Повышение кредитного рейтинга муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее — Сочи, Город) обусловлено, во-первых, ростом коэффициента ликвидности на фоне исполнения бюджета с профицитом по итогам 2024 года и списания большей части кредитов, предоставленных из вышестоящего бюджета; во-вторых, увеличением доли налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в совокупных доходах бюджета (без учета субвенций). По совокупности характеристик это привело к улучшению оценки финансового профиля Города.

Кредитный рейтинг Сочи обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при низких рисках рефинансирования долговых обязательств, существенным объемом капитальных расходов в совокупных расходах бюджета (за вычетом объема субвенций) и стабильными показателями развития городской экономики, ориентированной на санаторно-курортную деятельность. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают умеренные показатели операционной эффективности бюджета и его потребности в использовании дополнительного финансирования, а также зависимость доходов Города от трансфертов из бюджета Краснодарского края (рейтинг АКРА — AA-(RU), прогноз «Стабильный»; далее — Краснодарский край, Регион).

Сочи является муниципальным образованием со статусом городского округа Краснодарского края (Южный федеральный округ). Население Города в среднем за 2024 год составило 561 тыс. человек. По оценкам АКРА, доля Города в объеме валового регионального продукта (ВРП) Краснодарского края ежегодно может составлять порядка 6–8%.

Ключевые факторы оценки

Низкая долговая нагрузка при низких рисках рефинансирования долговых обязательств. По итогам 2024 года долг Сочи составлял 0,6 млрд руб., что практически вдвое меньше показателя за 2023 год. Снижение объема совокупных обязательств объясняется списанием большей части (порядка 90%) бюджетных кредитов, предоставленных Городу по инициативе Краснодарского края1. В то же время в прошлом году был привлечен банковский кредит на 0,5 млрд руб. с погашением в 2027-м. Долговой портфель Сочи по состоянию на начало 2025 года на 79% был представлен банковскими заимствованиями, на 21% — бюджетными кредитами. График погашения долга предполагал погашение всего объема бюджетных кредитов в 2025 году, а оставшаяся часть долга подлежала погашению в 2027 году.

На 01.05.2025 долг Города полностью состоял из банковских кредитов с погашением в 2027 году.

Соотношение долга и текущих доходов на конец 2024 года составило порядка 2%. АКРА полагает, что по итогам 2025 года этот показатель практически не изменится. Процентные расходы необременительны для бюджета: соотношение усредненных2 за 2021–2025 годы процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом объема субвенций) оценивается в размере менее 1%. Соотношение долга Города и валового городского продукта не рассчитывается в силу отсутствия последнего. По оценкам АКРА, это соотношение могло бы быть значительно ниже 20%.

Качественная оценка долгового профиля Сочи соответствует второй категории. Город характеризуется постоянно низкой долговой нагрузкой, при этом средневзвешенный срок погашения долга составляет менее четырех лет. На 01.05.2025 долг Города был полностью представлен коммерческими обязательствами. Операционная эффективность бюджета стабильно положительная, что указывает на отсутствие потребности в финансировании текущих расходов за счет дополнительных средств. В настоящий момент у Сочи нет заключенных соглашений по концессиям и ГЧП. По данным Города, просроченная кредиторская задолженность бюджета на 01.01.2025 отсутствовала.

Умеренные показатели операционной эффективности и потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит 8%, что соответствует умеренному уровню операционной эффективности бюджета. По итогам 2024 года данный показатель был положительным (порядка 13% объема текущих доходов), но в 2025 году баланс текущих операций может сформироваться на уровне незначительно ниже нуля, что все равно говорит о достаточности текущих доходов Города для финансирования текущих расходов практически в полном объеме.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций)3 оценивается как высокая. Усредненное значение показателя за 2021–2025 годы превысит 37%. Качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует третьей категории. Капитальные расходы ежегодно финансируются преимущественно за счет вышестоящего бюджета. Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов стабильно положительный, благодаря чему процентные расходы покрываются за счет текущих доходов Города. Показатель модифицированного свободного денежного потока городского бюджета достаточно волатильный, что указывает на периодическую потребность в финансировании капитальных расходов за счет дополнительных средств.

Доля ННД в доходах бюджета (без учета субвенций) оценивается как умеренная: ее усредненное значение за 2021–2025 годы составит порядка 60%. При этом высокая зависимость бюджета Города от вышестоящего бюджета сохраняется. Исходя из фактического исполнения бюджета за 2021–2024 годы, его доходная часть (с учетом части субсидий капитального характера, предоставляемых Городу Краснодарским краем и получаемых самим Регионом в виде инфраструктурных бюджетных кредитов) ежегодно практически наполовину формируется за счет безвозмездных поступлений из бюджета Краснодарского края.

Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов окажется на уровне -1%, а в 2025 году МБД может составить порядка 10% текущих доходов. Это говорит об умеренной потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования. Агентство отмечает, что в текущем году эта потребность полностью покрывается остатками на счетах Сочи. Кроме того, учитывая низкую долговую нагрузку Города, оценка соотношения усредненных МБД и текущих доходов корректируется до более высокой категории.

Качественная оценка бюджетного профиля соответствует третьей категории. Бюджетное прогнозирование отчасти затруднено, поскольку большую часть доходов формируют трансферты из вышестоящего бюджета. Фиксируются также случаи заметного отклонения налоговых поступлений от плановых показателей. Объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, в отдельные годы составлял порядка четверти ННД Сочи, что является существенной величиной, по мнению Агентства. Случаи нарушения Городом бюджетного законодательства не выявлены.

