Кредитный рейтинг Нижнего Новгорода (далее — Нижний Новгород, Город) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой, положительной операционной эффективностью бюджета при существенной доле капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций) и стабильными показателями развития городской экономики, ориентированной на обрабатывающую промышленность. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают существенная зависимость Города от трансфертов из бюджета Нижегородской области (далее — Нижегородская область, Область), низкий показатель ликвидности и существенная потребность бюджета в привлечении дополнительного финансирования.

Нижний Новгород — административный центр Нижегородской области, расположенной в Приволжском федеральном округе (далее — ПФО). Город входит в первую десятку наиболее крупных по численности населения городов России (свыше 1,2 млн человек в среднегодовом исчислении за 2024 год). Нижний Новгород — крупный транспортный узел ПФО и один из крупнейших промышленных центров России. По оценкам АКРА, доля Города в объеме валового регионального продукта (далее — ВРП) Нижегородской области ежегодно может составлять порядка 50%.

Ключевые факторы оценки

Положительная операционная эффективность бюджета при существенной потребности в использовании дополнительных средств. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы будет равно 11%. По итогам прошлого года баланс текущих операций составил порядка 8% объема текущих расходов. В текущем году, как ожидается, данный показатель также сформируется на уровне существенно выше нуля, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов в полном объеме и для частичного финансирования капитальных расходов.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах Города2 (за вычетом субвенций) оценивается Агентством как высокая, а усредненный за 2021–2025 годы показатель составит 48%. Качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует четвертой категории. Капитальные расходы ежегодно финансируются в основном за счет вышестоящего бюджета. Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов стабильно положительный, благодаря чему процентные расходы покрываются за счет текущих доходов Города. Показатель модифицированного свободного денежного потока городского бюджета стабильно отрицательный, что указывает на потребность в финансировании капитальных расходов за счет дополнительных средств.

Доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах бюджета (без учета субвенций) оценивается как умеренно высокая — ее усредненное значение за 2021–2025 годы составит 63%. При этом Агентство отмечает, что с учетом всех средств, поступающих в виде трансфертов, ежегодно доходы Нижнего Новгорода более чем наполовину формируются за счет безвозмездных поступлений из бюджета Нижегородской области, что говорит о существенной зависимости Города от вышестоящего бюджета.

Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита (далее — МБД) и текущих доходов сформируется на уровне -4%, при этом в 2025 году МБД может превысить 6% текущих доходов. Эти данные свидетельствуют о существенной потребности городского бюджета в привлечении дополнительного финансирования.

Качественная оценка бюджетного профиля Города соответствует второй категории. Бюджетное прогнозирование частично затруднено, поскольку большую часть доходов формируют трансферты из вышестоящего бюджета. Фиксируются также случаи заметного отклонения налоговых поступлений от плановых показателей. Объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, несущественный для бюджета Нижнего Новгорода. Сумма налогов, не поступившая в бюджет из-за предоставления налогоплательщикам льгот, по итогам 2023 года составила порядка 2% ННД. Случаи нарушения бюджетного законодательства отсутствуют.

По итогам 2024 года доходная часть бюджета Нижнего Новгорода увеличилась на 17% к показателю за 2023 год. Рост ННД составил 28%, а основу прироста сформировали поступления по НДФЛ (+31%) и по налогам на совокупный доход (+41%). Безвозмездные поступления за прошлый год увеличились на 9%, в том числе на 21% возросли текущие трансферты. Объем капитальных трансфертов практически не изменился в годовом сопоставлении. Расходы городского бюджета в 2024 году выросли на 19%, что во многом было связано с увеличением объема текущих расходов на 29% год к году. Город исполнил бюджет с дефицитом в 9% ННД (с учетом снижения остатков средств на счетах), а его финансирование было осуществлено преимущественно за счет собственных накопленных средств и остатков на счетах автономных и бюджетных учреждений.

Согласно утвержденным на 01.05.2025 бюджетным назначениям, в 2025 году доходы бюджета снизятся на 2% по сравнению с прошлогодним уровнем. Однако прирост ННД составит 11% за счет ожидаемого увеличения налоговых поступлений по НДФЛ (+15%) и по налогам на совокупный доход (+43%). Объем безвозмездных поступлений утвержден на 12% ниже показателя за 2024 год, чему в основном способствует снижение объема капитальных трансфертов практически вдвое. Утвержденный объем расходов бюджета, как запланировано, должен быть на 2% меньше, чем в прошлом году; это связано со снижением на четверть капитальных расходов. При таких параметрах бюджета дефицит в 2025 году составит порядка 10% ННД, а основным источником его финансирования станут заемные средства.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
2 В расчете бюджетных показателей капитальные расходы и капитальные трансферты Города не учитывают часть субсидий капитального характера, предоставляемых Городу Нижегородской областью и получаемых Областью в виде инфраструктурных бюджетных кредитов.

Умеренно низкая долговая нагрузка при умеренных рисках рефинансирования обязательств. По результатам 2024-го долг Города снизился на 5% год к году и составил 16,6 млрд руб. Снижение долга было обусловлено погашением банковских кредитов на 0,8 млрд руб. На начало текущего года долговой портфель на 79% был представлен бюджетными кредитами, оставшаяся часть приходилась на банковские заимствования. Согласно графику погашения долга по состоянию на 01.01.2025, Нижнему Новгороду предстояло погасить 39% совокупной задолженности в 2025 году и 36% — в 2026-м.

