Кредитный рейтинг ООО «Магистраль двух столиц» (далее — МДС, Компания) установлен на уровне кредитного качества финансовых обязательств Правительства Российской Федерации минус две ступени по национальной шкале для Российской Федерации, принимая во внимание очень высокую степень поддержки Компании со стороны Правительства Российской Федерации. Фактором, ограничивающим уровень кредитного рейтинга, является кредитный рейтинг Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (рейтинг АКРА — AA(RU), прогноз «Стабильный»; далее — «Автодор»).
Основной целью создания Компании и единственным предметом ее деятельности является реализация проекта по строительству участка платной автомобильной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом с его последующим обслуживаем и сбором платы за проезд. Деятельность МДС контролируется государством в рамках концессионного соглашения, заключенного между Компанией, выступающей в роли концессионера, и Российской Федерацией в лице «Автодора» в роли концедента. Способность Компании своевременно обслуживать свои долговые обязательства полностью зависит от поддержки, оказываемой Компании Правительством Российской Федерации в лице «Автодора» в виде платы концедента. В связи с этим АКРА считает, что определение оценки собственной кредитоспособности (ОСК) Компании нецелесообразно, и для присвоения кредитного рейтинга использует только Методологию присвоения кредитных рейтингов с учетом внешней поддержки.
Описание проекта
Компания была создана в 2013 году с целью строительства и последующего обслуживания участка с 546 по 684 км платной скоростной автомагистрали М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом, являющейся важным объектом транспортной инфраструктуры федерального значения. Концессионное соглашение, в рамках которого реализуется проект, было заключено 18.11.2014 со сроком действия 27 лет. Объект был введен в эксплуатацию в 2019 году, строительные риски отсутствуют. Концессионное соглашение определяет безотзывные обязательства Правительства Российской Федерации по финансированию Компании в форме платы концедента, размер неуменьшаемой части которой не зависит от результатов операционной деятельности Компании и является достаточным для обслуживания ее долговых обязательств. Плата концедента является единственным источником выручки МДС. Кроме того, условиями концессионного соглашения при его расторжении предусмотрены обязательные компенсации, включающие, помимо прочего, возмещение полного объема обязательств Компании перед внешними кредиторами и инвесторами вне зависимости от причины досрочного прекращения соглашения.
Основным внешним кредитором и одновременно крупнейшим конечным собственником, владеющим 49,5% долей в уставном капитале Компании, является Банк ВТБ (ПАО) (рейтинг АКРА — ААА(RU), прогноз «Стабильный»; далее — Банк ВТБ).
Ключевые факторы оценки
Очень высокая степень поддержки со стороны государства определяется наличием закрепленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению финансовой поддержки от государства. АКРА высоко оценило субфакторы «Предрасположенность к оказанию поддержки», «Барьеры и ограничения», «Роль в экономике и репутационные риски», «Исключительность реализуемых функций», «Собственность, контроль и регулирование», а также «Гарантии или иные каналы получения поддержки».
МДС обладает мандатом на выполнение уникальной функции развития дорожной скоростной инфраструктуры между двумя крупнейшими городами России. Строительство объекта осуществлено при значительной поддержке со стороны государства — доля федеральных инвестиций в строительство составила 75% бюджета проекта, не включая стоимость предоставленных концедентом земельных участков для строительства.
Основные формы поддержки государства определены концессионным соглашением, сторонами которого являются МДС и Российская Федерация в лице «Автодора». Размер платы концедента, являющейся единственным источником выручки Компании, обеспечивает объем средств, необходимый для осуществления операционной деятельности МДС и текущего обслуживания долговых обязательств. Привлечение дополнительного финансирования вне рамок концессионного соглашения и без согласования с концедентом невозможно. Соответственно, АКРА оценивает вероятность любых сценариев дефолта по текущим обязательствам Компании как крайне низкую. Вместе с тем соглашением предусмотрена компенсация всех обязательств МДС перед сторонними кредиторами в случае разрыва концессии по какой бы то ни было причине, в том числе по вине Компании. В связи с этим Агентство отмечает, что неисполнение Компанией своих финансовых обязательств несет финансовый риск для федерального бюджета, риски для функционирования важной в масштабах страны федеральной трассы, а также существенные репутационные риски, которые могут оказать негативное влияние на реализацию проектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессий. Совокупность этих фактов, по мнению АКРА, увеличивает вероятность экстраординарной поддержки Компании при возникновении такой необходимости.
Государство осуществляет операционный контроль за деятельностью Компании в соответствии с положениями концессионного соглашения.
Невысокая оценка субфактора «Социальная роль» отражает незначительную социальную значимость МДС как работодателя и участника социальных программ, а также незначительную долю обязательств перед физическими лицами. Вместе с тем Агентство отмечает значимость проекта для социально-экономического развития регионов Центрального и Северо-Западного федеральных округов.
Несмотря на то что концедентом по концессионному соглашению выступает Российская Федерация, АКРА отмечает, что агентом Правительства Российской Федерации в рамках проекта является «Автодор». Поскольку сценарий дефолта агента может оказать негативное влияние на своевременность и полноту исполнения обязательств концедента по концессионному соглашению, кредитный рейтинг «Автодора» рассматривается АКРА как фактор, определяющий верхнюю границу кредитного рейтинга Компании.
Ключевые допущения
- сохранение объемов выделяемых бюджетных инвестиций и гарантий из федерального бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
повышение системной значимости Компании для государства;
-
увеличение доли Банка ВТБ в уставном капитале Компании;
-
повышение кредитного рейтинга «Автодора» или разработка в рамках концессионного соглашения механизмов компенсации его кредитных рисков.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
значительное снижение объема выделяемых бюджетных инвестиций, в частности средств на обслуживание долговых обязательств;
-
возникновение заимствований, обязательства по которым не покрываются концессионным соглашением и Правительством Российской Федерации или иными гарантами с сопоставимым с ним кредитным качеством;
-
понижение кредитного рейтинга «Автодора» при одновременном отсутствии механизмов компенсации его кредитных рисков.
Компоненты рейтинга
ОСК: отсутствует.
Поддержка: паритет с Правительством Российской Федерации минус две ступени.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов с учетом внешней поддержки, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен ООО «Магистраль двух столиц» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ООО «Магистраль двух столиц» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ООО «Магистраль двух столиц», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ООО «Магистраль двух столиц» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало ООО «Магистраль двух столиц» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.