Кредитный рейтинг Магаданской области (далее — Магаданская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки и умеренными бюджетными показателями. Давление на рейтинг оказывают существенный объем краткосрочного долга при низком уровне ликвидности, а также низкая диверсификация экономики, сконцентрированной по большей части на добывающем секторе.

Магаданская область расположена в Дальневосточном федеральном округе. Территория Области относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает 134 тыс. человек (0,1% населения страны). На территории Области сосредоточено более 11% запасов разведанного россыпного золота от общих запасов России, 15% запасов рудного золота и около 50% серебра. Объемы добычи золота в 2022–2023 годах снижались, однако в 2024-м отрасль продемонстрировала рост почти на 13% в сравнении с предшествующим годом. Добыча серебра выросла в 2022 году, затем существенно снизилась в 2023-м и продолжила снижение в 2024 году. В текущем году добыча золота, как ожидается, сохранится на уровне прошлого года, а добыча серебра — возрастет.

В 2023 году валовой региональный продукт (ВРП) Магаданской области составил 403,9 млрд руб. (рост на 28% к показателю 2022 года в номинальном выражении и на 4,5% в реальном). По оценкам Региона, в 2024 году его ВРП мог составить 489,6 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Умеренный бюджетный профиль при постоянной потребности в долговом финансировании. Прошлый год Область завершила с профицитом бюджета в размере 6% налоговых и неналоговых доходов (ННД) на фоне значимого прироста поступлений от налога на прибыль (+77%). В текущем году, согласно актуальной информации, полученной от Региона, доходная часть бюджета останется примерно на уровне прошлого года. Поступления от налога на прибыль продолжат рост и увеличатся на 16%, поступления от НДФЛ возрастут на 5%, при этом безвозмездные поступления продолжат снижение. Таким образом, совокупные доходы увеличатся чуть более чем на 1%. Расходную часть бюджета планируется увеличить на 11%: текущие расходы вырастут на 11%, капитальные — на 10%. При исполнении бюджета согласно запланированным параметрам дефицит по итогам года может составить около 5% ННД. На его финансирование Регион планирует привлечь заемные средства — облигации, бюджетные и банковские кредиты, а также израсходовать оставшиеся на счетах бюджета средства.

В соответствии с прогнозом Агентства, усредненное 1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы может составить 9%. Баланс текущих операций в 2025 году сохранится положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов в полном объеме.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Области (за вычетом объема субвенций) за 2021–2025 годы составит порядка 17%. Качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует третьей категории. В 2023 и 2024 годах значимо возросла доля капитальных расходов, финансируемая Областью за счет собственных средств (75 и 60% соответственно). Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов регулярно положительный, благодаря чему процентные расходы удается покрывать за счет текущих доходов. Модифицированный свободный денежный поток достаточно волатильный (в отдельные годы показатель имел существенные отрицательные значения), что объясняет периодическую потребность Области в частичном финансировании капитальных расходов за счет дополнительных средств.

Усредненная за тот же период (2021–2025 годы) доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) составит 74%. Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов, по прогнозам АКРА, будет по-прежнему отрицательным и составит -3%. Прогнозное значение МБД на 2025 год указывает на недостаток собственных средств Области для финансирования капитальных расходов и говорит о потребности бюджета в привлечении дополнительного финансирования на эти цели в виде заемных средств или расходовании имеющейся ликвидности.

Качественная оценка бюджетного профиля соответствует четвертой категории. В 2024 году наблюдались случаи несущественного нарушения условий привлечения банковских кредитов (в отношении условия максимальной стоимости), предусмотренных соглашениями, заключенными с Минфином России. Закон о бюджете не предполагает дополнительных нормативов отчислений от налоговых поступлений в бюджеты нижестоящего уровня. Объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, существенен — 14 и 8% ННД в 2023 и 2024 годах (5,4 млрд руб. и 4,5 млрд руб. соответственно).

Умеренно низкая долговая нагрузка. За 2024 год долг Региона снизился на 11%, до 17,9 млрд руб. В структуре долга по состоянию на 01.01.2025 преобладали бюджетные кредиты (79%), 17% приходилось на облигации, 4% — на банковские кредиты. По состоянию на начало года Области в текущем году предстояло погасить порядка 25% имеющейся задолженности. Согласно планам Региона, по результатам 2025 года долг может увеличиться на 16%, что в основном связано с планами по наращиванию объема банковских кредитов. В текущем году Регион уже погасил задолженность перед коммерческими банками и привлек краткосрочный кредит в рамках договора с Управлением Федерального казначейства (УФК) со сроком погашения до конца текущего года. Кроме того, была проведена реструктуризация части бюджетных кредитов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 79. С учетом произошедших за истекшую часть года погашений и привлечений объем долга по состоянию на 01.05.2025 увеличился на 16% относительно начала года; до конца года Региону требуется погасить 25% имеющейся задолженности.

