Кредитный рейтинг Курской области (далее — Курская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки и умеренно высокими показателями бюджетного профиля. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают умеренные показатели развития экономики Региона.

Курская область расположена в Центральном федеральном округе, граничит с пятью регионами Российской Федерации и Украиной. В Области проживает 0,7% населения страны, объем ее валового регионального продукта (ВРП) составляет около 0,5% совокупного ВРП российских регионов. На территории Области частично располагается Курская магнитная аномалия.

Ключевые факторы оценки

Консервативная долговая политика и сбалансированное управление ликвидностью бюджета. Область придерживается консервативной долговой политики и в течение длительного периода удерживает показатели долговой нагрузки в пределах, соответствующих низкому уровню риска. По итогам 2024 года соотношение долга Области и ее текущих доходов составило 11%, а в 2025-м вырастет до 18%. Соотношение долга и ВРП Области стабильно находится на отметке около 2%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки.

На 01.01.2025 долг Региона был в основном представлен бюджетными кредитами (96%). Незначительные доли приходились на облигации и гарантии. Доля погашаемого в текущем году долга на ту же дату составляла 14%, а доля долга, подлежащего погашению в 2026 году, — 15%. В 2023 году незначительная часть задолженности Области по бюджетным кредитам была списана, а в 2024 году списание составило 525 млн руб., или треть всех бюджетных кредитов, которые Область должна была погасить в прошлом году. Вероятно, по мере поступления в федеральный бюджет налоговых платежей от инвестиционных проектов, которые были реализованы за счет инфраструктурных бюджетных кредитов, они будут частично списываться.

Расходы на обслуживание долга необременительны для бюджета Области благодаря высокой доле бюджетных кредитов в структуре долга: соотношение усредненных1 процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) в 2021–2025 годах составит 0,2%.

Качественная оценка долгового профиля Курской области соответствует первой категории. Это обусловлено средневзвешенным сроком погашения долга, превышающим четыре года, преобладанием бюджетных кредитов в структуре долга, отсутствием просроченной кредиторской задолженности, а также значительного объема косвенных обязательств, финансового долга компаний госсектора и долга муниципальных образований. Кроме того, на качественную оценку влияет стабильность долговой политики, ориентированной на привлечение долгосрочных источников финансирования дефицита бюджета.

Курская область располагает некоторым объемом собственной ликвидности, достаточным для своевременного выполнения обязательств. Коэффициент ликвидности, рассчитанный по методологии АКРА, в 2024 году превысил 300%, а в 2025-м ожидается на уровне 116%.

Качественная оценка профиля ликвидности соответствует второй категории, что связано с наличием у Региона публичной кредитной истории, а также с невысокой относительной величиной ликвидности, вероятной потребностью в привлечении ликвидности и с необходимостью использования краткосрочных источников ликвидности. Оценка учитывает также минимальный размер кредиторской задолженности и ее нейтральную динамику.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренно сильный бюджетный профиль с зависимостью от металлургического сектора. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) Области в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций) за период с 2021 по 2025 год составит 60,8% (54,5% за 2020–2024 годы). В связи с незначительным превышением порогового значения в оцениваемом периоде и вероятностью роста объема трансфертов в 2026 году Агентством применяется понижающая корректировка на пограничное значение. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за указанный период окажется на уровне 11,8%. Положительный баланс текущих операций свидетельствует о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов может составить -2%, что указывает на возрастающую потребность бюджета в привлечении долгового финансирования. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом объема субвенций) в 2021–2025 годах составит 27%.

Качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует третьей категории и обусловлена средними оценками потребности Области в увеличении объема капитальных расходов, стабильно положительным балансом текущих операций после учета процентных платежей, а также отсутствием выраженной тенденции с точки зрения показателей модифицированного свободного денежного потока. До 2024 года более половины капитальных расходов Регион финансировал самостоятельно, но возможность сокращения этих расходов представляется неочевидной.

Качественная оценка бюджетного профиля соответствует первой категории в связи со следующими факторами. Регион не допускал нарушений бюджетного законодательства, способных оказать влияние на бюджетный профиль; региональные налоговые льготы составляют не более 4% ННД ежегодно; Область передает на нижестоящий уровень налоговые доходы, в том числе часть от налогов на совокупные доходы (по упрощенной системе налогообложения); налоговые поступления в бюджет Региона волатильны в части налога на прибыль, а поступления по НДФЛ консервативно недооцениваются.

Умеренные показатели развития экономики Области. Несмотря на достаточный уровень диверсификации экономики и налоговых поступлений (максимальная их доля приходится на сегмент добычи железных руд и составляет 17% — усредненное значение за 2021–2024 годы, по оценкам АКРА), динамика социально-экономических показателей и наполнение областного бюджета зависят от конъюнктуры, складывающейся на мировом и внутреннем рынках металлов. По итогам 2024 года индекс промышленного производства (ИПП) в добывающей промышленности составил 101,6% (против 97,2% в 2023 году), тогда как ИПП в целом оказался на уровне 99,6%.

Соотношение усредненных за 2020–2023 годы подушевого ВРП Области и подушевого среднестранового ВРП составило 67%. По оценкам АКРА, по итогам 2024–2027 годов показатель останется в пределах текущей категории. Соотношение усредненных за период с 2021 по 2024 год заработной платы и прожиточного минимума (для трудоспособного населения) превышало 4,0. Безработица в Регионе в 2024 году составила 1,9%, а усредненный за последние четыре года показатель — 2,4%.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета текущего года с дефицитом в пределах 10% ННД;

  • финансирование прогнозного дефицита с использованием привлеченных средств;

  • более существенный рост объема трансфертов в 2026 году по сравнению с показателем, указанным в текущей версии закона о бюджете.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение потребности бюджета в привлечении дополнительного финансирования;

  • ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Области.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня доступной ликвидности;

  • рост соотношения долга и текущих доходов до уровня выше 30%;

  • рост текущих расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Курская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYCD1), срок погашения — 12.10.2025, объем эмиссии по номиналу — 4 млрд руб., — А+(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Курской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Курской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Курской области и выпуску государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Курской области и выпуска государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были опубликованы АКРА 01.09.2017 и 10.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Курской области, а также кредитного рейтинга выпуска государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Курской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.