На 01.05.2025 долговой портфель был полностью представлен бюджетными кредитами, а объем долга составлял 12,8 млрд руб. За истекшую часть 2025 года Город погасил банковские кредиты за счет средств автономных и бюджетных учреждений. В планах Нижнего Новгорода вернуть средства своим учреждениям по итогам года, что приведет к привлечению коммерческих заимствований. Данная операция проводится с целью экономии бюджетом процентных платежей за пользование долгом в течение года. Согласно графику погашения долга, актуальному на 01.05.2025, в текущем году погашается 23% обязательств, а в 2026-м — 47%.

Соотношение долга и текущих доходов Нижнего Новгорода по итогам 2024 года составило 32%; АКРА не ожидает значимого увеличения данного показателя в этом году. Соотношение усредненных за 2021–2025 годы процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом субвенций) составит порядка 2%. Учитывая планы Города по привлечению в 2025–2027 годах существенных объемов коммерческого долга, доля процентных расходов продолжит увеличиваться. Соотношение долга и валового городского продукта не рассчитывается в силу отсутствия последнего. По оценкам АКРА, это соотношение могло бы быть значительно ниже 20%.

Качественная оценка долгового профиля Нижнего Новгорода соответствует второй категории. Как следует из графика погашения долга на 01.01.2025, средневзвешенный срок его погашения составлял менее двух лет. При этом порядка 80% долгового портфеля было представлено бюджетными кредитами. Операционная эффективность бюджета стабильно положительная, у Нижнего Новгорода нет необходимости в привлечении долга для финансирования текущих расходов. Просроченная кредиторская задолженность городского бюджета на 01.01.2025 и на 01.04.2025 отсутствовала. По данным Города, финансовый долг и просроченная кредиторская задолженность предприятий госсектора по итогам первого квартала 2025-го отсутствовали. Для Нижнего Новгорода характерна практика заключения лизинговых договоров для приобретения транспортных средств: на сегодняшний день Городом заключено 20 контрактов с совокупным ежегодным платежом не более 1,0 млрд руб. Кроме того, Нижний Новгород заключил восемь концессионных соглашений, однако ежегодные выплаты по ним не столь значительны.

Остатки средств на счетах Города были практически полностью использованы для погашения дефицита 2024 года. По итогам прошлого года объем остатков на счетах Города снизился более чем на 80% к показателю за 2023 год. За последние 12 месяцев остатки на счетах в среднем покрывали порядка 20% ежемесячных расходов городского бюджета. Согласно утвержденным параметрам бюджета, весь объем накопленных средств может быть использован в текущем году для частичного финансирования ожидаемого дефицита.

Коэффициент ликвидности городского бюджета на конец 2025 года составит 3% (без учета доступных на начало года средства автономных и бюджетных учреждений).

Качественная оценка профиля ликвидности бюджета соответствует второй категории. Город имеет опыт размещения облигаций. Объем остатков на счетах, по мнению АКРА, недостаточен для покрытия всех потребностей бюджета в 2025 году. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как умеренные, Городу предстоит погасить или рефинансировать существенный объем долга в ближайшие два года. Кроме того, в ближайшие три года запланировано привлечение значительного объема банковских кредитов. Краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства за последние два года не привлекались. Для закрытия потребности в краткосрочном финансировании используются кредитные линии; по состоянию на начало года у Города не было невыбранных кредитных линий со сроком выборки более года.

Сравнительно высокие показатели развития экономики. Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных центров ПФО, экономика Города в основном ориентирована на обрабатывающую промышленность. В отдельные годы доля обрабатывающей промышленности формировала более 50% отгруженной продукции Города, а за 2024 год этот показатель превысил 47%. Среди отраслей сферы обработки наибольшую долю в объеме отгрузки формируют «Производство автотранспортных средств» и «Производство готовых металлических изделий». Существенную долю отгруженной продукции формирует отрасль «Транспортировка и хранение».

Оценочная доля ВРП Нижегородской области, формируемая на территории Города, могла составлять порядка 50% в период с 2021 по 2024 год. Соотношение усредненных за 2021–2024 годы номинальной начисленной заработной платы в целом по Городу и прожиточного минимума, рассчитанного для Нижегородской области, значительно превышало 4,0. Уровень официально зарегистрированной безработицы по Городу (исторически был практически равен уровню безработицы в Нижегородской области) по итогам 2024 года составил менее 0,1%. Усредненный оценочный уровень безработицы (по методологии МОТ) за указанный выше период мог составить менее 1%.

Ключевые допущения

  • оценочная доля ВРП Нижегородской области, формируемая на территории Города, на уровне порядка 50%;

  • использование накопленной ликвидности в полном объеме в совокупности с привлечением долга для финансирования прогнозного дефицита бюджета;

  • сохранение значительной зависимости бюджета Города от перечислений из вышестоящего бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивое сокращение долговой нагрузки Города до уровня ниже 30% текущих доходов;

  • снижение потребности бюджета в привлечении дополнительного финансирования;

  • существенное увеличение объема остатков на счетах бюджета по итогам текущего года.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивое снижение операционной эффективности бюджета на фоне финансирования прогнозного дефицита бюджета;

  • сокращение доли собственных доходов в составе бюджета;

  • существенное увеличение долговой нагрузки на бюджет в совокупности с ростом доли краткосрочного долга выше 20% совокупного объема долга, приводящее к росту рисков рефинансирования обязательств.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Нижнего Новгорода был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Нижнего Новгорода был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Нижнего Новгорода ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Нижним Новгородом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Нижнего Новгорода принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Нижнего Новгорода дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.