Кредитный рейтинг Акционерного общества «Западный скоростной диаметр» (далее — Компания, АО «ЗСД») обусловлен сохранением очень высокой степени поддержки Компании со стороны Санкт-Петербурга (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»; далее — Санкт-Петербург, Город, поддерживающее лицо).

Уровень кредитного рейтинга был определен без расчета собственной кредитоспособности Компании, так как деятельность АО «ЗСД» подчинена достижению региональных целей и задач. При этом способность Компании своевременно обслуживать свои долговые обязательства зависит в том числе от поддержки, оказываемой Компании Правительством Санкт-Петербурга. В связи с этим АКРА считает расчет собственной кредитоспособности АО «ЗСД» нецелесообразным и использует только Методологию присвоения кредитных рейтингов с учетом внешней поддержки.

Кредитный рейтинг АО «ЗСД» находится на две ступени ниже рейтинга Города, что отражает возможность технических задержек со стороны региональных властей при оказании Компании помощи в случае финансовых затруднений.

АО «ЗСД» было создано в 1997 году Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (ныне — Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга), которому в настоящий момент принадлежит 100% акций Компании.

АО «ЗСД» является собственником одной из крупнейших в России внутригородских платных автомагистралей «Западный скоростной диаметр» (далее — Автомагистраль), которая была построена и эксплуатируется в рамках проекта, реализованного на базе трехстороннего соглашения о создании и эксплуатации Автомагистрали на основе государственно-частного партнерства (далее — Соглашение о ГЧП), заключенного между Правительством Санкт-Петербурга, АО «ЗСД» и ООО «Магистраль северной столицы» (далее — Партнер) на срок до 2042 года.

Основными источниками выручки Компании являются доходы от предоставления в аренду Партнеру Автомагистрали для последующей платной эксплуатации, а также от собственной платной эксплуатации части транспортных развязок Автомагистрали, от предоставления в субаренду Партнеру земельных участков по ходу Автомагистрали и от предоставления в субаренду земельных участков в Северо-Приморской части Города, на которых ранее была осуществлена застройка объектами общественно-делового назначения. При этом, если выручка частного партнера от сбора платы за проезд по Автомагистрали в конкретный отчетный период превышает установленный Соглашением о ГЧП уровень, Компания получает так называемый сверхдоход, который направляет на обслуживание своих долговых обязательств.

Ключевые факторы оценки

Очень высокая степень поддержки. Государство осуществляет прямой акционерный и операционный контроль над деятельностью Компании. Кроме того, Город оказывает существенное влияние на кредитоспособность АО «ЗСД».

Существенным источником финансирования деятельности Компании в настоящее время является бюджет Города. В частности, АО «ЗСД» получало ежегодную государственную поддержку со стороны Санкт-Петербурга в размере полного покрытия купонных платежей по существующим выпускам облигационных займов. Кроме того, предоставляются бюджетные инвестиции на строительство дополнительных транспортных развязок, позволяющих увеличить пропускную способность Автомагистрали, что в будущем может способствовать увеличению трафика и выручки Компании. Государственная поддержка оказывается путем увеличения уставного капитала АО «ЗСД».

Строительство центральной части Автомагистрали осуществлялось при значительной поддержке со стороны государства — объем федеральных инвестиций превысил 40%. Весь номинальный объем выпущенных Компанией долговых обязательств в размере 25 млрд руб. был гарантирован Минфином России.

На данный момент государство в лице Города играет важную роль в формировании тарифной политики Автомагистрали и напрямую влияет на уровень финансовой устойчивости Компании.

За счет роста выручки вследствие увеличения тарифов и трафика Компания самостоятельно обслуживает свои долговые обязательства.

Агентство также отмечает, что поскольку Город является стороной Соглашения о ГЧП, то неисполнение Компанией своих обязательств по этому соглашению несет значительный финансовый риск для бюджета Города.

Компания привлекала дополнительные заимствования в рамках кредитного договора с Евразийским банком развития (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»; далее — ЕАБР). Расходы на возврат займа были включены в Государственную программу Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» (далее — Госпрограмма); по состоянию на 31.03.2025 заимствования были полностью погашены за счет средств Компании, в том числе частично — досрочно.

