость бюджетных расходов оценивается на высоком уровне, поскольку за последние четыре года капитальные расходы в среднем более чем на 70% финансировались Регионом самостоятельно. Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) может сложиться на уровне 82%.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы МБД и текущих доходов, согласно расчетам АКРА, может составить -5%. В 2025 году, как и двумя годами ранее, показатель МБД ожидается отрицательным и значимым по модулю в связи с планами по дальнейшему наращиванию капитальных расходов. Для финансирования капитальных расходов Краю предстоит привлечь заемные средства, которые, согласно актуальной версии закона о бюджете, будут в основном представлены бюджетными кредитами.
Согласно актуальной версии закона о бюджете, в текущем году Краем запланировано увеличение доходной части бюджета на 5% за счет ожидаемого роста поступлений по налогу на прибыль (НП) и НДФЛ на 7 и 13% соответственно. Безвозмездные поступления при этом, как ожидает Регион, продолжат снижение (-20%). Планируется, что расходная часть бюджета Региона вырастет на 12% год к году, при этом текущие расходы, согласно актуальной версии закона о бюджете, могут сохраниться примерно на уровне прошлого года, а капитальные вырасти на 50%. В данной ситуации дефицит может составить 14% ННД.
Качественная оценка бюджетного профиля Краснодарского края соответствует первой категории. Информация о случаях нарушения бюджетного законодательства за последние пять лет отсутствует; в законе о бюджете Края установлены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ и НП в бюджеты нижестоящих уровней. Для бюджетного процесса характерны умеренная точность планирования и преобладание консервативных ожиданий. Отклонения фактических поступлений от прогнозных показателей, предусмотренных в первой версии бюджета, наблюдаются в основном по безвозмездным поступлениям и по НП в связи с волатильностью внешней конъюнктуры.
Планируемый рост уровня долговой нагрузки. В 2024 году долг Краснодарского края сократился на 4% и по состоянию на 01.01.2025 был на 92% представлен бюджетными кредитами, а оставшаяся часть приходилась на облигации. В текущем году Регионом запланировано размещение облигаций, а также значительное по объему привлечение бюджетных кредитов на развитие инфраструктуры, в результате чего объем долга по итогам года может увеличиться на 61%.
На начало текущего года Краю до конца года предстояло погасить 17% долга, в 2026 году погашению подлежат 15% долговых обязательств, далее ежегодно погашению подлежит не более 12% текущей задолженности.
Согласно параметрам, предусмотренным текущей версией закона о бюджете, долговая нагрузка Региона на конец текущего года превысит 30% текущих доходов, а в 2026 году начнет снижаться. Исходя из особенностей структуры долга Региона и планируемого дальнейшего привлечения долгосрочных бюджетных кредитов на развитие инфраструктуры, АКРА применяет экспертную корректировку к расчетному показателю за 2025 год.
Соотношение долга и ВРП Региона на конец текущего года составит порядка 3%, соотношение усредненных за 2021–2025 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) будет равно 1%.
Качественная оценка долговой нагрузки Края определяется Агентством на наивысшем уровне. Этому способствуют долговая политика Региона, основанная на применении долгосрочных долговых инструментов, диверсифицированная по инструментам структура долга и минимальная долговая нагрузка муниципалитетов. АКРА отмечает, что средневзвешенный срок погашения долга на начало текущего года превышал четыре года. Кредитная история Края положительная, баланс текущих операций ежегодно положителен.
Достаточный уровень ликвидности бюджета. Край своевременно выполняет расходные обязательства и получает доходы от управления временно свободными средствами: по итогам 2024 года объем процентных доходов составил около 3% ННД. За прошлый год объем остатков средств на счетах бюджета снизился примерно на 40% и по состоянию на 01.01.2025 на 12% превышал среднемесячные расходы за 2024 год, а также на 44% покрывал госдолг Региона на ту же дату.
Коэффициент ликвидности бюджета (без учета средств автономных и бюджетных учреждений) Краснодарского края по итогам 2025 года может составить порядка 59%. Однако, учитывая, что Регион регулярно размещает значительные объемы средств на депозитах, Агентство корректирует оценку коэффициента ликвидности на одну ступень вверх.
Качественная оценка ликвидности бюджета Краснодарского края является наивысшей. Потребность в привлечении дополнительной ликвидности у Региона отсутствует ввиду достаточного количества остатков на счетах. Остатки на счетах за последние 12 месяцев более чем вдвое превосходили ежемесячные расходы бюджета Региона. За последние 24 месяца банковские кредиты не привлекались в силу отсутствия потребности. Риски рефинансирования оцениваются как низкие благодаря структуре долга и плавному графику погашения обязательств. Случаи просрочки платежей по долговым обязательствам бюджета Краснодарского края (кредиты, гособлигации, гарантии) отсутствуют.
Диверсифицированная экономика с показателями развития, близкими к среднестрановым. К основным отраслям, формирующим большую часть ВРП Региона, относятся транспортировка и хранение (по территории Края пролегают крупные трубопроводы), торговля и ремонт, сельское хозяйство (по объему производства сельскохозяйственной продукции Краснодарский край занимает лидирующие позиции среди российских регионов). Однако наибольшую долю в ВРП Региона за 2022 год внесла отрасль операций с недвижимым имуществом, доля которой выросла с 13% в 2021 году до 24% в 2022-м. Кроме того, весомый вклад в ВРП вносят обрабатывающая промышленность (в частности, пищевое производство, чьи перспективы роста определяет переработка сельхозпродукции, и нефтепереработка), а также сектор услуг.
Наибольшую долю налоговых поступлений в бюджет Региона обеспечивают такие сектора, как «Оптовая торговля» и «Транспорт». Усредненная за 2020–2023 годы доля оптовой торговли, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, по оценкам АКРА, составила порядка 13,0% налоговых поступлений в бюджет Региона, а транспортировка (без учета трубопроводной) — 12,6%.
ВРП на душу населения остается ниже среднестранового уровня главным образом в связи с большой численностью населения Региона. Соотношение усредненных за 2019–2022 годы краевого подушевого ВРП и среднестранового подушевого ВРП составило 74%. Соотношение усредненных за 2020–2023 годы среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превысило 3,5. Усредненный за 2020–2023 годы уровень безработицы, по расчетам АКРА, составил 3,05%.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в пределах параметров, предусмотренных актуальной версией закона о бюджете;
-
привлечение в текущем году значительного объема инфраструктурных бюджетных кредитов для финансирования капитальных расходов прогнозного периода;
-
сохранение консервативной долговой политики.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
сохранение устойчивого соотношения долга и текущих доходов Края на уровне ниже 30%;
-
сохранение высокого уровня капитальных расходов.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост долговой нагрузки Региона в совокупности со значительным увеличением доли краткосрочного долга;
-
увеличивающаяся потребность в использовании накопленных средств для финансирования капитальных расходов;
-
значительное снижение уровня ликвидности бюджета.
Рейтинги выпусков
Краснодарский край, 35002 (ISIN RU000A0ZZ8X4), срок погашения — 03.06.2025, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).
Краснодарский край, 35003 (ISIN RU000A1011B5), срок погашения — 12.11.2026, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Краснодарского края, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Краснодарского края.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Краснодарского края и выпусков облигаций Краснодарского края (RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Краснодарского края был опубликован АКРА 18.10.2017, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0ZZ8X4) — 17.10.2018, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A1011B5) — 12.11.2019. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Краснодарского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Краснодарским краем, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Краснодарского края принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Краснодарского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.