Кредитный рейтинг Красноярского края (далее — Красноярский край, Край, Регион) обусловлен низкой долговой нагрузкой, высоким объемом налоговых и неналоговых доходов (ННД) в совокупном объеме доходов (без учета субвенций), умеренно высоким объемом ликвидности и положительным балансом текущих операций. Дополнительную поддержку кредитному рейтингу Края оказывает его сильный экономический профиль, а сдерживает уровень рейтинга существенная потребность бюджета в использовании дополнительных источников финансирования на фоне дефицита, ожидаемого по итогам года согласно актуальной версии закона о бюджете.
Красноярский край входит в состав Сибирского федерального округа. В Регионе проживает порядка 2,8 млн человек. Крупнейшие города: Красноярск, Норильск и Ачинск. Край обладает богатыми запасами металлических руд и топливно-энергетических ресурсов. Валовой региональный продукт (ВРП) Края за 2023 год составил 3,7 трлн руб.
Ключевые факторы оценки
Умеренно высокая операционная эффективность бюджета при существенной потребности в использовании дополнительных средств. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы, согласно методологии АКРА, может составить 14%. Баланс текущих операций по итогам 2025 года, как ожидается, сохранится положительным. Это указывает на достаточность текущих доходов для финансирования полного объема текущих и части капитальных расходов бюджета.
Расходы бюджета Края отличаются высокой гибкостью: усредненное за 2021–2025 годы соотношение капитальных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) может сложиться на уровне около 20%. При этом капитальные расходы в 2024 году более чем на 80% были профинансированы за счет собственных средств. Согласно актуальным данным, полученным от Региона, данная пропорция сохранится и в 2025 году. Показатель модифицированного свободного денежного потока чаще положителен, а отрицательные его значения по модулю невелики, в связи с этим качественная оценка гибкости соответствует максимальному уровню. Усредненная доля ННД в доходах (без учета субвенций) за аналогичный период, по прогнозам АКРА, составит порядка 90%.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов составит порядка -2%, что соответствует умеренной потребности в использовании дополнительных источников финансирования. При этом в текущем году показатель МБД может принять значительное отрицательное значение, что в основном связано с запланированным существенным дефицитом бюджета. Тем не менее Агентство применяет положительную корректировку к усредненному за 2021–2025 годы отношению МБД к текущим доходам в связи с большим объемом остатков на счетах Региона и ожидаемой по результатам 2025 года низкой долговой нагрузкой.
Качественная оценка бюджетного профиля Края оценивается как максимальная. АКРА принимает во внимание передачу части поступлений по налогу на прибыль в нижестоящие бюджеты, отсутствие нарушений Регионом бюджетного законодательства. Сумма недополученных средств в связи с предоставлением льгот, по мнению Агентства, не является существенной для бюджета Региона. По данным Края, налоговые расходы за 2023 год составили около 2% ННД, в 2024-м этот показатель мог составить порядка 3%. Периодические отклонения фактических доходов бюджета от плановых показателей связаны со значительной зависимостью налоговых поступлений Региона от отраслей экономики, характеризующихся высокой волатильностью.
По итогам прошлого года дефицит бюджета составил менее 1% ННД, что позволило Региону сохранить объем остатков на счетах.
Согласно актуальной информации от Края, по результатам 2025 года ожидается сохранение доходной части бюджета примерно на уровне прошлого года. Предполагается, что поступления по НДФЛ продолжат рост (+14%), а по налогу на прибыль, напротив, снизятся (- 10%). Объем безвозмездных поступлений в 2025 году в сравнении с предыдущим годом практически не изменится. Расходы бюджета в 2025 году Регион планирует значимо нарастить (+19%). Рост совокупных расходов по большей части будет обусловлен увеличением капитальных расходов на 67%, в то время как текущие расходы возрастут на 8%. Ожидаемый по результатам года дефицит бюджета составит порядка 22% ННД, а профинансировать его планируется на 60% за счет заемных средств, в основном бюджетных кредитов, и на 40% за счет остатков на счетах. Однако, по оценке Края, дефицит сложится существенно ниже запланированного уровня по причине переноса части капитальных расходов на последующие годы.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно высокий уровень ликвидности бюджета. По итогам 2024 года объем остатков на счетах уменьшился на 6% к уровню на конец 2023-го, что обусловлено незначительным дефицитом бюджета за прошлый год. Накопленный объем ликвидности, по мнению АКРА, достаточен для финансирования в полном объеме ожидаемого в 2025 году дефицита бюджета, а также для запланированных к погашению в текущем году долговых обязательств. По состоянию на 01.01.2025 остатки на счетах Края в среднем более чем в 2,5 раза покрывали средние ежемесячные расходы бюджета за предшествующий год, а также в 1,7 раза превосходили весь объем краевого долга на ту же дату. Коэффициент ликвидности бюджета Региона по итогам 2025 года составит чуть более 100%, что соответствует умеренно высокому уровню ликвидности.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует сильному профилю. Край имеет опыт размещений на долговом рынке, за последние 12 месяцев остатки на счетах в среднем более чем вдвое превосходили ежемесячные расходы бюджета. У Региона нет необходимости в привлечении дополнительных финансовых инструментов, в связи с чем за последние 24 месяца закупки услуг по предоставлению кредитов и кредитных линий не проводились. При этом договор о привлечении краткосрочного кредита Управления Федерального казначейства на пополнение остатков средств в текущем году заключен, однако средства по этому договору пока не привлекались. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как незначительные в связи с некоммерческим характером большей части долга. По данным Края, на 01.01.2025 кредиторская задолженность бюджета в сравнении с его ННД не являлась значительной, просроченная кредиторская задолженность отсутствовала.
