Подтверждение кредитного рейтинга АО «Корпорация «МСП» (далее — Корпорация) на уровне финансовых обязательств Правительства Российской Федерации отражает очень высокую оценку степени поддержки Корпорации со стороны государства.
Корпорация является институтом развития в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП), ее деятельность осуществляется в соответствии с федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон). Задача Корпорации — координация оказания государственной поддержки субъектам МСП. При этом Корпорация предоставляет финансовую поддержку субъектам МСП посредством выдачи гарантий и поручительств (подобные функции в соответствии со своим масштабом деятельности выполняют региональные гарантийные организации под кураторством Корпорации в рамках Национальной гарантийной системы), создает прочие условия для их льготного финансирования через банки-партнеры, прочие финансовые структуры и дочерние образования, в том числе АО «МСП Банк» (рейтинг АКРА — BBB+(RU), прогноз «Стабильный»). Кроме того, мандат Корпорации предполагает консультирование и обучение субъектов МСП для их более эффективного развития и повышения уровня вовлеченности в закупочные процессы крупнейших заказчиков в стране, а также консультирование представителей органов государственной власти и крупного бизнеса для стимулирования большего взаимодействия с МСП.
Ключевые факторы оценки
Очень высокая оценка степени поддержки. Корпорация является организацией, связанной с государством: она функционирует на основе специального законодательного акта и контролируется государством. В рамках реализации своих функций и полномочий Корпорация выступает одним из ключевых участников федерального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В соответствии с Законом, персональный состав органов управления Корпорации, включая генерального директора, определяется Правительством Российской Федерации. Таким образом, государство полностью контролирует как стратегию, так и операционную деятельность Корпорации. Государство предоставляет Корпорации поддержку в виде взносов в уставный капитал за счет средств федерального бюджета в объеме, достаточном для успешной реализации функций и полномочий Корпорации. За период с 2017 по 2024 год капитал Корпорации был увеличен на общую сумму порядка 48,5 млрд руб.
Кроме того, в соответствии с Законом, для исполнения обязательств по определенным поручительствам и независимым гарантиям Корпорации предоставляется господдержка за счет средств федерального бюджета. Объем субсидии, предоставленной Корпорации на текущий год, составляет около 4,7 млрд руб. (с учетом переноса неиспользованного остатка предыдущих периодов), объем дополнительной субсидии на период 2026–2027 годов — 9,7 млрд руб.
Финансовый профиль Корпорации отражает специфику ее деятельности. Максимизация финансового результата не является приоритетом для Корпорации, что соответствует мандату института развития. Капитал дополнительно поддерживается благодаря регулярным вливаниями со стороны государства и формирует порядка 52% баланса и 15,2% от совокупных баланса и внебалансовых обязательств кредитного характера на начало октября 2024 года (согласно данным консолидированной отчетности по МСФО). Основополагающей вводной в определении объемов оказываемой Корпорацией поддержки субъектам МСП являются предварительно согласованные размеры субсидий, предоставляемые государством.
По оценкам Агентства, на конец 2024 года объем непокрытых резервами потенциально проблемных активов и забалансовых обязательств кредитного характера остается управляемым, порядка 13–13,5% собственных средств. В том числе примерно 6% собственных средств представляют собой гарантии и поручительства, исполнение обязательств по которым планируется в основном за счет субсидий, предоставляемых Корпорации. Оставшаяся доля — это преимущественно потенциально проблемные кредиты и ценные бумаги, консолидируемые с уровня дочерних организаций.
Агентство отмечает значительное снижение темпов роста портфеля гарантий и поручительств в 2024 году, в основе которого лежит разнонаправленное движение по двум наиболее значимым продуктам. С одной стороны, значительный рост портфеля «зонтичных» поручительств, с другой — существенное снижение в связи со сложившейся конъюнктурой рынка портфеля поручительств по Программе стимулирования кредитования субъектов МСП (далее — поручительства ПСК).
АКРА ожидает сохранение сдержанной динамики совокупного портфеля в 2025 году, структура которого в текущих условиях жесткой денежно-кредитной политики продолжит меняться в пользу «зонтичных» поручительств наряду с сокращением доли сегмента поручительств ПСК. Более размеренное развитие позволит качественнее управлять рисками и снизит нагрузку на капитализацию после динамичных 2022–2023 годов.
Специфика управления кредитными рисками по «зонтичным» поручительствам и поручительствам ПСК имеет принципиальные различия. В первом случае возможные негативные последствия несколько смягчает наличие субсидий от государства для компенсации потерь по большей части выдаваемых поручительств; во втором — программа предполагает, что в качестве принципалов выступают банки-участники, кредитные риски которых по определению ниже, чем у представителей МСП. Дополнительным возможным источником непредвиденных потерь остаются кредитные и лизинговые требования дочерних организаций Корпорации к своим клиентам. Однако, как полагает АКРА, в случае экстренной необходимости государство окажет Корпорации достаточную поддержку для выполнения ее обязательств в полном объеме, что смягчает указанные риски.
Согласно подходам Агентства, собственная кредитоспособность Корпорации не является фактором, влияющим на ее кредитный рейтинг. Присвоение рейтинга основывалось на Методологии присвоения кредитных рейтингов с учетом внешней поддержки.
Ключевые допущения
-
сохранение акционерного и операционного контроля со стороны государства;
-
сохранение готовности Правительства Российской Федерации оказывать Корпорации регулярную и экстраординарную поддержку.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
потеря акционерного или операционного контроля со стороны государства;
-
снижение готовности Правительства Российской Федерации оказывать Корпорации регулярную и экстраординарную поддержку.
Компоненты рейтинга
ОСК: отсутствует.
Корректировки: отсутствуют.
Поддержка: паритет с Российской Федерацией.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов с учетом внешней поддержки, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг АО «Корпорация «МСП» был опубликован АКРА 27.04.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АО «Корпорация «МСП» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО «Корпорация «МСП», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности АО «Корпорация «МСП» по МСФО, отчетности АО «Корпорация «МСП» по РСБУ и управленческой отчетности АО «Корпорация «МСП». Кредитный рейтинг является запрошенным, АО «Корпорация «МСП» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало АО «Корпорация «МСП» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.