Кредитный рейтинг Кировской области (далее — Кировская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой при умеренных рисках рефинансирования долговых обязательств, положительной операционной эффективностью бюджета и умеренно высоким показателем капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом объема субвенций). Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают умеренная потребность бюджета в использовании дополнительных источников финансирования и снижение объема доступной ликвидности на фоне прогнозируемого по итогам текущего года дефицита бюджета.

Кировская область входит в состав Приволжского федерального округа. В Области проживает 1,1 млн человек. По оценкам Региона, объем его валового регионального продукта (ВРП) за 2024 год составил 664 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Положительная операционная эффективность бюджета при умеренной потребности в использовании дополнительных источников финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит 8%. Баланс текущих операций по итогам 2024 года сформировался положительным, что позволило Области частично профинансировать свои капитальные расходы. По итогам 2025 года показатель также ожидается положительным.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2021–2025 годы составит 17%, при этом качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует третьей категории. Капитальные расходы практически ежегодно финансируются в основном за счет средств вышестоящего бюджета. Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов стабильно положительный, благодаря чему процентные расходы удается покрывать за счет текущих доходов. Модифицированный свободный денежный поток достаточно волатильный и в отдельные годы принимает отрицательные значения, что объясняет периодическую потребность Области в частичном финансировании капитальных расходов за счет дополнительных средств. 

Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 62%. Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов ожидается на уровне -2%, что указывает на умеренную потребность бюджета Области в привлечении дополнительного финансирования. АКРА полагает, что потребность бюджета в использовании дополнительных средств сохранится в 2025–2026 годах, о чем свидетельствует отрицательный показатель неусредненного МБД в указанные годы.

Качественная оценка бюджетного профиля соответствует первой категории. Область дополнительно передает нижестоящим бюджетам поступления по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также по налогу на имущество организаций. Оценочный объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, в 2024 году является несущественным для бюджета Региона. Агентство отмечает существенные отклонения некоторых фактических доходов бюджета от плановых показателей.

По итогам 2024 года доходы бюджета Кировской области увеличились на 13% к показателю за 2023 год. Рост ННД при этом составил 17,5% в годовом сопоставлении. Приросту показателя главным образом способствовало увеличение поступлений по налогу на прибыль (+13%), НДФЛ (+25%) и налогам на совокупный доход (+28%). Объем безвозмездных поступлений увеличился на 5% к показателю по итогам предыдущего года. Расходы областного бюджета выросли на 12%, при этом объем капитальных расходов увеличился почти в полтора раза. Сформировавшийся по итогам 2024 года дефицит бюджета в размере 2% ННД был практически полностью профинансирован за счет остатков на счетах Региона.

По данным актуальной версии закона о бюджете Области, доходы в текущем году сократятся на 2% к уровню прошлого года, что по большей части основывается на утвержденном объеме безвозмездных поступлений, который оказался на 10% ниже фактического показателя 2024 года. ННД Области увеличатся на 3% год к году в связи с ожидаемым ростом на 9% поступлений по НДФЛ. Расходная часть бюджета Кировской области по итогам 2025 года вырастет на 3% при снижении капитальных расходов на 7%. Ожидаемый по итогам года дефицит бюджета составит 10% ННД, а для его финансирования планируется использовать как остатки на счетах, так и заемные средства.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренно низкая долговая нагрузка при умеренных рисках рефинансирования. Долг Области по итогам 2024 года составил 25,2 млрд руб. Долговой портфель был практически полностью сформирован бюджетными кредитами, а объем облигаций был незначительным. На начало текущего года график предполагал погашение 20% долга в 2025 году и 18% в 2026-м. По мнению АКРА, в ближайшие годы суммы погашения долга могут оказаться существенно меньше в связи с частичным списанием бюджетных кредитов, средства от погашения которых будут направлены на финансирование инфраструктуры Региона.

По состоянию на 01.03.2025 долг Области увеличился на 1,2 млрд руб. по причине привлечения краткосрочных кредитов Управления Федерального казначейства (УФК). При этом доля долга, погашаемая в текущем году, увеличилась до 24% в сравнении с графиком на начало года.

