Понижение кредитного рейтинга ПАО «ТГК-14» (далее — Компания, ТГК-14) обусловлено прогнозами по росту долговой нагрузки и расходов на обслуживание долга, увеличению количества операций со связанными сторонами (АО «Дальневосточная управляющая компания» (далее — АО «ДУК») и АО «Спецавтохозяйство»), а также росту расходов на капитальные вложения в рамках вхождения Компании в инвестиционный цикл развития. Компания приступила, в том числе, к реализации проектов в рамках КОМ НГО (конкурентный отбор мощности новых генерирующих объектов) по строительству двух энергоблоков на Улан-Удэнской ТЭЦ-2, которые характеризуются высокой капиталоемкостью и штрафными санкциями за несоблюдение параметров их реализации.
В настоящее время ТГК-14 проводит масштабную работу по реализации мероприятий, направленных на применение инструментов оптимизации расходов по финансированию указанных проектов. Неопределенность, связанная со сметной стоимостью проектов, рост которой потенциально может привести к необходимости привлечения дополнительного долга, а также со сроками, форматами и результатами реализации вышеуказанных мероприятий, включая параметры финансирования проектов, обусловила изменение прогноза на «Негативный».
При этом ТГК-14 сохраняет сильную позицию по теплоснабжению на обслуживаемых территориях (Республика Бурятия и Забайкальский край), а также адекватные бизнес-профиль и корпоративное управление, соответствующие стандартам отрасли, в которой работает Компания. Географическая диверсификация отражает уровень социально-экономического развития регионов присутствия ТГК-14. Оценка за рентабельность находится на уровне выше среднего. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг Компании оказывают, помимо прочего, размер бизнеса, системные регуляторные риски, а также прогнозные показатели долговой нагрузки и уровня обслуживания долга, свободный денежный поток (FCF) и капитальные затраты, связанные со значительным увеличением программы капитальных вложений Компании.
ТГК-14 — региональная компания — производитель и поставщик электро- и теплоэнергии в Республике Бурятия и Забайкальском крае. Установленная электрическая мощность производственных активов составляет 650 МВт, тепловая мощность — 2 866 Гкал/ч, протяженность тепловых сетей достигает 941 км. Основным акционером Компании является АО «ДУК». В декабре 2023 года функции единоличного исполнительного органа ТГК-14 были переданы АО «ДУК».
Ключевые факторы оценки
Сильная позиция по теплоснабжению. ТГК-14 — крупнейшая теплоснабжающая организация в Забайкальском крае и Республике Бурятия с долей теплоснабжения 26 и 31% соответственно. Компания является единой теплоснабжающей организацией в Чите и Улан-Удэ. Компании принадлежат семь электростанций, 45 котельных и тепловые сети. ТГК-14 также производит около 35 и 11% электроэнергии Забайкальского края и Республики Бурятия соответственно.
Адекватный бизнес-профиль. Регуляторный риск Компании оценивается как умеренный, поскольку большая часть ее выручки подлежит тарифному регулированию, которое может быть подвержено воздействию неэкономических факторов или влиянию несвоевременного изменения тарифа. Текущее регулирование обеспечивает покрытие операционных и капитальных затрат ТГК-14, а также ее взвешенную рентабельность на уровне 15–20% по FFO до чистых процентных платежей и налогов (по расчетам Агентства). Сбытовой риск оценивается как невысокий. Качество основных средств Компании оценено на среднем уровне.
