Кредитный рейтинг ООО «ДМЕ Холдинг» (далее — Компания, Группа, Аэропорт, Домодедово, ДМЕ Холдинг) обусловлен высокой оценкой операционного риск-профиля, которая характеризуется сильной рыночной позицией и сильным бизнес-профилем, средним уровнем корпоративного управления, а также очень высоким кредитным качеством региона, в котором Аэропорт осуществляет свою деятельность. Финансовый риск-профиль Компании, в свою очередь, определяется средним размером бизнеса, высокой долговой нагрузкой, низким уровнем покрытия процентных платежей, а также низкой оценкой ликвидности. Необходимо отметить, что в 2025 году ликвидная позиция Компании будет находиться под давлением вследствие необходимости рефинансирования облигационного займа, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинг. При этом поддержку рейтингу оказывают высокие показатели рентабельности и денежного потока. Присвоение кредитного рейтинга со статусом «Рейтинг на пересмотре — развивающийся» обусловлено наличием исковых требований со стороны Генеральной прокуратуры Российской Федерации к собственникам Аэропорта. В результате принятия данных исковых требований к судебному производству в отношении компаний Группы был применен ряд мер обеспечительного характера (которые до недавнего времени, кроме прочего, включали запрет на выплату купонов по облигационным займам). В настоящий момент Агентство не может дать определенную оценку рискам, связанным с негативным влиянием указанных исковых требований на кредитоспособность Группы.
ДМЕ Холдинг — группа компаний, владеющих и оперирующих инфраструктурой аэропорта Домодедово. Аэропорт является одним из крупнейших по объемам пассажиро- и грузопотока в России. Ранее головной компанией Группы являлась DME Limited (зарегистрированная на Кипре), однако с октября 2024 года функции головной компании выполняет российская ООО «ДМЕ Холдинг».
Ключевые факторы оценки
Снижение пассажиропотока оказывает давление на финансовые показатели Компании. По итогам 2024 года пассажиропоток Домодедово составил 15,6 млн человек, сократившись на 22% относительно 2023 года. Основной причиной такого сокращения стало снижение объемов воздушных перевозок авиакомпанией S7 Airlines (якорный перевозчик Аэропорта) из-за сложностей с обслуживанием парка воздушных судов иностранного производства на фоне действующих ограничений в отношении российского авиационного рынка и приоритизации развития маршрутной сети авиакомпании через региональные аэропорты. По мнению АКРА, ввиду турбулентной экономической ситуации и санкционного давления на российскую авиационную отрасль восстановление пассажиропотока Аэропорта будет происходить умеренными темпами (рост на 2% ежегодно в 2025–2027 годах). Такая динамика объемов пассажирских авиаперевозок оказывает давление на финансовые результаты Компании. Агентство оценивает показатель FFO до чистых процентных платежей и налогов за 2024 год на уровне 10,6 млрд руб. (12,2 млрд руб. в 2023 году). В прогнозном периоде поддержку операционному денежному потоку окажет повышение аэропортовых сборов и тарифов. Кроме того, АКРА отмечает эффективное управление операционными расходами Компании в предыдущие годы и ожидает сохранение уровня рентабельности по FFO до чистых процентных платежей и налогов на уровне 35–40% в 2025–2027 годах.
Высокая долговая нагрузка при низком уровне покрытия процентных платежей. Финансовый долг Домодедово в размере 74,2 млрд руб. на 31.12.2024 был представлен тремя облигационными выпусками (включая рублевые, замещающие и еврооблигации), а также кредитами банков. АКРА прогнозирует, что отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей будет находиться в пределах 4,0–6,0х в 2025–2027 годах. Долговая нагрузка Компании характеризуется как высокая. С учетом того, что около половины финансового долга Домодедово представлено обязательствами, номинированными в валюте (замещающие облигации и еврооблигации номинированы в долларах США), дальнейшая динамика долговой нагрузки будет во многом зависеть от курса рубля. Отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам по итогам 2023 года составляло 2,1х. АКРА ожидает ослабление данного показателя ввиду роста процентных ставок и сокращения операционного денежного потока Компании. По оценкам Агентства, отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам по итогам 2024 года снизится до 1,5–2,0х и останется в этом диапазоне в 2025–2026 годах.
Высокая оценка денежного потока и слабая ликвидная позиция. Снижение операционных показателей Компании в 2024 году, рост процентных расходов и значительные дивидендные выплаты негативно отразились на свободном денежном потоке (FCF). Однако АКРА ожидает, что в 2025–2027 годах средневзвешенная рентабельность по FCF будет стабильно высокой (более 5%) при условии отсутствия дивидендных выплат и сохранения капитальных затрат на относительно низком уровне (ввиду отсутствия планов по реализации крупных инвестиционных проектов в ближайшее время). При этом ликвидная позиция Компании находится под давлением, принимая во внимание приближающийся срок погашения российских рублевых облигаций в 2025 году на фоне неопределенности, связанной с исковыми требованиями со стороны Генеральной прокуратуры Российской Федерации к собственникам Аэропорта, что отражено в статусе «Рейтинг на пересмотре — развивающийся».