Низкая долговая нагрузка при незначительных рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2024 года долг Региона увеличился примерно на 11% в годовом сопоставлении, до 56,4 млрд руб. Большая часть в структуре долгового портфеля приходилась на бюджетные кредиты (около 96% от совокупного объема долга), а около 4% — на государственные облигации Края. Незначительный объем долга на 01.01.2025 формировали иные долговые обязательства Региона. График погашения долга на начало года предполагал наибольший объем погашений в текущем году — 14% долговых обязательств, в основном представленных бюджетными кредитами. Далее до 2029 года объем ежегодного погашения не превышал 12% долга.
По состоянию на 01.04.2025 объем долга Края сохранился на том же уровне, однако график его погашения несколько изменился. В марте текущего года была проведена реструктуризация части бюджетных кредитов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 79. Согласно обновленному графику погашения долга, Краю в текущем году предстоит погасить 8% долга.
В 2025 году Край, согласно актуальной версии закона о бюджете, планирует почти вдвое увеличить объем долга за счет значительного привлечения бюджетных кредитов.
С учетом запланированного привлечения бюджетного долга соотношение долга и текущих доходов Красноярского края в 2025 году может составить 27%, что соответствует низкой долговой нагрузке.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2021–2025 годы уровень процентных расходов составит менее 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций). Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП не превысит 3%.
Долговой профиль Региона оценивается как сильный. Большую часть долга формируют бюджетные кредиты, а средневзвешенный срок его погашения существенно превышает четыре года. Баланс текущих операций регулярно положительный, финансовый долг компаний госсектора несущественен в сравнении с ННД Региона (порядка 2%). Ожидаемый объем расходов бюджета, осуществляемых в рамках договоров концессий, в 2025 году незначителен. Долговая нагрузка бюджетов нижестоящего уровня невысока и в течение последних девяти лет стабильно снижается.
Высокие показатели развития экономики. Экономика Края базируется на отраслях добычи и обработки полезных ископаемых. При этом за последние три года отмечается существенное снижение концентрации налоговых поступлений на отраслях добычи и обработки металлов. По расчетам Агентства, в отдельные годы порядка половины налоговых поступлений в краевой бюджет обеспечивали отрасли металлопромышленного комплекса. Однако по итогам 2024 года на них пришлось немногим более 20% налоговых поступлений. Усредненная за 2021–2024 годы доля налоговых поступлений от указанных отраслей составила 26%.
Крупнейшие компании Края по объему налоговых поступлений: ПАО «ГМК «Норильский никель», АО «Полюс Красноярск», АО «Ванкорнефть», ООО «Тагульское» и др.
Усредненный за 2020–2023 годы ВРП Края в расчете на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 125%. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2021–2024 годы превышало 350%. По итогам 2024 года безработица в Крае снизилась до 1,5%. Усредненный показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, составил порядка 2%.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета Региона в 2025 году в соответствии с параметрами, определенными текущей версией закона о краевом бюджете на 2025–2027 годы;
-
привлечение исключительно некоммерческого долга.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост операционной эффективности бюджета;
-
сохранение значительных объемов остатков на счетах по итогам года.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост соотношения долга и текущих доходов выше 30% на фоне привлечения краткосрочного коммерческого долга;
-
существенное снижение операционной эффективности бюджета;
-
значительное увеличение потребности бюджета в использовании накопленной ликвидности из-за увеличения объема прогнозного дефицита бюджета.
Рейтинги выпусков
Красноярский край, 35015 (ISIN RU000A0ZZC48), срок погашения — 26.06.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб., — АА+(RU).
Красноярский край, 35016 (ISIN RU000A0ZZM87), срок погашения — 12.09.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб., — АА+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Красноярского края, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Красноярского края.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Красноярского края и государственных ценных бумаг Красноярского края (ISIN RU000A0ZZC48, RU000A0ZZM87) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Красноярского края и государственных ценных бумаг Красноярского края (ISIN RU000A0ZZC48, RU000A0ZZM87) были опубликованы АКРА 09.10.2017, 02.07.2018 и 21.09.2018 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Красноярского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Красноярского края (ISIN RU000A0ZZC48, RU000A0ZZM87) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Красноярского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Красноярского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Красноярского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.