В 2024 году соотношение долга и текущих доходов Области составило 26%. В соответствии с параметрами актуальной версии закона о бюджете, в 2025 году данное соотношение увеличится до 29%. АКРА полагает, что долговая нагрузка Региона продолжит расти и в 2026 году превысит 30%, что соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки. По этой причине к показателю 2025 года применяется повышающая корректировка на пограничное значение.

Соотношение усредненных за 2021–2025 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций) не превысит 1%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП составит 4%.

Качественная оценка долгового профиля Региона соответствует второй категории. Согласно графику погашения на 01.01.2025, средневзвешенный срок погашения долга не превышает четырех лет. Долг практически полностью представлен бюджетными кредитами. Операционная эффективность бюджета стабильно положительная. Долговая нагрузка муниципальных образований очень низкая. Финансовый долг предприятий госсектора на 01.10.2024 не превышал 0,8 млрд руб. На начало текущего года проекты, в которых Область выступала концедентом, отсутствовали.

Ликвидность будет использована для финансирования дефицита бюджета. По итогам 2024 года объем накопленной ликвидности сократился на 34%. За последние двенадцать месяцев остатки на счетах Области в среднем были сопоставимы с ежемесячными расходами ее бюджета. В соответствии с планами Региона накопленные средства будут практически в полном объеме использованы для финансирования ожидаемого по итогам 2025 года дефицита бюджета.

Коэффициент ликвидности бюджета Кировской области в 2025 году составит 33%.

Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует третьей категории. На долговом рынке Регион имеет один выпуск облигаций с незначительным объемом в обращении, новые выпуски в текущем году не запланированы. Закупки кредитных линий за последние двенадцать месяцев не осуществлялись. За истекший период 2025 года Регион привлекал краткосрочные кредиты УФК. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как умеренные, дополнительно принимаются во внимание планы Области по сокращению объема остатков на счетах и привлечению коммерческих заимствований по итогам года.

Умеренные показатели развития экономики. По оценкам Агентства, наибольшая доля налоговых поступлений от зарегистрированных на территории Области предприятий приходится на сферу обрабатывающей промышленности. Усредненная доля указанных налоговых поступлений за 2021–2024 годы составила 36% и была сформирована предприятиями, задействованными в металлургическом, химическом, пищевом и деревообрабатывающем производствах. Вторая по объему доля за указанный период относилась к совокупности отраслей, формирующих государственный сектор Региона (20%). Сектор оптовой и розничной торговли обеспечивал порядка 15% налоговых поступлений.

Экономика Области характеризуется сравнительно низкими показателями ВРП на душу населения (усредненное за 2020–2023 годы значение составляет 50% от среднестранового уровня). Положительную динамику, однако, демонстрирует промышленное производство Кировской области. По итогам 2024 года индекс промышленного производства Региона составил 111,7% к показателю предыдущего года, что превышает аналогичные показатели по Приволжскому федеральному округу и по Российской Федерации в целом.

Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2021–2024 годы превышало 3,5. Усредненная за указанный период безработица составила 2,9%, при этом в 2024 году безработица в Области снизилась до 2,0%.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в соответствии с параметрами актуальной версии закона о бюджете Области;

  • использование накопленной ликвидности практически в полном объеме для финансирования бюджетного дефицита, прогнозируемого на 2025 год;

  • привлечение коммерческого долга для финансирования дефицита бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост операционной эффективности бюджета;

  • стабилизация долговой нагрузки на уровне ниже 30%;

  • рост объема накопленной ликвидности по итогам текущего года.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение доли ННД в объеме совокупных доходов Региона (за вычетом субвенций);

  • значительный рост доли краткосрочного долга при сохранении долговой нагрузки на уровне выше 30%;

  • рост потребности бюджета в дополнительных источниках финансирования.

Рейтинги выпусков

Кировская область, 35001 (ISIN RU000A0ZZXZ7); срок погашения — 05.12.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — A-(RU).

Обоснование. Указанный выше облигационный выпуск Кировской области, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Кировской области — A-(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Кировской области и облигационного выпуска Кировской области (ISIN RU000A0ZZXZ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Кировской области и облигационного выпуска Кировской области (ISIN RU000A0ZZXZ7) были опубликованы АКРА 06.12.2021. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кировской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Кировской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Кировской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Кировской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Кировской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.