Адекватные географическая диверсификация и корпоративное управление. Оценка географической диверсификации обусловлена уровнем экономического развития регионов присутствия. Стратегия развития ТГК-14, разработанная на период до 2025 года включительно, направлена на поддержание и модернизацию существующих производственных активов, а также на повышение производственной и экономической эффективности. В настоящее время Компания разрабатывает новую стратегию на период после 2025 года, направленную на расширение производственных мощностей в регионах присутствия, цифровизацию и развитие человеческого капитала. В Компании работает служба внутреннего контроля и управления рисками. За каждым риском закреплен владелец риска, ответственный за его идентификацию. После аварии на принадлежащей Компании Улан-Удэнской ТЭЦ-1 изменился подход к определению рисков с целью их более детальной конкретизации и последующего эффективного управления, включая принятие предупреждающих мер. В декабре 2021 года произошла смена акционеров Компании, контроль над ТГК-14 перешел от структур ОАО «РЖД» к АО «ДУК». Акционеры АО «ДУК» активно участвуют в деятельности Компании. В 2024 году АО «ДУК» реализовало часть акций Компании, после чего его доля снизилась с 92,44 до 79,28%. В ТГК-14 сформированы правление и совет директоров, состоящий из одиннадцати членов, пятеро из которых являются независимыми. В 2024 году Компания сменила аудитора бухгалтерской отчетности, что привело к необходимости пересчета данных отчетности Компании по МСФО за 2023 год. ТГК-14 публикует в открытом доступе отчетность по МСФО и годовые отчеты, что соответствует стандартам отрасли.
Размер бизнеса и рентабельность. Показатель FFO до чистых процентных платежей и налогов Компании, рассчитанный по методологии АКРА, в 2024 году вырос до 3,8 млрд руб. против 2,7 млрд руб. в 2023-м, что в основном объясняется получением субсидий. Агентство ожидает, что в 2025–2027 годах средневзвешенное значение этого показателя будет находиться на уровне 5,7 млрд руб. в основном за счет субсидий на компенсацию тарифной разницы. Рентабельность Компании по FFO до чистых процентных платежей и налогов в 2024 году увеличилась до 20% (15% в 2023-м); в период с 2025 по 2027 год средневзвешенный показатель, как полагает АКРА, составит 25% при условии получения субсидий согласно расчетам Компании.
Долговая нагрузка и обслуживание долга. На 05.03.2025 долговой портфель Компании оценивался в 13,8 млрд руб. и был диверсифицирован по кредиторам. На текущий момент выданные поручительства и гарантии у ТГК-14 отсутствуют. По состоянию на конец 2024 года общий долг ТГК-14 (с учетом пенсионных обязательств и аренды) составил 9,9 млрд руб., или 2,8х по отношению к FFO до чистых процентных платежей. В 2025–2027 годах, по оценкам АКРА, ожидается рост долговой нагрузки Компании до средневзвешенного показателя 4,4х.
Коэффициент обслуживания долга (FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам) по результатам 2024 года составил 3,1х. АКРА ожидает снижение данного показателя в 2025–2027 годах до среднего уровня 1,2х. Это связано с ростом долговой нагрузки ТГК-14 и повышением ключевой ставки Банка России, что приводит к соответствующему увеличению расходов на обслуживание долга.
Ликвидность и FCF. По состоянию на 05.03.2025 Компания располагала свободными долговыми лимитами, а также денежными средствами. По итогам 2024 года FCF Компании, рассчитанный согласно методологии АКРА, составил -0,7 млрд руб. против 2,4 млрд руб. годом ранее. Снижение показателя связано в основном с ростом дивидендных выплат и капитальных вложений. Агентство ожидает, что в 2025–2027 годах FCF будет находиться в отрицательной зоне по причине роста капитальных вложений.
Отношение инвестиций к выручке за 2024 год составило 16% против 10% в 2023 году. Как полагает АКРА, объем инвестиций в 2025–2027 годах вырастет до средневзвешенного значения, равного 48%.
