Повышение кредитного рейтинга Калужской области (далее — Калужская область, Область, Регион) связано с ростом коэффициента ликвидности бюджета Региона, который обусловлен исполнением бюджета по итогам 2024 года с профицитом и проведенной в апреле текущего года реструктуризацией существенной части бюджетных кредитов, позволившей значительно сократить объем погашения долга в текущем году.

Кредитный рейтинг Калужской области определяется умеренно низким уровнем долговой нагрузки при низких рисках рефинансирования обязательств, положительной операционной эффективностью бюджета и умеренно высокими долями капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом объема субвенций), а также налоговых и неналоговых доходов (ННД) в совокупных доходах Области (без учета субвенций). Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают умеренные показатели развития экономики и возрастающая потребность бюджета в дополнительном финансировании.

Калужская область входит в состав Центрального федерального округа. В Регионе проживает порядка 1,0 млн человек. По оценке Области, объем ее валового регионального продукта (ВРП) за 2024 год превысил 880 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Умеренно низкая долговая нагрузка при низких рисках рефинансирования обязательств. По итогам прошлого года долг Калужской области составил 31,2 млрд руб., что сопоставимо с уровнем 2023 года. Долговой портфель был полностью представлен бюджетными кредитами. В соответствии с графиком погашения долга на 01.01.2025, в текущем году Области предстояло погасить 18% долговых обязательств, за период с 2026 по 2028 год — по 16% ежегодно.

По состоянию на 01.05.2025 объем долга Области сохранился на том же уровне, однако график его погашения существенно изменился. В апреле текущего года была проведена реструктуризация большей части бюджетных кредитов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 79. Согласно обновленному графику погашения долга, Области предстоит погашать по 6% долга ежегодно в ближайшие четыре года.

По итогам 2024 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 33%. АКРА не ожидает существенного изменения показателя в 2025 году — долговая нагрузка Региона сохранится на умеренно низком уровне.

Процентные расходы необременительны для Региона ввиду некоммерческого характера долга: усредненный1 за 2021–2025 годы уровень процентных расходов составляет менее 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций). Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП составит порядка 3%.

Качественная оценка долгового профиля Региона соответствует первой категории. Средневзвешенный срок погашения долга превышает четыре года. Долговой портфель полностью представлен бюджетными кредитами. Операционная эффективность бюджета преимущественно положительная, в том числе и в прогнозном периоде (2025–2027 годы). Долговая нагрузка муниципальных образований низкая, по итогам 2024 года соотношение объема долга муниципалитетов и их совокупных ННД составило 15%. Объем финансового долга предприятий госсектора и их просроченной кредиторской задолженности на начало текущего года был незначителен для бюджета Региона.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Объем накопленной ликвидности увеличился по итогам прошлого года. По итогам 2024 года объем накопленных Регионом средств увеличился примерно вдвое к показателю на начало года. Наряду с этим за последние 12 месяцев остатки на счетах в среднем практически в два раза превышали ежемесячные расходы бюджета. Объем накопленных средств превосходит прогнозируемый Агентством дефицит бюджета по итогам 2025 года в совокупности с объемом погашаемого в текущем году долга. По этой причине, как полагает АКРА, до конца года у Области не возникнет необходимости в привлечении коммерческого долга.

Благодаря увеличению объема остатков на счетах по итогам прошлого года и прошедшей в апреле текущего года реструктуризации части бюджетного долга Региона, позволившей значительно снизить объем погашаемых долговых обязательств, коэффициент ликвидности бюджета по итогам 2025 года превысит 140%.

Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует второй категории. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как низкие благодаря некоммерческому характеру долга и удлинению сроков его погашения в связи с проведенной реструктуризацией большей части задолженности. На текущий момент у Области нет необходимости в привлечении кредитных линий, для финансирования возможных кассовых разрывов могут быть использованы краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства.

Положительная операционная эффективность при возрастающей потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит чуть менее 10%. По итогам 2024 года на фоне существенного профицита бюджета баланс текущих операций сформировался на уровне 16% объема текущих доходов Региона. По итогам 2025 года значение показателя также ожидается положительным, но почти втрое меньше показателя прошлого года. Положительная операционная эффективность указывает на достаточность текущих доходов Области для финансирования ее текущих расходов в полном объеме.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2021–2025 годы составит 16%, при этом качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует третьей категории. В отдельные годы большая часть капитальных расходов финансировалась за счет средств вышестоящего бюджета. Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов стабильно положительный (за исключением прогнозного периода с 2025 по 2027 год). Модифицированный свободный денежный поток волатильный, что объясняет периодическую потребность в частичном финансировании капитальных расходов за счет дополнительных средств.