По результатам 2024 года доходная часть бюджета Сочи снизилась на 7% к показателю за 2023 год, что в основном было связано с уменьшением на треть объема предоставленных безвозмездных поступлений в годовом сопоставлении. При этом текущие трансферты сократились на 17%, а капитальные — на 41%. В то же время ННД Города в 2024-м выросли на 33%, чему по большей части способствовал рост поступлений по НДФЛ (+36%) и по налогам на совокупный доход (+47%). Существенный прирост показали также доходы от арендной платы (+26%). Расходы бюджета в 2024 году снизились на 10% в основном из-за снижения на треть объема капитальных расходов. Город исполнил бюджет с профицитом 5% ННД, что позволило ему увеличить объем остатков на счетах по итогам года.

В соответствии с бюджетными назначениями, утвержденными на 01.05.2025, доходы бюджета Сочи в 2025 году увеличатся почти в два раза. Основу прироста доходной части обеспечит ожидаемый рост безвозмездных поступлений более чем втрое в годовом сопоставлении, при этом капитальные трансферты из вышестоящего бюджета вырастут более чем в шесть раз. В 2025-м прогнозируется снижение ННД Города на 7% год к году, что преимущественно связано со снижением поступлений по НДФЛ (-7%), по доходам от арендной платы (-14%) и по доходам от компенсации затрат государства (-59%). Ожидается, что расходы бюджета более чем вдвое превысят результат за 2024 год, при этом капитальные расходы Город планирует увеличить более чем в четыре раза за счет капитальных субсидий из инфраструктурных бюджетных кредитов Краснодарского края. Прогнозный дефицит бюджета составит 16% ННД, а его финансирование планируется осуществлять преимущественно за счет остатков средств на счетах Города.

Накопленная ликвидность позволит профинансировать дефициты будущих периодов. По итогам 2024 года объем остатков на счетах Сочи увеличился на 55% к показателю 2023 года. За последние 12 месяцев средства на счетах в среднем более чем вдвое превосходили объем ежемесячных расходов бюджета. В текущем году Город планирует использовать примерно половину накопленной ликвидности для финансирования ожидаемого дефицита бюджета, что позволит частично сохранить средства для финансирования дефицита будущих периодов.

Коэффициент ликвидности бюджета Города по итогам 2025 года составит 185%.

Качественная оценка профиля ликвидности городского бюджета соответствует первой категории. Объем накопленных средств, по мнению АКРА, позволяет покрыть все потребности бюджета в этом году. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как низкие, но у Города есть существенный объем погашения коммерческого долга, приходящийся на 2027 год. Краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства за последние два года не привлекались, в 2025 году планов по привлечению таких кредитов нет. На начало года у Города не было невыбранных кредитных линий со сроком погашения более года.

Умеренные показатели развития экономики, ориентированной на санаторно-курортную деятельность. Экономика Сочи напрямую зависит от туристско-рекреационного комплекса, что обуславливается его географическим расположением. Ключевой отраслью Города является санаторно-курортная деятельность, оказывающая влияние на развитие смежных отраслей экономики, таких как розничная торговля, транспорт, промышленность и строительство. Наибольший объем отгруженной продукции собственного производства формирует розничная торговля. Ее усредненная за 2021–2024 годы доля в общем объеме отгруженной продукции составила порядка 35%. Примерно по 15% приходится на платные услуги населению, оптовую торговлю и курортно-туристский комплекс. В связи с расположением на территории Сочи существенного количества федеральных лечебниц и санаториев в отдельные годы более четверти объема отгруженной продукции могло формироваться отраслями государственного сектора экономики.

Оценочная доля ВРП Краснодарского края, формируемая на территории Города, могла составлять порядка 6–8% в период с 2021 по 2024 год. Соотношение усредненных за 2021–2024 годы номинальной начисленной заработной платы в целом по Городу и прожиточного минимума, рассчитанного для Краснодарского края, превышало 4,0. Уровень официально зарегистрированной безработицы по Городу по итогам 2024 года составил 0,1%. Усредненный оценочный уровень безработицы (по методологии МОТ) за указанный выше период мог составить примерно 1%.


1 Согласно закону «О бюджете Краснодарского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», бюджетные кредиты, выданные муниципальным образованиям в 2023 и 2024 годах, были списаны на 90%. Оставшаяся сумма погашалась в 2024–2025 годах (в соответствии с обновленными графиками).
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
3 В расчете бюджетных показателей капитальные расходы и капитальные трансферты не учитывается часть субсидий капитального характера, предоставляемых Сочи Краснодарским краем и получаемых самим Регионом в виде инфраструктурных бюджетных кредитов.

Ключевые допущения

  • сохранение доли ВРП Краснодарского края, формируемой на территории Города, в диапазоне 6–8%;

  • исполнение бюджета Города в соответствии с утвержденными на 01.05.2025 бюджетными назначениями;

  • финансирование дефицита бюджета в текущем году преимущественно за счет остатков на счетах;

  • сохранение значительной зависимости бюджета Города от перечислений из вышестоящего бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост доли ВРП Краснодарского края, формируемого на территории Города;

  • устойчивый рост показателя операционной эффективности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительное увеличение потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования;

  • рост долговой нагрузки на бюджет Города выше 30% текущих доходов в совокупности с увеличением рисков рефинансирования обязательств;

  • существенное снижение объема накопленной ликвидности по итогам 2025 года.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг муниципальному образованию городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края был опубликован АКРА 13.07.2023. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Администрацией муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.