Понижение кредитного рейтинга Мурманской области (далее — Мурманская область, Область, Регион) обусловлено ростом долговой нагрузки Региона вследствие привлечения большого объема коммерческого долга и высокими рисками рефинансирования на фоне очень низкой ликвидности бюджета. Поддержку кредитному рейтингу Области продолжают оказывать сильный экономический профиль и сравнительно высокая гибкость бюджетных расходов.

Мурманская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет сухопутные границы с Финляндией и Норвегией. Территория Региона относится к районам Крайнего Севера. В Области проживает порядка 654 тыс. человек, или 0,4% населения России. Валовой региональный продукт (ВРП) в 2023 году составил 1 127 млрд руб., что на 2% меньше, чем годом ранее в номинальном выражении и на 8% в реальном. По оценкам Области, ее ВРП в 2024 году составил 1 220 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Высокая потребность в долговом финансировании. Мурманская область завершила 2024 год с дефицитом бюджета, эквивалентным 35% ее налоговых и неналоговых доходов (ННД) (до вычета возможных превышений). Согласно данным, предоставленным Областью, доходная часть бюджета в текущем году может сохраниться примерно на уровне прошлого года, ожидается незначительный прирост поступлений по налогу на прибыль (+5%) после их значимого снижения в прошлом году (-40%), а также поступлений по НДФЛ (+2%). Расходная часть бюджета по итогам года может уменьшиться на 5% на фоне сокращения текущих расходов (на 10% в сравнении с показателем предыдущего года). Дефицит бюджета по итогам текущего года, как ожидается, будет существенным, а на его финансирование Область планирует привлечь заемные средства, в основном кредиты от коммерческих банков.

Баланс текущих операций в 2025 году ожидается положительным, что говорит о способности Региона профинансировать текущие расходы за счет текущих доходов в полном объеме. Усредненное1  соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы может сложиться на уровне 5%.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах Области (за вычетом объема субвенций) оценивается на высоком уровне, ее усредненное значение за 2021–2025 годы составит порядка 22%. Ежегодно капитальные расходы примерно на треть финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета. Усредненная за 2021–2025 годы доля ННД в совокупных доходах Региона (без учета субвенций) составит 84%.

Соотношение усредненных за аналогичный период модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов остается отрицательным (-14%), что говорит о недостатке собственных средств для финансирования капитальных расходов. Это, в свою очередь, обуславливает потребность бюджета Области в привлечении дополнительного долгового финансирования на указанные цели.

Качественная оценка бюджетного профиля соответствует четвертой категории. В 2024 году наблюдались случаи несущественного нарушения условий привлечения банковских кредитов (в отношении условия максимальной стоимости — ключевая ставка Банка России + 1 п. п.), предусмотренных соглашениями, заключенными с Минфином России. Для Региона ранее было характерно консервативное планирование бюджета: фактический дефицит зачастую оказывался существенно ниже планового показателя. Дополнительные отчисления от НДФЛ в бюджеты муниципалитетов законом о бюджете не предусмотрены, поступления от налогов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), в текущем году будут перенаправлены из местных бюджетов в региональный. Налоговые льготы, предоставляемые в соответствии с законодательными актами Мурманской области о налогах, существенны — по 20% ННД ежегодно в 2022 и 2023 годах (17,6 млрд руб. и 21,6 млрд руб. соответственно). Основная сумма недополученных бюджетом доходов приходится на льготы по налогу, взимаемому по УСН, в связи с установлением на период 2020–2025 годов минимально возможных налоговых ставок.

Низкий уровень ликвидности бюджета. За 2024 год объем ликвидности на счетах Региона уменьшился на 20% и по состоянию на 01.01.2025 покрывал всего 11% госдолга на ту же дату и соответствовал 44% среднемесячных расходов Региона за предшествующий год. Остатки на счетах Области практически полностью были сформированы за счет средств автономных и бюджетных учреждений. Согласно данным бюджетной росписи Региона, всю имеющуюся ликвидность Область направит на финансирование дефицита, запланированного на 2025 год, в связи с чем коэффициент ликвидности по итогам года может составить порядка 9%, что соответствует минимальному уровню.