Усредненная за указанный выше период доля ННД в совокупных доходах Региона (без учета субвенций) составит 83%, что говорит о низкой зависимости от вышестоящего бюджета. Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов ожидается на уровне -1%. Потребность бюджета в привлечении дополнительных средств оценивается АКРА как умеренная. По прогнозам Агентства, объем МБД в ближайшие два года составит порядка 7% от объема текущих доходов Области. При этом прогнозные значения усредненного показателя также указывают на рост потребности бюджета Региона в использовании дополнительного финансирования.

Качественная оценка бюджетного профиля соответствует первой категории. Случаи нарушения бюджетного законодательства не выявлены. Область дополнительно передает нижестоящим бюджетам часть поступлений по налогу на прибыль, налогам на имущество, налогам на доходы физических лиц и налогам, взимаемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Оценочный объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, в 2024 году был несущественным для регионального бюджета. Агентство отмечает значительные ежегодные отклонения некоторых фактических бюджетных доходов от плановых показателей.

По итогам 2024 года доходная часть бюджета Калужской области увеличилась на 10% к уровню 2023 года. Рост ННД превысил 18%, что во многом обусловлено возросшими поступлениями по налогу на прибыль (+14%), по НДФЛ (+27%) и по налогам на товары и услуги (+11%). Практически вдвое увеличились доходы от размещения временно свободных средств бюджета. В то же время объем безвозмездных поступлений сократился на четверть в годовом сопоставлении. Текущие трансферты снизились на 23%, тогда как капитальные ­­­­сократились примерно на треть. Расходы бюджета Калужской области увеличились на 3% при незначительном сокращении (-7%) объема капитальных расходов. Бюджет по итогам прошлого года был исполнен с профицитом в 7% ННД, что позволило Региону значительно увеличить объем остатков на счетах.

Согласно актуальной версии закона о бюджете Области, доходы в текущем году снизятся на 5% к уровню прошлого года. При этом ННД сократятся на 6%, в том числе по причине снижения поступлений по налогу на прибыль на 10%. Объем безвозмездных поступлений утвержден незначительно ниже уровня 2024 года (-4%), при этом капитальные трансферты запланированы со снижением на 21%. Расходная часть бюджета по итогам текущего года увеличится на 3%, в основном на фоне роста текущих расходов. Плановый дефицит составит 3% ННД и будет профинансирован преимущественно за счет накопленной ликвидности.

АКРА полагает, что текущие расходы Области по итогам 2025 года могут увеличиться темпами, близкими к ожидаемой по итогам года инфляции. При сохранении прочих параметров бюджета неизменными это приведет к увеличению ожидаемого дефицита бюджета, что потребует от Региона использования большего объема остатков на счетах.

Умеренные показатели экономического развития. Соотношение усредненных за 2020–2023 годы подушевого ВРП Региона и соответствующего среднестранового показателя составило 70%. В соответствии с актуальным прогнозом Региона и ожиданиями АКРА, данное соотношение за 2021–2024 годы могло сохраниться на сопоставимом уровне.

Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения за 2021–2024 годы превышает 4,0, что положительно сказывается на оценке экономического профиля Области. Усредненный за аналогичный период уровень безработицы был равен 2%, при этом за 2024 год показатель составил 1,5%.

В Регионе значительно развиты сфера торговли и отрасли обрабатывающей промышленности. По оценкам Агентства, наибольшая доля налоговых поступлений от зарегистрированных на территории Области предприятий приходится на сферу обрабатывающей промышленности. Усредненная доля указанных налоговых поступлений за 2021–2024 годы составила 45% и была сформирована предприятиями, занятыми в пищевой промышленности, металлургическом производстве и в сфере производства автотранспортных средств, а также в других отраслях, что говорит о высоком уровне диверсификации налоговых поступлений. Вторым по размеру сектором экономики, вносящим значительный вклад в налоговые поступления Области, является сектор оптовой и розничной торговли, доля которого за указанный период составила порядка 14% налоговых поступлений. В то же время совокупность отраслей, формирующих государственный сектор, обеспечила порядка 12% налоговых поступлений за указанный период, что свидетельствует о низкой зависимости экономики Региона от этой сферы.

Ключевые допущения

  • исполнение доходной части бюджета Региона в 2025 году в соответствии с параметрами, определенными актуальной версией закона о бюджете Области;

  • рост объема текущих расходов по итогам 2025 года темпами, близкими к ожидаемой по итогам года инфляции;

  • использование большей части накопленной ликвидности для финансирования прогнозного дефицита бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивый рост показателя операционной эффективности бюджета;

  • устойчивое снижение уровня долговой нагрузки ниже 30%;

  • сохранение объема накопленной ликвидности по итогам текущего года.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • длительный период снижения показателей социально-экономического развития;

  • увеличение потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования;

  • значительный рост доли краткосрочного долга;

  • существенное сокращение доступной ликвидности бюджета.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Калужской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Калужской области был опубликован АКРА 08.12.2022. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Калужской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Калужской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является незапрошенным, Правительство Калужской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Калужской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.