Ключевые допущения
-
рост пассажиропотока на 2% ежегодно в 2025–2027 годах;
-
отсутствие дивидендных выплат в 2025–2027 годах;
-
среднегодовой курс доллара США на уровне 95–105 руб./долл. США в 2025–2027 годах;
-
наличие доступа к внешним источникам ликвидности для рефинансирования долгового портфеля.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
Статус «Рейтинг на пересмотре — развивающийся» предполагает возможность разнонаправленного движения рейтинга: неизменность, повышение или понижение.
К снятию статуса «Рейтинг на пересмотре — развивающийся» и повышению кредитного рейтинга может привести:
- устранение исковых требований со стороны Генеральной прокуратуры Российской Федерации к собственникам Аэропорта, успешное рефинансирование краткосрочного долга и улучшение показателей долговой нагрузки Группы.
К снятию статуса «Рейтинг на пересмотре — развивающийся» и подтверждению кредитного рейтинга может привести:
- сохранение текущей структуры собственности и устранение исковых требований со стороны Генеральной прокуратуры Российской Федерации к собственникам Аэропорта без существенного негативного эффекта для финансового положения Группы.
К снятию статуса «Рейтинг на пересмотре — развивающийся» и понижению кредитного рейтинга может привести:
- ухудшение доступа к источникам ликвидности вследствие сохранения неопределенности, связанной с исковыми требованиями со стороны Генеральной прокуратуры Российской Федерации к собственникам Аэропорта, либо реализация негативного сценария в отношении указанного иска, способного привести к ухудшению операционных или финансовых показателей Группы.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bbb+.
Поддержка: отсутствует.
Рейтинги выпусков
Обоснование кредитного рейтинга. Эмиссии серий 002P-01 (RU000A105MP6) и ЗО28 (RU000A108Y11) являются старшим необеспеченным долгом ООО «Домодедово Фьюэл Фасилитис» — дочерней операционной компании ООО «ДМЕ Холдинг». Основанием для присвоения рейтингов указанным эмиссиям служат публичные безотзывные оферты со стороны ключевых операционных компаний холдинга, формирующих основной денежный поток Группы. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков, АКРА оценивает указанные облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Группы. В соответствии с методологией АКРА, уровень возмещения по необеспеченному долгу относится к I категории, в связи с чем кредитный рейтинг эмиссий устанавливается на уровне BBB+(RU), то есть на уровне кредитного рейтинга Компании.
ключевые характеристики выпусков
1. ISIN RU000A105MP6
Заемщик |
ООО «ДМЕ Холдинг» |
Кредитный рейтинг заемщика |
BBB+(RU), |
Фактический эмитент |
ООО «Домодедово Фьюэл Фасилитис» |
Тип ценной бумаги |
Облигации биржевые процентные серия 002Р-01 |
Объем эмиссии |
15 000 000 000 руб. |
Дата размещения |
20.12.2022 |
Дата погашения |
16.12.2025 |
2. ISIN RU000A108Y11
Заемщик |
ООО «ДМЕ Холдинг» |
Кредитный рейтинг заемщика |
BBB+(RU), |
Фактический эмитент |
ООО «Домодедово Фьюэл Фасилитис» |
Тип ценной бумаги |
Облигации биржевые процентные серия ЗО28 |
Объем эмиссии |
354 715 000 долл. США |
Дата размещения |
02.08.2024 |
Дата погашения |
08.02.2028 |
Источник: АКРА, данные эмитента
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ООО «ДМЕ Холдинг» и облигационных выпусков ООО «Домодедово Фьюэл Фасилитис» (RU000A105MP6, RU000A108Y11), дочерней операционной компании ООО «ДМЕ Холдинг», были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов облигационным выпускам «Домодедово Фьюэл Фасилитис» (RU000A105MP6, RU000A108Y11) также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Кредитный рейтинг был присвоен ООО «ДМЕ Холдинг» впервые. Впервые кредитные рейтинги облигационных выпусков ООО «Домодедово Фьюэл Фасилитис» (RU000A105MP6) и (RU000A108Y11) были опубликованы АКРА 20.12.2022 и 23.09.2024 соответственно и впоследствии отозваны 20.02.2025. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ООО «ДМЕ Холдинг», а также кредитных рейтингов облигационных выпусков ООО «Домодедово Фьюэл Фасилитис» (RU000A105MP6, RU000A108Y11) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ООО «ДМЕ Холдинг», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, ООО «ДМЕ Холдинг» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало ООО «ДМЕ Холдинг» и ООО «Домодедово Фьюэл Фасилитис» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.