Кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — ЯНАО, Округ, Регион) обусловлен минимальной долговой нагрузкой, высокой степенью самодостаточности и устойчивости бюджета и высоким уровнем его ликвидности, а также высокими показателями развития региональной экономики.

Являясь самостоятельным субъектом Российской Федерации, ЯНАО одновременно входит в состав Тюменской области1 и располагается в Уральском федеральном округе. Территория Округа относится к районам Крайнего Севера, а более половины его площади расположено за полярным кругом. На территории Региона добывается более 85% российского природного газа, а его номинальный валовой региональный продукт (ВРП) в 2024 году составил 5,9 трлн руб., по оценкам Округа. Численность населения ЯНАО составляет примерно 0,4% населения страны.

Ключевые факторы оценки

Высокая степень самодостаточности бюджета. Динамика налоговых доходов Округа в определенной степени зависит от внешнего фактора, что наиболее заметно проявилось в период пандемии в 2020 году, когда поступления по налогу на прибыль упали почти в два раза. Стабилизируют динамику поступлений по этому налогу поступления по налогам на имущество, занимающие вторую по величине долю в структуре налоговых и неналоговых доходов (ННД).

В 2024 году бюджет Округа был исполнен с дефицитом в размере 8%, источником финансирования которого по большей части стали остатки ликвидных средств на счетах. Как следует из текущей версии закона о бюджете, в 2025 году дефицит составит 13%, а для его финансирования в основном будут использоваться коммерческие заимствования и остатки ликвидных средств.

В 2024 году динамика различных видов доходов ЯНАО была неоднородной. Совокупные ННД незначительно выросли за счет увеличения поступлений по НДФЛ и процентных доходов. Поступления по налогу на прибыль снизились и, согласно ожиданиям Округа, продолжат снижаться в 2025 году. Регион прогнозирует снижение ННД в этом году на 9%.

Бюджет ЯНАО характеризуется высокой долей собственных доходов, усредненная2 доля ННД Региона в общем объеме его доходов без учета субвенций за период с 2021 по 2025 год составит 91,5%.

Бюджет Региона отличается высокой операционной эффективностью: усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов стабильно положительное и за 2021–2025 годы составит 27,5%. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов за указанный период окажется на уровне -3%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах в 2021–2025 годах составит 34%.

Качественная оценка гибкости бюджетных расходов ЯНАО соответствует максимальному уровню. Это обусловлено высокой долей капитальных расходов, финансируемых за счет собственных средств, наличием резерва сокращения расходов, ежегодно положительным значением баланса текущих операций после учета процентных платежей. Потребность в увеличении объема капитальных расходов связана с тем фактом, что для большей части территории Региона характерны суровые климатические условия. Значение модифицированного свободного денежного потока Округа год от года существенно разнится в связи с волатильностью поступлений по крупнейшим статьям доходов.

Качественная оценка бюджетного профиля также соответствует максимальному уровню. Это обусловлено умеренной точностью планирования бюджета, наличием бюджетных мер стимулирования экономики, отсутствием сведений о нарушениях бюджетного законодательства, которые могли бы повлиять на бюджетный профиль Региона, и значимой долей налоговых льгот.


1 Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Минимальный уровень долговой нагрузки. На конец 2024 года отношение долга к текущим доходам ЯНАО составило менее 1%. Ожидается, что в связи с финансированием дефицита бюджета долговая нагрузка Региона к концу 2025 года увеличится до 10%, однако по-прежнему будет соответствовать минимальному уровню. Доля краткосрочного долга на начало 2025 года нерепрезентативна в связи с низкой долговой нагрузкой. Расходы Региона на обслуживание госдолга необременительны для его бюджета. Процентные доходы превышают процентные расходы. Соотношение ВРП Округа и его долга несущественно.

Качественная оценка долговой нагрузки находится на максимальном уровне. Средний срок погашения долга превышает пять лет. В структуре долга, помимо бюджетных кредитов, присутствуют государственные гарантии. Регион предоставляет их по договорам займа в рамках проектов по строительству инфраструктуры АО «ДОМ.РФ» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»). Просроченная кредиторская задолженность бюджета отсутствует, баланс текущих операций всегда положителен. АКРА отмечает наличие просроченной кредиторской задолженности по госсектору. Косвенные обязательства Региона по заключенным договорам ГЧП не являются значительными для его бюджета. Долг муниципальных образований Округа равен нулю.

Высокий уровень ликвидности бюджета. ЯНАО располагает значительным объемом средств на бюджетных счетах и депозитах. Среднемесячные остатки средств за 2024 год более чем вдвое превышали среднемесячные расходы бюджета. Округ использует право размещать остатки средств на депозитах. В связи с высоким уровнем запаса ликвидности Регион не участвует в аукционах по приобретению ликвидности и не привлекает средства на устранение кассовых разрывов. Открытые лимиты в банках отсутствуют. Закупка кредитов и кредитных линий за последние 24 месяца не осуществлялась. Просроченная кредиторская задолженность бюджета ЯНАО по состоянию на 01.01.2025 отсутствует. На 01.01.2025 у Региона практически нет рисков рефинансирования обязательств. Перечисленные факторы обуславливают наивысшую качественную оценку ликвидности.

Коэффициент ликвидности Округа (по методологии АКРА) по итогам текущего года составит порядка 155%.

Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 85% российского природного газа. Оценка экономического профиля ЯНАО обусловлена высоким уровнем ВРП на душу населения: в 2019–2022 годах усредненное значение ВРП на душу населения в ЯНАО в десять раз превышало усредненное среднестрановое значение.

В 2020–2023 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму составило 6,3, а уровень безработицы (по методологии МОТ) последние четыре года был ниже 3%.

Экономика Округа основана на добыче и реализации углеводородного сырья, обеспечивающих примерно половину его налоговых поступлений.

ЯНАО — один из основных федеральных регионов-доноров. За 11 месяцев 2024 года 87% налогов и сборов, собранных на территории Региона, было направлено в федеральный бюджет, и только 13% поступило в консолидированный бюджет Округа.

Ключевые допущения

  • сохранение социально-экономических показателей Региона на высоком уровне;

  • использование остатков средств на счетах для финансирования дефицита бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивое снижение уровня ликвидности до размера ежемесячных расходов;

  • значительное снижение текущих доходов, не сопровождающееся сокращением расходов;

  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа был опубликован АКРА 27.06.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Ямало-Ненецкого автономного округа принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга. 

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий. 

АКРА оказывало правительству Ямало-Ненецкого автономного округа дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.