Кредитный рейтинг Москвы (далее — Город, Москва) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки, высоким запасом ликвидности и наивысшими оценками бюджетного и экономического профилей Города.
Численность постоянного населения Москвы в среднем за 2024 год составила 13,2 млн человек (примерно 9% населения страны). Москва занимает первое место в России по объему совокупного валового регионального продукта (ВРП). Статус политического, финансового, промышленного, научного и культурного центра страны обуславливает высокий уровень развития экономики Города.
Ключевые факторы оценки
Максимальная оценка экономического профиля Города. Комбинация двух факторов — отношения подушевого ВРП Москвы к среднестрановому значению и отношения средней заработной платы к прожиточному минимуму — определяет максимально возможную первичную оценку категории экономического профиля Города.
Безработица в Москве находится на стабильно низком уровне. Ее показатель, измеряемый по методологии МОТ, в 2024 году составил 1,0% при среднем значении по России, равном 2,5%. Усредненный1 уровень безработицы за 2021–2024 годы составил 1,6%. Диверсификация налоговых поступлений по отраслям высокая, в 2024 году максимальный удельный вес в общих объемах налоговых поступлений в городской бюджет приходился на финансовую и страховую деятельность (19,6%). Значимую долю поступлений также формирует торговля (оптовая и розничная и ремонт автотранспортных средств, 18,3%).
Уровень безработицы и диверсификация налоговой базы позволяют присвоить Городу наивысшую окончательную оценку экономического профиля. Москва характеризуется высоким уровнем развития социальной и инженерной инфраструктуры.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Минимальная долговая нагрузка. Соотношение долга и текущих доходов Города, а также соотношение долга и ВРП стабильно остаются минимальными. Запланированные на 2025 год заимствования не повлияют на оценку долговой нагрузки.
На 01.01.2025 долг представлен облигациями (48%) с погашением в 2025–2028 годах и инфраструктурными бюджетными кредитами (52%), которые подлежат возврату в 2025–2039 годах. Согласно актуальной версии закона о бюджете, в 2025 году Город планирует увеличить объем долга за счет привлечения бюджетных кредитов и размещения облигаций.
По состоянию на начало года Городу предстояло погасить 3% имеющегося госдолга; в текущем году Москва уже погасила часть задолженности по облигациям, в результате чего на 01.04.2025 объем долга несколько снизился. Пик выплат придется на 2028 год (Городу предстоит погасить 46% задолженности), но с учетом низкой долговой нагрузки и значительного объема остатков на счетах бюджета это погашение не создает рисков рефинансирования. Процентные расходы незначительны.
Качественная оценка долговой нагрузки определяется Агентством на наивысшем уровне в связи как с длительным средневзвешенным сроком погашения долга, превышающим четыре года, так и со сбалансированной долговой политикой Города, основанной на применении диверсифицированных по видам долгосрочных долговых инструментов. Кредитная история Города положительная, просроченная кредиторская задолженность на 01.01.2025 отсутствовала, баланс текущих операций ежегодно положительный.
Высокая операционная эффективность бюджета. Соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в 2021–2025 годах позволяет сделать вывод о том, что Городу достаточно собственных доходов для полного покрытия текущих расходов. Величина баланса текущих операций и накопленная ликвидность позволят Москве профинансировать весь запланированный объем капитальных расходов. Потребность бюджета в использовании дополнительных средств нивелируется низкой долговой нагрузкой Города.
Доля налоговых и неналоговых доходов в составе совокупных доходов (без учета субвенций) ежегодно близка к 100%. Капитальные расходы с 2021 года превышают 30% совокупных расходов (за вычетом субвенций), и по итогам текущего года, согласно прогнозу Города, данный показатель останется на том же уровне. Капитальные расходы практически полностью финансируются за счет собственных средств. С учетом плановых параметров бюджета Города на 2025 год оценка бюджетного профиля сохранится на максимальном уровне.
Качественная оценка бюджетного профиля определяется как максимальная. Случаи нарушения бюджетного законодательства неизвестны, объем выпадающих налоговых доходов в связи с применением налоговых льгот несущественен для бюджета. Для Города характерно консервативное планирование бюджетных показателей, а фактический дефицит часто оказывается несколько меньше запланированного, что зачастую связано с волатильностью поступлений по налогу на прибыль.
Высокий запас ликвидности бюджета. Значительный объем остатков средств на счетах бюджета (в том числе на депозитах) Города обеспечивает большой запас ликвидности. На 01.01.2025 объем остатков на счетах при учете средств, размещенных на депозитах, многократно превосходил объем госдолга на ту же дату. Доходы от размещения временно свободных денежных средств на банковских депозитах ежегодно превышают проценты на обслуживание долга.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует наивысшему уровню. Москва имеет большой опыт размещения облигаций на долговом рынке; за последние 12 месяцев остатки на счетах в среднем более чем вдвое превосходят ежемесячные расходы бюджета. По данным Города, просроченная кредиторская задолженность на 01.01.2025 отсутствовала. Москва не использует кредиты Управления Федерального казначейства для финансирования кассовых разрывов, а также не привлекает кредитные линии для покрытия дефицита из-за отсутствия необходимости. Риски рефинансирования долговых обязательств отсутствуют.
Ключевые допущения
-
сохранение высокого уровня ликвидности бюджета;
-
сохранение высокой операционной эффективности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
значительное снижение объема операционного баланса и существенный рост долговой нагрузки;
-
существенное изменение системы межбюджетных отношений в России.
Рейтинги выпусков
Облигации первого выпуска Городского облигационного займа Москвы для населения, государственный регистрационный номер RU36001MOS0 / RU000A106AV7, дата погашения — 27.05.2025, объем эмиссии — 2 млрд руб., — ААА(RU).
Облигации семьдесят третьего выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU25073MOS0 / ISIN RU000A1030T7, дата погашения — 21.04.2026, объем в обращении — 10,4 млрд руб., — ААА(RU).
Облигации семьдесят четвертого выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU26074MOS0 / ISIN RU000A1033Z8, дата погашения — 18.05.2028, объем в обращении — 70 млрд руб., — ААА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Москвы, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Москвы.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Москвы и облигационных выпусков Москвы (ISIN RU000A1033Z8, RU000A1030T7, RU000A106AV7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Москвы и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A1033Z8, RU000A1030T7, RU000A106AV7) были опубликованы АКРА 30.08.2017, 21.05.2021, 07.06.2021 и 31.05.2023 соответственно.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Москвы, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A1033Z8, RU000A1030T7, RU000A106AV7) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Москвой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Москвы принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Москвы дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.