Подтверждение кредитного рейтинга Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (далее — Компания, «Автодор») на уровне паритета с рейтингом Российской Федерации минус две ступени обусловлено очень сильным влиянием государства, которое обладает полным операционным и финансовым контролем над «Автодором». Деятельность Компании в сфере доверительного управления и организации строительства и реконструкции скоростных автомобильных дорог субсидируется за счет средств федерального бюджета и иных источников. Дисконт в размере двух ступеней обусловлен невысокими оценками таких субфакторов, как «социальная роль» и «роль в экономике и репутационные риски».

Ключевые факторы оценки

Очень высокая оценка степени поддержки — следствие высоких оценок таких субфакторов, как «предрасположенность к оказанию поддержки», «барьеры и ограничения», «исключительность реализуемых функций», «собственность, контроль и регулирование», а также «гарантии или иные каналы получения поддержки». Со стороны государства не существует каких-либо юридических и экономических ограничений по оказанию поддержки Компании. «Автодор» реализует исключительные функции и является государственным заказчиком по проектированию, строительству и эксплуатации скоростных автомобильных дорог, переданных в доверительное управление. Компания была создана на основании отдельного Федерального закона № 145-ФЗ от 17.07.2009 «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» с целью реализации широкого спектра задач, в том числе: осуществление строительства и реконструкции магистральных и скоростных автомобильных дорог, связывающих крупные городские агломерации и обеспечивающих основные выходы за государственную границу Российской Федерации (в том числе через крупнейшие порты); масштабное привлечение частных инвестиций и переход к новой системе контрактных отношений; повышение качества жизни населения страны за счет улучшения транспортной доступности; повышение безопасности движения автомобильного транспорта по сети автомобильных дорог; повышение конкурентоспособности отраслей экономики Российской Федерации на мировых рынках за счет снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции. Государство является единственным учредителем «Автодора». В состав наблюдательного совета — высшего органа управления Компании — входят представители различных государственных ведомств. Программа деятельности «Автодора» до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.12.2024 №3597-р.

Невысокая оценка субфакторов «социальная роль» и «роль в экономике и репутационные риски» отражает незначительную социальную значимость «Автодора» в масштабах страны на данном этапе и несущественные финансовые последствия потенциального дефолта Компании для экономической деятельности транспортной и смежных отраслей. При этом потенциальный дефолт Компании сопряжен с большими репутационными рисками для государства, что обуславливает очень высокую вероятность обеспечения достаточности бюджетного финансирования обязательств «Автодора», в том числе в рамках концессионных соглашений.

Высокая степень зависимости от однородных факторов риска подразумевает то, что основным источником финансирования деятельности «Автодора» выступают федеральный бюджет и государственные фонды. В свою очередь, макроэкономические факторы, определяющие наполняемость доходной части бюджета страны, будут непосредственно влиять на объем выделяемых субсидий на финансирование дорожного строительства.

Комфортная структура финансирования и высокие показатели ликвидности. Объем задолженности по облигационным займам Компании на 31.12.2024 составил 822 млрд руб., из них около 81% были размещены за счет средств Фонда национального благосостояния (по сниженной ставке купона и с комфортным графиком погашения), остальное приходилось на рыночные выпуски облигаций. Несмотря на отсутствие прямых государственных гарантий по действующим рыночным выпускам и на тот факт, что формально государство не отвечает по обязательствам Компании (согласно Федеральному закону № 145-ФЗ), Агентство ожидает, что в соответствии с программой деятельности «Автодора» финансирование исполнения большей части обязательств Компании по облигационным займам продолжит осуществляться за счет субсидий из федерального бюджета, а также за счет доходов от деятельности по доверительному управлению. Кроме того, АКРА отмечает высокие показатели ликвидности «Автодора»: по состоянию на 31.12.2024 остатки денежных средств составили 98 млрд руб. (из которых 48 млрд руб. находились в Федеральном казначействе), что превышает объем краткосрочного долга Компании (67 млрд руб. без учета обязательств перед принципалом в рамках договоров доверительного управления).

Ключевые допущения

  • сохранение объемов выделяемых из федерального бюджета субсидий в соответствии с утвержденной программой развития Компании;

  • обслуживание долговых обязательств Компании за счет средств федерального бюджета и доходов от доверительного управления.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • повышение системной значимости Компании для государства и существенное расширение направлений ее деятельности.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • значительное снижение объема выделяемых бюджетных субсидий на строительство скоростных автомобильных дорог, что может привести к снижению уровня системной значимости Компании.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): отсутствует.