Соотношение долга и текущих доходов на конец 2025 года может сложиться на уровне 29%. Согласно ожиданиям АКРА, в 2026 году долговая нагрузка превысит пороговое значение в 30%, в связи с этим в 2025 году к данному показателю применяется корректировка на пограничное значение. Учитывая текущую структуру долга с преобладанием бюджетных кредитов, процентные расходы являются необременительными для Региона: усредненный за 2021–2025 годы уровень процентных расходов составит 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций). Соотношение долга Области и ВРП составит порядка 4%.



1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Качественная оценка долгового профиля Региона соответствует третьей категории. В соответствии с графиком погашения на 01.01.2025, средневзвешенный срок погашения долга превышает два года. Структура долга дифференцированная по видам долговых обязательств. Долг в основном представлен бюджетными кредитами. Долговая нагрузка муниципальных образований умеренная, но не имеет тенденции к росту. Соотношение совокупного долга и ННД муниципальных образований в 2024 году составило 34%. Финансовый долг предприятий госсектора на 01.01.2025 не превышал 1,0 млрд руб., однако их просроченная кредиторская задолженность составила 1,9 млрд руб. Долговая политика Региона не способствует минимизации рисков рефинансирования.

Низкий объем ликвидности. Средства, полученные в результате сложившегося по итогам 2024 года профицита, вкупе с имеющимися остатками средств на счетах бюджета были направлены на частичное погашение госдолга, а также на погашение не детализированных в отчетности Региона обязательств за счет прочих источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов. В результате, несмотря на профицитный бюджет по итогам года, объем ликвидности на счетах Региона не только не вырос, но был практически полностью израсходован. На 01.01.2025 объем остатков средств Области покрывал менее 1% госдолга и был эквивалентен 0,5% среднемесячных расходов бюджета в 2024 году.

По оценкам Агентства, коэффициент ликвидности бюджета Региона, рассчитанный без учета средств автономных и бюджетных учреждений, в 2025 году составит примерно 14%.

Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует четвертой категории. Регион имеет облигации в обращении на долговом рынке, законом о бюджете также предусмотрены новые выпуски в текущем году. Регион использует краткосрочные кредиты УФК, в том числе в 2025 году. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как умеренные, учитывая планы Региона по увеличению доли краткосрочных банковских кредитов в структуре долга и низкий уровень ликвидности бюджета. За последние 24 месяца значительное количество закупок кредитных линий не состоялось (8 из 12 в 2024 году и 6 из 14 в 2023-м).

Экономический профиль Региона определяется суровыми климатическими условиями, высокой концентрацией на добыче цветных металлов и оттоком населения. Основной вид деятельности в Регионе — добыча цветных металлов — обеспечивает, по оценкам АКРА, около половины налоговых поступлений в бюджет Региона. Вторая отрасль по доле в налоговых поступлениях — торговля (8% по итогам 2024 года).

Средний уровень зарплат в Области в 2024 году превосходил прожиточный минимум более чем в пять раз, однако для населения эффект от этого нивелируется высоким уровнем цен, связанным с климатическими и логистическими издержками. В связи с этим в Регионе в большинстве годов наблюдается постоянный миграционный отток. Исключение составил 2024 год, когда в Регионе был зафиксирован заметный миграционный приток (+1,4%). Однако в январе — феврале 2025 года тенденция к оттоку возобновилась. Значительный уровень заработных плат в Области позволяет поддерживать сравнительно высокие поступления от НДФЛ в бюджет, а уровень безработицы относительно невелик. Усредненное значение показателя безработицы за 2021–2024 годы составило 3,3%.

Усредненный ВРП на душу населения Области в 2020–2023 годах более чем вдвое превосходил среднестрановой показатель. Однако это отчасти объясняется небольшой плотностью населения Области, его снижающейся численностью при сравнительно небольшом номинальном размере ВРП. Согласно методологии АКРА, в таком случае подушевой ВРП не является релевантной базой для оценки состояния экономики, а сопоставление децилей номинального и среднедушевого ВРП позволяет отнести первичную оценку ВРП к средней категории (оценка «3»).

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета Региона в 2025 году согласно параметрам, предусмотренным актуальной версией закона о бюджете.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • гармонизация графика погашения долга;

  • достижение долгосрочного устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%;

  • изменение структуры расходов бюджета (рост доли капитальных расходов);

  • рост объема свободной ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивое снижение доли капитальных расходов;

  • дальнейший рост доли краткосрочного долга.

Рейтинги выпусков

Магаданская область, 34002 (ISIN RU000A105NT6), срок погашения — 17.12.2027, размещенный объем эмиссии — 2 млрд руб., — BBB-(RU).

Магаданская область, 34003 (ISIN RU000A106YE3), срок погашения — 20.09.2028, размещенный объем эмиссии — 1 млрд руб., — BBB-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Магаданской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Магаданской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Магаданской области и облигационным выпускам Магаданской области (ISIN RU000A105NT6, RU000A106YE3) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Магаданской области и государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A105NT6, RU000A106YE3) были опубликованы АКРА 26.04.2018, 21.12.2022 и 28.09.2023 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Магаданской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A105NT6, RU000A106YE3) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Магаданской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Магаданской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Магаданской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Дмитрий Куликов
Старший директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.