Качественная оценка профиля ликвидности бюджета Региона признается умеренной в связи с высокими рисками рефинансирования на фоне значительной в сравнении с ННД долей краткосрочного долга, регулярным использованием краткосрочных источников ликвидности. Регион часто привлекает кредиты Управления Федерального казначейства (УФК). Кредиторская задолженность областного бюджета не имеет тенденции к росту.

Растущая долговая нагрузка при высоких рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2024 года соотношение долга и текущих доходов Региона составило 48%. На начало 2025 года 64% долгового портфеля приходилось на банковские кредиты, 33% — на бюджетные кредиты, а оставшаяся часть — на госгарантии. По состоянию на 01.01.2025 Региону в текущем году предстояло погашение 69% имеющегося госдолга. За истекшую часть года Регион осуществил ряд погашений и привлечений банковских кредитов, привлек кредит УФК в размере 9,9 млрд руб. Кроме того, была проведена реструктуризация части бюджетных кредитов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 79. Согласно обновленному графику погашения долга, Области в текущем году предстоит погасить 65% госдолга, сам объем долга по состоянию на 01.04.2025 значимо не изменился.

Согласно актуальным планам Региона, в текущем году объем долга планируется увеличить на 38%, главным образом за счет привлечения банковских кредитов. По расчетам АКРА, по итогам 2025 года соотношение долга Области и ее текущих доходов может составить 65%.

В связи с ростом долговой нагрузки процентные расходы в 2024 году значительно выросли (с низкой базы 2023 года) и продолжат рост в 2025 году. Тем не менее их усредненный за 2021–2025 годы уровень лишь незначительно превысит 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций). Соотношение долга и ВРП Области на конец текущего года составит 6%.

Качественная оценка долговой нагрузки оценивается как умеренная в связи с резким ростом долговой нагрузки, преобладанием краткосрочных обязательств в структуре долга. Долговая нагрузка муниципалитетов остается невысокой. Средневзвешенный срок погашения долга превышает два года, баланс текущих операций в 2025 году и прогнозном периоде ожидается положительным.

Для экономики Региона характерна концентрация обрабатывающей отрасли на металлургическом производстве. Основные отрасли экономики Мурманской области — металлургия (добыча и обогащение руд черных и цветных металлов), химическая промышленность (производство удобрений), транспорт (Мурманск является незамерзающим портом, оснащенным атомным ледокольным флотом), рыболовство и пищевая промышленность, энергетика. В Регионе активно развивается туризм. Согласно расчетам АКРА, максимальная усредненная за 2021–2024 годы доля налоговых поступлений от одного сектора составила 16% и была сформирована металлургическим производством и производством готовых металлических изделий. Значительную долю налоговых поступлений в бюджет также формирует химическая промышленность, усредненная за 2021–2024 годы доля поступлений от данной отрасли составляет 13%.

Усредненный за 2020–2023 годы ВРП Области в расчете на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 172%. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2021–2024 годы составило 405%, а усредненный за аналогичный период показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, был равен 3,4%.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета Региона в 2025 году согласно параметрам, предусмотренным актуальной версией закона о бюджете, в том числе снижение текущих расходов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  •  рост операционной эффективности бюджета;

  • снижение потребности бюджета в использовании заемного финансирования;

  • снижение соотношения долга и текущих доходов до уровня ниже 30%;

  • существенный рост ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение доли капитальных расходов в совокупных расходах Области;

  • рост рисков ликвидности.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Мурманской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Мурманской области был опубликован АКРА 18.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Мурманской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Мурманской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Мурманской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Мурманской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Дмитрий Куликов
Старший директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.