Повышение кредитного рейтинга Костромской области (далее — Костромская область, Область, Регион) обусловлено изменением качественной оценки бюджетного профиля в связи с применением обновленной  Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации, а также ростом оценки операционной эффективности бюджета и улучшением оценки модифицированного бюджетного дефицита (МБД). Изменение прогноза по кредитному рейтингу Области на «Позитивный» объясняется возможным сохранением достигнутого уровня ликвидности бюджета или же его ростом. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают умеренные показатели развития экономики, часть из которых не превышает среднестрановой уровень, а также относительная негибкость расходов бюджета.

Костромская область расположена в Центральном федеральном округе. В Регионе проживает порядка 570 тыс. человек (0,4% населения России). Область характеризуется небольшим размером экономики — около 0,2% совокупного валового регионального продукта (ВРП) российских регионов. По оценкам Области, ее ВРП по итогам 2024 года составил 333 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Стабильные показатели бюджетного профиля с выраженной зависимостью от федерального бюджета. Закон о бюджете Области предполагает снижение в 2025 году ее капитальных и текущих расходов, а также сокращение безвозмездных поступлений и незначительное снижение налоговых и неналоговых доходов (ННД). В результате ожидается, что профицит бюджета по итогам текущего года будет сопоставим с профицитом 2024-го. АКРА исходит из предположения, что снижение текущих доходов Региона маловероятно, однако и существенное сокращение безвозмездных поступлений не представляется реалистичным. Таким образом, эти параметры бюджета могут оказаться неокончательными. Исходя из этих предположений, вероятное соотношение усредненных1 за 2021–2025 годы МБД и текущих доходов будет слабоотрицательным, то есть для финансирования капитальных расходов может потребоваться некоторый объем накопленной ликвидности или заемное финансирование.

Доля ННД в структуре доходов (без учета субвенций) составляет ежегодно от 60 до 70%; усредненное за 2021–2025 годы значение — 68,5%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов возрастет относительно предыдущих оценок и составит за указанный период 16%.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах Костромской области оценивается как высокая. Усредненное значение этого показателя за 2021–2025 годы превысит 20%. В то же время около половины капитальных расходов финансируется за счет трансфертов из федерального бюджета, возможности самостоятельно сократить капитальные расходы неочевидны, а потребности в финансировании инфраструктуры в целом существенны. Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов регулярно положителен, а модифицированный свободный денежный поток принимает разные по модулю и величине значения. В связи с этим качественная оценка гибкости бюджетных расходов Области соответствует третьей категории.

Оценка бюджетного профиля Региона соответствует второй категории, что обусловлено умеренной точностью планирования бюджета, несущественностью объема налоговых льгот, установленных региональным законодательством, а также передачей дополнительных налоговых доходов на нижестоящие уровни бюджета. В отдельные годы соотношение долга и ННД превышало предельные значения, установленные бюджетным законодательством.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренная долговая нагрузка. С 2022 года долг Области состоит из бюджетных кредитов с длительными сроками погашения, а его номинальный размер почти не меняется. Соотношение долга и текущих доходов в 2024 году составило 45%. АКРА ожидает, что по итогам 2025 года значение этого показателя существенным образом не изменится. На начало текущего года Региону предстояло ежегодно погашать чуть более 21% долга. После проведенной реструктуризации части бюджетных кредитов погашению подлежит не более 7% долга ежегодно.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2021–2025 годы уровень процентных расходов не превысит 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций). Соотношение долга и ВРП Области колеблется в пределах 10% ежегодно.

Долговой профиль Региона оценивается как умеренно сильный и соответствует второй категории. Это объясняется достаточным средневзвешенным сроком погашения долга, его недиверсифицированной структурой, а также минимальным уровнем просроченной кредиторской задолженности. Баланс текущих операций ежегодно положителен, а совокупная долговая нагрузка муниципальных образований начала снижаться. Косвенные обязательства бюджета отсутствуют. Компании госсектора не нуждаются в поддержке из регионального бюджета.

Умеренный объем накопленной ликвидности. По итогам 2024 года коэффициент ликвидности существенно превысил 140%. Показатель по итогам текущего года будет в значительной степени зависеть от того, насколько изменятся фактические безвозмездные поступления относительно планируемого уровня, а также от динамики текущих и капитальных расходов.

Качественная оценка профиля ликвидности соответствует третьей категории: среднемесячные остатки средств на счетах Региона не превышают среднемесячные расходы его бюджета; потребность в привлечении дополнительной ликвидности может возникнуть при условии роста текущих и капитальных расходов в 2025 году; закупки кредитных линий не осуществлялись. В некоторые годы Костромская область прибегает к использованию кредитов Управления Федерального казначейства. Риски рефинансирования долга, по мнению АКРА, невысокие, кредиторская задолженность невелика.

Умеренные показатели развития экономики при значительном уровне ее диверсификации. Наиболее крупные предприятия Региона — это предприятия деревообрабатывающей, металлургической и ювелирной промышленности, а также производители электроэнергии. Регион является энергопрофицитным. По оценкам Агентства, наибольшая доля налоговых поступлений приходится на обрабатывающие производства, на сферу обеспечения электроэнергией, газом, паром и водоснабжение, на оптовую и розничную торговлю, а также на ремонт, финансовую и страховую деятельность. Совокупность отраслей, формирующих государственный сектор экономики, обеспечивает порядка 20% налоговых поступлений и формирует примерно 20% ВРП Региона.

Экономика Области характеризуется низкими показателями ВРП на душу населения (примерно 50% от среднестранового значения).

Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2021–2024 годы составило 3,35. Усредненный за этот период уровень безработицы — 2,9%.

Ключевые допущения

  • сохранение высокой зависимости от трансфертов из федерального бюджета;
  • ежегодный рост объема текущих расходов;
  • сохранение текущего уровня долговой нагрузки.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивый рост соотношения баланса текущих операций и текущих доходов выше 20%;
  • значительный рост доли собственных доходов в составе бюджета;
  • значительное и устойчивое снижение долговой нагрузки до уровня 30% текущих доходов и ниже;
  • сохранение объема накопленной ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • возникновение потребности бюджета в привлечении долгового финансирования на текущие расходы;
  • увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 90%;
  • значительное сокращение доступной ликвидности при росте расходной части бюджета.

РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Костромской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Костромской области был опубликован АКРА 12.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Костромской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных администрацией Костромской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Костромской области принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Костромской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Дмитрий Куликов
Старший директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.