Кредитный рейтинг Республики Коми (далее — Республика Коми, Республика, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки, умеренно высокими показателями доли налоговых и неналоговых доходов (ННД) в составе бюджета и объема капитальных расходов в структуре совокупных расходов (за вычетом субвенций). Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают ряд негативных тенденций в экономике Республики, существенная потребность бюджета в использовании дополнительного финансирования, снижающаяся операционная эффективность и ожидания относительно роста долговой нагрузки.

Сохранение «Негативного» прогноза по кредитному рейтингу Республики Коми связано с ожидаемым АКРА ухудшением некоторых показателей бюджетного профиля Региона на фоне дефицита бюджета, планируемого по итогам 2025 года. При этом, по мнению Агентства, есть вероятность реализации риска ликвидности в течение года в условиях высокой ключевой ставки.

Республика расположена в Северо-Западном федеральном округе. Часть территории относится к районам Крайнего Севера. В 2024 году в Республике проживало порядка 718 тыс. человек (0,5% населения страны). Согласно оценкам Региона, в 2024 году его валовой региональный продукт (ВРП) составил 1 112 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Снижающаяся операционная эффективность бюджета при существенной потребности в использовании дополнительного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит 8%, что говорит об умеренной операционной эффективности бюджета Республики. По итогам 2024 года баланс текущих операций был положительным, однако в 2025 году из-за ожидаемого снижения текущих доходов может стать отрицательным, что указывает на недостаточность текущих доходов Региона для полного финансирования текущих расходов и потенциальную необходимость использования дополнительных источников финансирования для этих целей. Исходя из параметров актуальной версии закона о бюджете, отрицательное значение баланса текущих операций может сохраниться и в 2026–2027 годах.

Усредненная за 2021–2025 годы доля капитальных расходов в совокупных расходах составит 14%, при этом качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует третьей категории. Капитальные расходы финансируются по большей части за счет средств бюджета Республики, при этом Агентство оценивает потребность в увеличении капитальных расходов как существенную. Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов стабильно положительный (за исключением прогнозного периода с 2025 по 2027 год). Модифицированный свободный денежный поток волатильный, что объясняет периодическую потребность в частичном финансировании капитальных расходов за счет дополнительных средств.

Усредненная за указанный выше период доля ННД в совокупных доходах Региона (без учета субвенций) составит 88%, что говорит о минимальной зависимости бюджета Республики от вышестоящего бюджета. Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается на уровне -2%. Потребность бюджета в привлечении дополнительных средств оценивается АКРА как существенная. По прогнозам Агентства, объем модифицированного бюджетного дефицита в 2025 году составит порядка 16% от объема текущих доходов Региона. При этом, согласно расчетам АКРА, прогнозные значения усредненного показателя на ближайшие три года указывают на дальнейший рост потребности бюджета Региона в привлечении дополнительного финансирования на фоне плановых объемов дефицита бюджета.

Качественная оценка бюджетного профиля соответствует первой категории. Республика дополнительно передает нижестоящим бюджетам поступления по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Дотации муниципальным образованиям частично замещены дополнительными нормативами по НДФЛ. Оценочный объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, в 2024 году был несущественным для регионального бюджета. Агентство отмечает значительные ежегодные отклонения некоторых фактических бюджетных доходов от плановых показателей.

По итогам прошлого года доходная часть бюджета Республики на 6% превысила показатель за 2023 год. ННД выросли на 8%, чему способствовал существенный прирост по налогу на прибыль (+17% после значительного снижения в 2023 году) и НДФЛ (+14%), тогда как поступления по налогам на имущество сократились на 8% в годовом сопоставлении. Объем безвозмездных поступлений в 2024 году снизился на 11% в основном из-за уменьшения капитальных трансфертов на 43%. Расходы бюджета увеличились на 4%, при этом текущие расходы выросли на 8%, а капитальные — сократились на 10%. Дефицит бюджета в 2% ННД был профинансирован преимущественно за счет остатков на счетах и средств автономных бюджетных учреждений.

Согласно уточненным данным Республики Коми, доходы ее бюджета в этом году снизятся на 7% в годовом сопоставлении, в том числе на 9% уменьшатся ННД, что объясняется по большей части возможным снижением поступлений по налогу на прибыль на 25% год к году. Безвозмездные поступления в 2025 году на 13% превысят прошлогодний уровень, при этом текущие трансферты возрастут на 11%. Расходная часть бюджета увеличится на 4%, в том числе ожидается многократное увеличение объема расходов на обслуживание долга. Планируемый дефицит бюджета в основном будет профинансирован за счет привлечения банковских заимствований.


Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Низкий уровень остатков на счетах при росте риска ликвидности. В 2024 году объем накопленных Регионом средств сократился на 21% к показателю на начало года. За последние 12 месяцев остатки на счетах в среднем в полтора раза превышали ежемесячные расходы бюджета, но объем накопленных средств при этом составляет менее половины дефицита бюджета, ожидаемого по итогам 2025 года. Республика планирует покрывать практически весь объем дефицита за счет коммерческих кредитов, однако на фоне высокой ключевой ставки банки могут быть не заинтересованы в выдаче кредитов на условиях, которые установлены Минфином России в дополнительных соглашениях к части бюджетных кредитов, реструктурированных Республикой. С начала 2024 года Регион признал несостоявшимися 13 объявленных аукционов по привлечению кредитных ресурсов. Временно свободные остатки Регион размещает на депозитах, а также использует средства автономных бюджетных учреждений для пополнения собственных остатков.

Коэффициент ликвидности бюджета по итогам 2025 года составит 40%.

Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует третьей категории. Республика имеет опыт размещения облигаций на долговом рынке, однако новые выпуски в 2025 году не запланированы. В текущем году Регион планирует привлечь краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства для финансирования ожидаемого кассового разрыва. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как низкие, но АКРА принимает во внимание планы Республики Коми по привлечению существенного объема коммерческих заимствований по итогам года.

Возрастающие риски рефинансирования долговых обязательств. В 2024 году долг Региона сократился на 17% год к году и составил 25,3 млрд руб. Долговой портфель полностью представлен бюджетными кредитами. Согласно графику погашения долга на 01.01.2025, в текущем году Республике предстоит погасить 19% долга, а в 2026-м — 18%.

По состоянию на 01.04.2025 объем долга не изменился, но сроки его погашения заметно увеличились благодаря реструктуризации существенной части (85%) бюджетных кредитов.  Как следует из обновленных данных, в 2025 и 2026 годах Региону необходимо погашать по 7% долга ежегодно. АКРА отмечает, что высвобождаемые средства должны быть направлены на реализацию инфраструктурных проектов в 2025–2029 годах.

Согласно планам Республики по финансированию дефицита, ожидаемого в 2025 году, долг Региона может увеличиться более чем в полтора раза к концу текущего года. Основу прироста сформируют банковские заимствования в объеме, превышающем 15,0 млрд руб. Агентство исходит из предположения, что привлеченные средства могут иметь короткие сроки погашения, что может существенно повысить риски рефинансирования долговых обязательств. На 2026 и 2027 годы Республикой также запланировано привлечение значительного объема банковского долга.

По итогам 2024 года соотношение долга и текущих доходов Региона составило 22%. В 2025 году АКРА ожидает значительный рост указанного показателя (до 36%), при этом долговая нагрузка будет соответствовать умеренно низкому уровню. В следующем году ожидается дальнейшее увеличение соотношения долга и текущих доходов.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненные за 2021–2025 годы процентные расходы составят 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Однако, учитывая планы Республики по привлечению в 2025–2027 годах существенного объема коммерческого долга, процентные расходы могут значительно увеличиться. Соотношение долга Региона и ВРП, прогнозируемого по итогам 2025 года, составит 4%.

Качественная оценка долгового профиля Региона соответствует третьей категории. Согласно графику погашения долга на 01.01.2025, средневзвешенный срок его погашения не превышает четырех лет. Долг полностью представлен бюджетными кредитами, однако в 2025 году и в дальнейшем Регион планирует привлекать значительные объемы коммерческого долга, что может заметно сократить средний срок его погашения. Операционная эффективность бюджета преимущественно положительная, но в 2025–2027 годах этот показатель может стать отрицательным. Долговая нагрузка муниципальных образований низкая (23% их ННД), однако АКРА принимает во внимание тот факт, что долг муниципалитетов примерно на три четверти сформирован за счет банковского долга. Финансовый долг предприятий госсектора на 30.09.2024 составлял 1,2 млрд руб., а просроченная кредиторская задолженность — около 0,7 млрд руб.

Экономика с существенной зависимостью от добывающего сектора. Добыча полезных ископаемых (уголь, нефть, газ) по итогам 2023 года формировала порядка 47% ВРП Республики, что указывает на существенную зависимость экономики от этого сектора.

По оценкам Агентства, в 2024 году на добычу сырой нефти и газа пришлось 27% налоговых поступлений. При этом совокупность отраслей, связанных с добычей, переработкой и продажей топливно-энергетических полезных ископаемых, могла сформировать более трети налоговых поступлений. Усредненная доля отраслей, формирующих госсектор, в общем объеме налоговых поступлений невелика и оценивается на уровне 12% за 2021–2024 годы.

Для Региона характерна убыль населения. С 2015 по 2024 год постоянная численность населения Республики ежегодно уменьшалась и сократилась на 14% (до 718 тыс. человек). Согласно прогнозу социально-экономического развития Республики на 2025–2027 годы, по результатам 2025 года численность населения Региона сократится еще на 1% в годовом сопоставлении.

В течение последних десяти лет индекс физического объема ВРП Республики в основном был менее 100% (за исключением 2019 и 2021 годов, когда наблюдался прирост год к году); по итогам 2023 года он составил 99,3%. При этом для Республики Коми характерен высокий уровень ВРП в расчете на душу населения, а соотношение усредненных за 2020–2023 годы подушевого ВРП Республики и среднестранового подушевого ВРП равно 137%. Соотношение усредненной за 2021–2024 годы заработной платы и прожиточного минимума для трудоспособного населения было выше четырех. Усредненный уровень безработицы в Республике за 2021–2024 годы составил 4,7%.

Ключевые допущения

  • дальнейший рост потребности бюджета в привлечении дополнительного финансирования;

  • финансирование дефицита, ожидаемого по итогам 2025 года, преимущественно за счет заемных средств;

  • возможность привлечения значительных объемов коммерческих заимствований для финансирования дефицита текущего года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования;

  • стабилизация долговой нагрузки на уровне ниже 30% по итогам года и отсутствие необходимости в привлечении существенного объема коммерческого долга.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • усиление зависимости экономики Региона от добывающего сектора;

  • устойчивое снижение показателя операционной эффективности бюджета;

  • трудности в привлечении заемных средств для финансирования дефицита бюджета;

  • финансирование дефицита бюджета с привлечением краткосрочных долговых обязательств;

  • рост показателя долговой нагрузки выше 55% от объема текущих доходов;

  • существенное снижение объема остатков на счетах Региона.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Республики Коми был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Республики Коми был опубликован АКРА 05.09.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Коми ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Республикой Коми, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Республики Коми принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Республики Коми дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.