Кредитный рейтинг ООО «Союздорстрой» (далее — ГК АВТОБАН, Компания) обусловлен сильным бизнес-профилем и сильной рыночной позицией. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают средний размер Компании и средняя оценка финансового профиля. Помимо этого, поскольку Компания осуществляет деятельность в отрасли инфраструктурного строительства, это оказывает давление на уровень рейтинга, однако АКРА отмечает, что дорожное строительство является наименее рискованным сегментом этой отрасли.
ГК АВТОБАН — крупнейшая в России компания в сфере дорожного строительства, доля рынка которой равна 7,1%. В 2016 году Компания построила 147,7 километров дорог, а общая сумма подписанных контрактов (бэклога) превышает 140 млрд руб. Около 90% выручки ГК АВТОБАН приходится на государственные контракты, также у Компании есть опыт работы в рамках государственно-частных партнерств (ГЧП), в том числе по концессионным соглашениям.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Сильный бизнес-профиль. Деятельность ГК АВТОБАН сфокусирована на строительстве дорог с твердым покрытием, при этом Компания обладает значительным опытом в данной сфере (дочернее предприятие ООО «СУ-905» работает с 1965 г.). База подписанных контрактов свидетельствует о том, что Компания будет обеспечена объемом работ в ближайшие четыре года. В то же время АКРА отмечает наличие риска концентрации на крупном заказчике и больших проектах, на долю которых приходится 29% выручки и 55% бэклога соответственно. Доля субподрядных работ значима — 46% от общего объема выполненных Компанией работ в 2016 году, — что объясняется выходом ГК АВТОБАН на концессионный рынок. Строительство большей части неконцессионных объектов может осуществляться Компанией без привлечения субподрядчиков. География присутствия ГК АВТОБАН обширна и охватывает наиболее развитые регионы страны (Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра и другие), а в перспективе возможен выход Компании на рынок Москвы.
Средняя долговая нагрузка при среднем уровне покрытия долга. Долг Компании в рамках концессионных соглашений рассматривается АКРА как обособленный от ГК АВТОБАН. В соответствии с Концессионным соглашением, долг по концессионным кредитам подлежит полному возмещению в случае расторжения концессии по любой причине. Также условия концессии не предусматривают поручительств со стороны операционных активов Компании по обязательствам компании-концессионера (в лице ООО «АСК», входящего в ГК АВТОБАН). Помимо этого, доля ГК АВТОБАН в ООО «АСК», по информации Компании, снизится с 75% в 2017 году до менее 50% в 2018 году. В то же время младший долг, привлеченный ГК АВТОБАН для участия в качестве инвестора концессионного проекта, оценивается как обязательства самой Компании. По оценкам АКРА, в 2017 году долг Компании составит 12,6 млрд руб., однако к 2019 году его уровень опустится до 7,2 млрд руб. Долговая нагрузка (общий долг/FFO до чистых процентных платежей) ГК АВТОБАН в 2017 году составит 2,8х, а к 2019 году снизится до уровня 1,5х. Отношение долг/капитал снизится с 1,4х в 2017 году до 0,5х к 2019 году. График погашения долга достаточно комфортный, поскольку крупные погашения приходятся на период с 2019 года. Уровень покрытия долга оценивается АКРА как средний — он вырастет с 2,7х в 2017 году до 5,2х в 2019 году.
Прочные позиции в отрасли. По итогам 2016 года показатель FFO Компании до чистых процентных платежей и налогов составил 3,6 млрд руб., а к 2019 году, по прогнозам Компании, его величина превысит 5,0 млрд руб. Общая сумма бэклога Компании равна 147 млрд руб., что соответствует высокой оценке по данному фактору. Рентабельность Компании по FFO до процентных платежей и налогов в течение прогнозного периода сохранится на уровне 2016 года, равном 11%, что представляется достаточно высоким показателем по сравнению с другими компаниями отрасли дорожного строительства.
Сильная позиция по ликвидности на фоне слабого денежного потока. С учетом значительных остатков денежных средств на счетах ГК АВТОБАН, а также невыбранных лимитов по кредитным линиям (свыше 4 млрд руб.) АКРА ожидает, что коэффициент краткосрочной ликвидности Компании составит 1,9 в 2017–2019 годах. Качественная оценка ликвидности находится на высоком уровне: Компания может привлекать финансирование на российском рынке, при этом до 2019 года она не планирует осуществлять крупных погашений долга. Денежный поток ГК АВТОБАН будет находиться на слабом уровне в связи с капитальными затратами, направленными на приобретение новой техники для строительства пускового комплекса № 3 Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), а также в связи с дивидендными выплатами в размере 20% чистой прибыли.
Адекватный уровень корпоративного управления. Стратегия ГК АВТОБАН носит консервативный характер и предусматривает реализацию крупных и выгодных проектов. Компания активно осваивает концессионное направление и проекты ГЧП. Все параметры финансового риск-менеджмента Компании определяются ежегодно решениями совета директоров ДСК «АВТОБАН» (входящей в ГК АВТОБАН) и ключевого бенефициара. Наблюдаемая подверженность валютным и процентным рискам низкая. ГК АВТОБАН включает в себя значительное количество юридических лиц, однако это связано с производственной необходимостью и спецификой деятельности. При этом внутригрупповых денежных потоков между ними не отмечено. Компания составляет ежегодную отчетность (не раскрывается публично), аудитором которой является международная компания.
Ключевые допущения
- рост ежегодной выручки от реализации проектов на 8,5%;
- расходы Компании на выплату дивидендов в пределах 20% чистой прибыли;
- реализация инвестиционной программы на сумму в пределах 1,5 млрд руб. в год и отсутствие необходимости привлечения долга.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост усредненной рентабельности по FFO до процентных платежей и налогов выше 12% при одновременном увеличении FFO до чистых процентных платежей и налогов выше 5 млрд руб.;
- рост усредненной рентабельности по FCF выше 2,5%;
- рост усредненного показателя обслуживания долга (FFO до чистых процентных платежей/процентные платежи) выше 8х.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- падение усредненной рентабельности по FFO до процентных платежей и налогов ниже 3%;
- рост усредненной долговой нагрузки (общий долг/FFO до чистых процентных платежей) выше 3,5х при одновременном падении усредненного показателя обслуживания долга (FFO до чистых процентных платежей/процентные платежи) ниже 2,5х;
- существенное ухудшение доступа к внешним источникам ликвидности.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bbb+.
Корректировки: отсутствуют.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен ООО «Союздорстрой» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты совершения рейтингового действия (28.12.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ООО «Союздорстрой», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг был присвоен на основании консолидированной отчетности ООО «Союздорстрой» по МСФО. Кредитный рейтинг является запрошенным, ООО «Союздорстрой» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ООО «Союздорстрой», не выявлены.
АКРА не оказывало ООО «Союздорстрой» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.