Кредитный рейтинг Ленинградской области (далее — Ленинградская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и низкой долговой нагрузкой при высоком уровне ликвидности бюджета.

Повышение кредитного рейтинга объясняется сохранением собственной ликвидности на высоком уровне и изменением качественных оценок ликвидности.

Ленинградская область расположена в Северо-Западном федеральном округе и граничит с пятью субъектами Российской Федерации, а также с Финляндией и Эстонией. В Области проживает немногим более 2 млн человек (порядка 1,4% населения страны), а объем ее валового регионального продукта (ВРП) за 2024 год составил, по оценкам Области, почти 2 трлн руб.

Ключевые факторы оценки

Рост запаса ликвидности по итогам прошлого года. Область завершила 2024 год с профицитом даже на фоне роста расходов на 19% год к году, в том числе текущих расходов — на 17%. Доходы Региона выросли на 7%, при этом налоговые и неналоговые доходы (ННД) увеличились на 10% за счет роста поступлений по НДФЛ, процентных доходов и в меньшей степени — налогов на имущество.

Профицит, бюджетные кредиты и иные источники финансирования дефицита, сформировавшиеся преимущественно за счет операций по управлению остатками средств на единых счетах бюджетов, обусловили прирост остатков на счетах Региона. Оценка коэффициента ликвидности бюджета Ленинградской области соответствует максимальному уровню, коэффициент ликвидности по итогам 2025 года составит более 140%.

Качественная оценка профиля ликвидности также соответствует максимальному уровню. Среднемесячные остатки в 2024 году более чем вдвое превысили среднемесячные расходы областного бюджета; потребность в привлечении дополнительной ликвидности отсутствует, поскольку остатков на счетах достаточно для финансирования двухлетнего дефицита и выплат по долгу. Риски рефинансирования очень низкие. Краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства привлекались в 2023 году, а в 2024 году такой необходимости не возникало. В текущем году Регион также не планирует прибегать к этому виду заимствований. В течение последних нескольких лет облигационные займы Областью не размещались. Кредитные линии расторгнуты в связи с невостребованностью.

Бюджет Области характеризуется высокой долей собственных поступлений: в 2021–2025 годах усредненное1 соотношение ННД и доходов бюджета без учета субвенций составит более 90%. Усредненная за указанный период доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) окажется на уровне 17,5%. Качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует второй категории по причине высокой доли капитальных расходов, финансируемых за счет Области, и регулярно положительного значения баланса текущих операций после учета процентных доходов и расходов. Модифицированный бюджетный дефицит в разные годы принимает разные значения. Возможность снижения капитальных расходов является неочевидной.

В 2021–2025 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 13,9%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит 4,3%.

Закон об областном бюджете на 2025 год и плановый период с 2026 по 2027 год предусматривает исполнение бюджета в текущем году с дефицитом, который планируется покрыть преимущественно за счет остатков на счетах и в незначительной степени за счет привлечения долга.

Качественная оценка профиля бюджета соответствует второй категории. Для Области характерно консервативное планирование бюджета. Факты нарушений бюджетного законодательства, способные оказать влияние на бюджетный профиль Области, отсутствуют. В числе бюджетных мер стимулирования экономики можно отметить передачу 100% дохода от налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, а также передачу части НДФЛ по различным нормативам на уровень муниципальных образований. Налоговые льготы, установленные областным законодательством, признаются существенными (15% ННД за 2022 год и 9% ННД за 2023 год).


Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Низкая долговая нагрузка и минимальные риски рефинансирования. На конец 2024 года соотношение долга Ленинградской области и ее текущих доходов составило 4,4%. Как полагает АКРА, по итогам 2025 года данное соотношение может оказаться на уровне 6,0% текущих доходов, а на конец 2026-го — 7,5%. Соотношение долга и ВРП регулярно составляет менее 1%. Процентные платежи крайне незначительны. По состоянию на начало текущего года Области ежегодно предстояло погашать менее 10% долга. Указанные показатели соответствуют низкому уровню долговой нагрузки.

Законом о бюджете предусмотрено предоставление госгарантий на сумму до 100 млн руб. в 2025 году. В 2026 и 2027 годах предоставление гарантий не предусмотрено.

Качественная оценка долгового профиля соответствует первой категории. Средневзвешенный срок погашения долга значительно превышает четыре года; долг представлен бюджетными кредитами; просроченная кредиторская задолженность отсутствует; баланс текущих операций регулярно существенно положительный; долг и просроченная кредиторская задолженность компаний госсектора некритичны для бюджета. Долг Области находится на низком уровне, долг муниципальных образований также незначителен. Долговая политика Ленинградской области в целом ориентирована на долгосрочные заимствования.

В 2023 и 2024 годах бюджетные кредиты Региону не списывались. Областью подписано соглашение о реструктуризации части долга перед федеральным бюджетом, которое предполагает возможность списания двух третей этой суммы. Размер подлежащего реструктуризации долга составляет 2,4 млрд руб.

Диверсифицированная экономика с развитыми обрабатывающей промышленностью и транспортным сектором. Доминирующей отраслью в структуре ВРП Ленинградской области являются обрабатывающие производства (до трети ВРП). Порядка четвери выпуска обрабатывающей промышленности приходится на производство пищевых продуктов, не относящееся к процикличным отраслям. Кроме того, в Области представлены нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение, производство бумажных изделий и химическая промышленность. На вид деятельности «Транспортировка и хранение» в 2023 году приходилось 14,6% ВРП. По территории Региона проходят магистральные трубопроводы, а также расположен крупный портовый комплекс. Дифференциация налоговых поступлений по отраслям находится на высоком уровне: согласно расчетам АКРА, усредненная оценка максимальной доли одной отрасли в налоговых доходах Области в 2021–2024 годах не превышает 17%.

Безработица в Ленинградской области в течение последних пяти лет находилась ниже среднестранового уровня и по итогам 2024 года составила 2,8%. Средняя заработная плата в 2024 году превысила прожиточный минимум (для трудоспособного населения) более чем в четыре раза. Темпы роста промышленного производства и физического объема ВРП в 2015–2024 (2023) годах почти ежегодно были выше, чем в среднем по России. За период с 2015 по 2024 год население Региона увеличилось на 270 тыс. человек, или на 15% (преимущественно за счет миграции). Положительные тренды в демографии и промышленности нашли отражение в итоговой позитивной корректировке оценки экономики.

Ключевые допущения

  • сохранение консервативной долговой политики;

  • сохранение высокого уровня ликвидности областного бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;

  • значительное снижение ликвидности областного бюджета;

  • рост долговой нагрузки Области до уровня выше 30% текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Ленинградской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Ленинградской области был опубликован АКРА 02.06.2022. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Ленинградской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Ленинградской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Администрация Ленинградской области принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Администрации Ленинградской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.