Поддержка: государство — паритет с Российской Федерацией минус две ступени.

Рейтинги выпусков

Облигации Государственной компании «Российские автомобильные дороги» биржевые процентные бездокументарные на предъявителя, серия БО-002Р-05 (RU000A1017H9), срок погашения — 12.12.2029, объем эмиссии — 27 280 200 000 руб., — АA(RU).

Облигации Государственной компании «Российские автомобильные дороги» биржевые процентные бездокументарные на предъявителя, серия БО-003Р-01 (RU000A102H91), срок погашения — 09.12.2025, объем эмиссии — 14 000 000 000 руб., — АA(RU).

Облигации Государственной компании «Российские автомобильные дороги» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия БО-004Р-01 (RU000A103NU9), срок погашения — 08.09.2026, объем эмиссии — 5 000 000 000 руб., — АA(RU).

Облигации Государственной компании «Российские автомобильные дороги» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия БО-003Р-02 (RU000A104XR2), срок погашения — 01.07.2027, объем эмиссии — 30 513 100 000 руб., — AA(RU).

Облигации Государственной компании «Российские автомобильные дороги» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия БО-003Р-03 (RU000A105V82), срок погашения — 12.02.2026, объем эмиссии — 4 000 000 000 руб., — AA(RU).

Облигации Государственной компании «Российские автомобильные дороги» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия БО-004Р-04 (RU000A106C92), срок погашения — 30.05.2028, объем эмиссии — 4 000 000 000 руб., — AA(RU).

Облигации Государственной компании «Российские автомобильные дороги» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия БО-005P-01 (RU000A106FR4), срок погашения — 25.06.2026, объем эмиссии — 20 000 000 000 руб., — AA(RU).

Облигации Государственной компании «Российские автомобильные дороги» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия БО-005P-02 (RU000A106J20), срок погашения — 08.07.2026, объем эмиссии — 20 000 000 000 руб., — AA(RU).

Облигации Государственной компании «Российские автомобильные дороги» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия БО-005P-03 (RU000A106R53), срок погашения — 12.08.2026, объем эмиссии — 25 237 500 000 руб., — AA(RU).

Облигации Государственной компании «Российские автомобильные дороги» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия БО-005P-04 (RU000A106XM8), срок погашения — 18.09.2026, объем эмиссии — 2 000 000 000 руб., — AA(RU).

Обоснование. Эмиссии являются старшим необеспеченным долгом Государственной компании «Российские автомобильные дороги». По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании. В соответствии с методологией АКРА, при использовании упрощенного подхода к оценке кредитные рейтинги эмиссий приравниваются к кредитному рейтингу Государственной компании «Российские автомобильные дороги».

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и облигационных выпусков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (RU000A1017H9, RU000A102H91, RU000A103NU9, RU000A104XR2, RU000A105V82, RU000A106C92, RU000A106FR4, RU000A106J20, RU000A106R53, RU000A106XM8) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов с учетом внешней поддержки, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и ее облигационных выпусков (RU000A1017H9, RU000A102H91, RU000A103NU9, RU000A104XR2, RU000A105V82, RU000A106C92, RU000A106FR4, RU000A106J20, RU000A106R53, RU000A106XM8) были опубликованы АКРА 02.06.2017 и 24.12.2019, 16.12.2020, 13.09.2021, 07.07.2022, 16.02.2023, 30.10.2023, 29.06.2023, 30.10.2023, 30.10.2023, 30.10.2023 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Государственной компании «Российские автомобильные дороги», а также кредитных рейтингов облигационных выпусков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (RU000A1017H9, RU000A102H91, RU000A103NU9, RU000A104XR2, RU000A105V82, RU000A106C92, RU000A106FR4, RU000A106J20, RU000A106R53, RU000A106XM8) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Государственной компанией «Российские автомобильные дороги», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Государственная компания «Российские автомобильные дороги» принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА оказывало Государственной компании «Российские автомобильные дороги» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Роман Хрипунов
Старший аналитик, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 171
Александр Гущин
Старший директор — руководитель направления среднего бизнеса, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 89

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.