Кредитный рейтинг Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — ХМАО-Югра, Округ, Регион) обусловлен высокими показателями региональной экономики, низкой долговой нагрузкой и сбалансированными показателями бюджетного профиля.

Регион расположен в Уральском федеральном округе, одновременно является субъектом Российской Федерации и входит в состав другого российского субъекта — Тюменской области1. В Округе проживает 1,77 млн человек (1% населения страны). В 2024 году валовой региональный продукт (ВРП) Округа мог составить, по его оценкам, 9,8 трлн руб. На территории Региона добывается более 40% российской нефти. Ежегодно ВРП Округа составляет порядка 5% суммарного ВРП субъектов Российской Федерации.


1 Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).

Ключевые факторы оценки

Низкая долговая нагрузка и достаточный уровень ликвидности бюджета. На начало текущего года долг Округа полностью состоял из инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов. По состоянию на конец 2024 года соотношение долга и текущих доходов Региона было равно 2,7%, что оценивается АКРА как низкая долговая нагрузка. Если для финансирования дефицита, запланированного текущей версией закона о бюджете, будут использоваться заемные средства, то на конец 2025 года долговая нагрузка увеличится до 16%, что по-прежнему будет соответствовать низкому уровню. Ежегодный объем погашения долга не превышает 7% его объема. Соотношение долга и ВРП составляет незначительную величину. Процентные расходы необременительны.

Регион характеризуется высокой качественной оценкой долгового профиля: средневзвешенный срок погашения долга существенно превышает четыре года, просроченная кредиторская задолженность отсутствует, баланс текущих операций регулярно положителен, долг предприятий госсектора и муниципальных образований невысок, косвенные обязательства незначительны.

Объем остатков средств на счетах бюджета на 01.01.2025 в несколько раз превышал объем совокупной задолженности Округа на ту же дату. Коэффициент ликвидности в прошлом году составил 376%, а по итогам текущего года окажется на уровне 72% в случае исполнения бюджета с заявленным дефицитом. Поскольку Регион получает регулярный значимый объем процентных доходов, оценка его коэффициента ликвидности была повышена на одну ступень (с трех до двух).

Качественная оценка профиля ликвидности также высокая: риски рефинансирования практически отсутствуют, необходимости в привлечении дополнительной ликвидности нет, Регион не привлекал кредитные средства и не открывал кредитные лимиты в связи с отсутствием необходимости. В среднем в прошлом году остатки на счетах в два раза превышали среднемесячные расходы бюджета за 2024 год.

Высокая степень самодостаточности бюджета. Бюджет прошлого года был исполнен с дефицитом в размере 4% налоговых и неналоговых доходов (ННД), основным источником его финансирования стала накопленная ликвидность. В 2024 году расходы бюджета существенно выросли на фоне увеличения текущих расходов, а доходы практически не изменились в абсолютном выражении, хотя изменилась их структура в связи со снижением поступлений по налогу на прибыль и ростом поступлений по НДФЛ. Закон о бюджете предполагает, что в 2025 году также сложится дефицит, поскольку продолжится рост расходов (в этот раз и текущих, и капитальных), а также снизятся доходы во многом из-за сокращения процентных доходов (на данный момент это представляется маловероятным). Ожидается, что основным источником финансирования дефицита в этом году станут заемные средства.

В 2021–2025 годах усредненная2 доля ННД в совокупных доходах Региона (без учета субвенций) будет равна 89%. Поскольку этот показатель регулярно составляет 90% и более, а Округ является одним из немногих регионов — доноров федерального бюджета, значение корректируется до 90%. Усредненное за 2021–2025 годы соотношение баланса текущих операций и текущих доходов составит порядка 14%. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов окажется на уровне -4%, что свидетельствует о некоторой потребности Региона в долговом финансировании или в использовании остатков средств на счетах. Доля капитальных расходов за указанный период составит почти 19%. Качественная оценка гибкости бюджетных расходов умеренно высокая: источником финансирования капитальных расходов Региона преимущественно выступают собственные средства, возможности увеличения объема капитальных расходов соответствуют потребностям Округа, баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов регулярно положителен.

Качественная оценка бюджетного профиля соответствует максимальному уровню: Регион консервативно планирует поступления по налогу на прибыль, тогда как планирование поступлений по НДФЛ и налогам на имущество является реалистичным; нарушения бюджетного законодательства, способные оказать влияние на бюджетный профиль, неизвестны; налоговые льготы признаются существенными для бюджета Округа.


2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 40% российской нефти. Отраслевая структура ВРП Округа стабильна, а вклад сектора добычи полезных ископаемых формирует более половины ВРП. На территории Региона добывается более 40% российской нефти, а его крупнейшие месторождения — Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское и Приобское. Большая часть налогов и сборов, собираемых в Округе, направляется в федеральный бюджет, меньшая — в консолидированный бюджет ХМАО-Югры. Налоговые поступления, собираемые на территории Региона, составляют значимую долю совокупных налоговых доходов федерального бюджета.

Подушевой ВРП Округа ежегодно более чем втрое превышает среднестрановое значение. В 2021–2024 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму составило 5,3, а уровень безработицы (по методологии МОТ) в Регионе был существенно ниже среднероссийского показателя.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в пределах запланированного Округом дефицита;

  • сохранение взвешенной долговой политики.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • критическое сокращение объема производства в Округе, снижение макроэкономических показателей;

  • устойчивое снижение баланса текущих операций до отрицательных значений;

  • существенное снижение ликвидности бюджета;

  • рост долговой нагрузки свыше 30% текущих доходов;

  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг ХМАО-Югры был опубликован АКРА 26.09.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ХМАО-Югры ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ХМАО-Югрой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство ХМАО-Югры принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству ХМАО-Югры дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.