Ключевые допущения
-
реализация Компанией в 2025–2027 годах программы капитальных вложений в соответствии с заявленными сроками и объемами;
-
выплата дивидендов в 2025 году в соответствии с заявленными объемами и погашение АО «ДУК» за счет данных дивидендов в текущем году всех своих долговых обязательств перед Компанией;
-
отсутствие дивидендных выплат с 2026 года;
-
сохранение Компанией текущей позиции по ликвидности;
-
получение Компанией в 2025–2027 годах субсидий на покрытие межтарифной разницы в размере не менее 1 455 млн руб. в год;
-
постоянное наличие на счетах Компании денежных средств в объеме 3,5 млрд руб. для погашения облигационного выпуска в 2026 году;
-
получение Компанией положительного заключения государственной экспертизы по проектам строительства двух энергоблоков на Улан-Удэнской ТЭЦ-2 (по блоку №1 — июль 2025 года, по блоку №2 — март 2026 года);
-
подтверждение государственной экспертизой сметной стоимости проектов по строительству двух энергоблоков на Улан-Удэнской ТЭЦ-2 (по блоку №1 — июль 2025 года, по блоку №2 — март 2026 года) на уровне не более 38,2 млрд руб.;
-
привлечение Компанией финансирования для реализации проектов по строительству двух энергоблоков на Улан-Удэнской ТЭЦ-2 до 01.01.2026 в сумме не менее 30,4 млрд руб.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение взвешенного значения долговой нагрузки ниже 2,0х (отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей);
-
рост взвешенного значения показателя обслуживания долга выше 2,5х (FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам).
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост взвешенного отношения общего долга к FFO до чистых процентных платежей выше 6,0х;
-
снижение взвешенного показателя обслуживания долга ниже 1,0х;
-
утрата Компанией статуса единой теплоснабжающей организации Читы и Улан-Удэ;
-
выплата дивидендов в 2025 году сверх заявленных объемов;
-
отсутствие погашения в 2025 году АО «ДУК» всех своих долговых обязательств перед Компанией;
-
существенное ухудшение доступа к внешним источникам ликвидности;
-
неполучение Компанией в 2025–2027 годах субсидий на покрытие межтарифной разницы в размере не менее 1 455 млн руб. в год;
-
отсутствие на счетах Компании денежных средств в объеме 3,5 млрд руб. для погашения облигационного выпуска в 2026 году;
-
неполучение Компанией положительного заключения государственной экспертизы по проектам строительства двух энергоблоков на Улан-Удэнской
ТЭЦ-2 (по блоку №1 — июль 2025 года, по блоку №2 — март 2026 года); -
неподтверждение государственной экспертизой сметной стоимости проектов по строительству двух энергоблоков на Улан-Удэнской ТЭЦ-2 (по блоку №1 — июль 2025 года, по блоку №2 — март 2026 года) на уровне не более 38,2 млрд руб.;
-
непривлечение Компанией финансирования для реализации проектов по строительству двух энергоблоков на Улан-Удэнской ТЭЦ-2 до 01.01.2026 в сумме не менее 30,4 млрд руб.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bbb.
Поддержка: отсутствует.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг ПАО «ТГК-14» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Оценка экономического развития регионов присутствия рейтингуемого лица определена на основании принципов Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ПАО «ТГК-14» был опубликован АКРА 17.05.2023. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «ТГК-14» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ПАО «ТГК-14», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ПАО «ТГК-14» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
Решение о понижении кредитного рейтинга ПАО «ТГК-14» до уровня ВВВ(RU) и об изменении прогноза на «Негативный» принято на повторном заседании рейтингового комитета по результатам рассмотрения АКРА мотивированной апелляции рейтингуемого лица на решение первичного рейтингового комитета о понижении кредитного рейтинга ПАО «ТГК-14» до уровня ВВВ-(RU) и об изменении прогноза на «Развивающийся» в результате улучшения оценки за ликвидность. ПАО «ТГК-14» предоставило новую дополнительную информацию о возможных источниках ликвидности и компенсации межтарифной разницы. В результате на повторном заседании рейтингового комитета принято решение об учете при определении кредитного рейтинга указанной новой дополнительной информации. Прочие рейтинговые факторы не изменились.
АКРА оказывало ПАО «ТГК-14» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.