Высокая степень зависимости АО «ЗСД» и поддерживающего лица от однородных факторов риска подразумевает, что существенным источником финансирования деятельности Компании выступает бюджет Города. Макроэкономические факторы, которые определяют наполняемость доходной части бюджета Города, будут оказывать ощутимое влияние и на объем средств, выделяемых на финансирование дорожного строительства.

Ключевые допущения

  • сохранение объемов бюджетных инвестиций, выделяемых из бюджета Города, или сокращение потребности Компании в бюджетных инвестициях за счет замещения собственными средствами.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • повышение системной значимости Компании для Города и существенное расширение ее функционала.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительное снижение объема выделяемых бюджетных инвестиций при условии отсутствия у Компании собственных источников для своевременного обслуживания своих обязательств;

  • увеличение объема заимствований, основной долг по которым не обеспечивается Городом или иными гарантами с сопоставимым с ним кредитным качеством;

  • снижение уровня системной значимости Компании, в частности перераспределение ее функций на других участников рынка;

  • выпуск Компанией облигаций, расходы на погашение основного долга по которым не включены в Госпрограмму.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): отсутствует.

Поддержка: Санкт-Петербург — паритет с Городом минус 2 ступени.

Рейтинги выпусков

Обоснование. Эмиссии являются долговыми обязательствами АО «ЗСД». В целях усиления кредитного качества облигации обеспечены государственными гарантиями Российской Федерации на номинальную сумму долга. Купонные платежи до 2025 года покрывались за счет бюджета Санкт-Петербурга, что регулировалось соответствующей госпрограммой. С 2025 года с учетом существенного роста доходов от аренды Автомагистрали Компания перешла на собственное финансирование выплаты купонных платежей, при этом государственная гарантия в отношении погашения суммы основного долга по облигациям сохраняется. В этой связи АКРА оценивает кредитный риск данных эмиссий на уровне их кредитного качества — ААА(RU).

Неконвертируемые процентные документарные облигации АО «ЗСД» на предъявителя с обязательным централизованным хранением, серия 01 (RU000A0JRJB8), срок погашения — 13.05.2031, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АAA(RU).

Неконвертируемые процентные документарные облигации АО «ЗСД» на предъявителя с обязательным централизованным хранением, серия 02 (RU000A0JRJL7), срок погашения — 13.05.2031, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АAA(RU).

Неконвертируемые процентные документарные облигации АО «ЗСД» на предъявителя с обязательным централизованным хранением, серия 03 (RU000A0JS4J1), срок погашения — 06.02.2032, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АAA(RU).

Неконвертируемые процентные документарные облигации АО «ЗСД» на предъявителя с обязательным централизованным хранением, серия 04 (RU000A0JS4K9), срок погашения — 06.02.2032, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АAA(RU).

Неконвертируемые процентные документарные облигации АО «ЗСД» на предъявителя с обязательным централизованным хранением, серия 05 (RU000A0JS4L7), срок погашения — 06.02.2032, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АAA(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов с учетом внешней поддержки, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Акционерного общества «Западный скоростной диаметр» был опубликован АКРА 04.08.2020, кредитные рейтинги выпусков облигаций Акционерного общества «Западный скоростной диаметр» (RU000A0JRJB8, RU000A0JRJL7, RU000A0JS4J1, RU000A0JS4K9, RU000A0JS4L7) — 20.04.2022. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Акционерного общества «Западный скоростной диаметр», а также кредитных рейтингов выпусков облигаций Акционерного общества «Западный скоростной диаметр» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Акционерным обществом «Западный скоростной диаметр», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Акционерное общество «Западный скоростной диаметр» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

Раскрытие отступлений от утвержденных методологий: было произведено отступление от Методологии присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации в части наличия критерия безусловности и безотзывности гарантийных инструментов при определении источника исполнения обязательств по выпуску. АКРА полагает, что несмотря на наличие формальных признаков отзывности гарантийных инструментов, текущая структура сделки с экономической точки зрения позволяет определить гарантийные инструменты как безотзывные и безусловные.

АКРА не оказывало Акционерному обществу «Западный скоростной диаметр» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Денис Хмилевский
Директор, группа рейтингов проектного и структурированного финансирования
+7 (495) 139 04 80, доб. 158
Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.