Кредитный рейтинг Новгородской области (далее — Новгородская область, Область, Регион) обусловлен умеренными показателями бюджетного профиля и развития региональной экономики, а также умеренно низкой долговой нагрузкой.
«Негативный» прогноз отражает ожидания АКРА относительно как расходования Регионом почти всей накопленной ликвидности на финансирование запланированного на 2025 год дефицита, так и возникновения рисков рефинансирования на фоне планов Области по привлечению краткосрочного долга в виде банковских кредитов.
Новгородская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет границы с четырьмя регионами России. В среднем за 2024 год в Области проживало 569,2 тыс. человек (0,4% населения страны), ее валовой региональный продукт (ВРП) в 2023 году составил 409 млрд руб., превысив показатель предыдущего года на 8% в номинальном выражении и на 4,6% — в реальном. По территории Региона проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом.
Ключевые факторы оценки
Умеренные показатели бюджетного профиля. Как следует из актуальной версии закона о бюджете, сокращение доходной части по итогам 2025 года составит порядка 4% на фоне снижения безвозмездных поступлений на 21%. Поступления по налогу на прибыль вырастут, согласно планам Региона, на 19% после значимого снижения в 2024-м (-41%). Поступления по НДФЛ продолжат расти и увеличатся на 8% в годовом сопоставлении. Расходную часть бюджета Область планирует сократить на 4%, при этом текущие расходы вырастут на 9%, а капитальные сократятся на 38%. В 2025 году ожидается дефицит в размере, эквивалентном 17% налоговых и неналоговых доходов (ННД) (до вычета возможных превышений). Финансирование дефицита планируется осуществить за счет практически полного расходования средств, имеющихся на счетах бюджета, а также путем привлечения заимствований (в основном в форме банковских кредитов).
С учетом этих предпосылок усредненная1 за 2021–2025 годы доля ННД Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) может составить 72%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за указанный период будет находиться на уровне 7%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -5%. Баланс текущих операций сложится отрицательным, что свидетельствует о недостаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, финансирование которых потребует привлечения заемных средств или расходования ликвидности.
Усредненные капитальные расходы в 2021–2025 годах составят 22% совокупных расходов бюджета; в среднем за последние три года они почти наполовину финансировались за счет трансфертов из федерального бюджета. Качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует третьей категории. Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов регулярно положительный, благодаря чему процентные расходы удается покрывать за счет текущих доходов. Модифицированный свободный денежный поток в последние годы зачастую был отрицательным, что объясняет потребность Области в частичном финансировании капитальных расходов за счет дополнительных средств.
Качественная оценка бюджетного профиля соответствует наивысшему уровню. АКРА отмечает существенные отклонения некоторых фактических доходов бюджета от плановых показателей. Область дополнительно передает нижестоящим бюджетам поступления по НДФЛ и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, признается несущественным — примерно 3% ННД в 2023 и 2024 годах (1,2 и 1,3 млрд руб. соответственно). Информация о случаях нарушения бюджетного законодательства за последние пять лет отсутствует.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка. Соотношение долга Области и ее текущих доходов (по методологии АКРА) на конец 2024 года составило 38%, значение показателя по итогам 2025 года может увеличиться до 45%. Указанные значения соответствуют умеренно низкому уровню долговой нагрузки.
В 2024 году объем долга Региона снизился на 6% и был представлен только бюджетными кредитами. По результатам этого года объем и структура долга могут претерпеть заметные изменения, так как Областью запланировано привлечение банковских кредитов. В 2025 году объем долга может вырасти на 22% и составить 23,7 млрд руб.
По состоянию на 01.01.2025 до конца года Новгородская область планировала погасить 20% задолженности. В текущем году была проведена реструктуризация части бюджетных кредитов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 79, в результате чего объем долга к погашению в 2025 году уменьшился до 7%. Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета: соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом объема субвенций) в этом году составит менее 1%, а соотношение долга и ВРП не превысит 5%.
Качественная оценка долгового профиля соответствует третьей категории. В соответствии с графиком погашения, актуальным на 01.01.2025, средневзвешенный срок погашения долга Региона превышает два года. Долг представлен только бюджетными кредитами. Долговая нагрузка муниципальных образований умеренная, при этом большая часть долга приходится на Великий Новгород. Одно из предприятий госсектора имеет финансовый долг в размере 1,3 млрд руб. (заемные средства в рамках концессионного соглашения), что эквивалентно 3% ННД Области. В течение последних трех лет долговая политика Новгородской области способствовала минимизации рисков рефинансирования, однако планы Области по наращиванию краткосрочного коммерческого долга создают потенциальные риски рефинансирования в среднесрочном периоде.
Заметно снижающийся уровень ликвидности бюджета. На 01.01.2025 остатки средств на счетах Региона сократились более чем вдвое по сравнению с показателем на 01.01.2024 и покрывали 24% имеющейся задолженности. Коэффициент ликвидности, рассчитанный по методологии АКРА, в 2024 году составлял 121%, а в этом году его значение ожидается на уровне 56%.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует второй категории. По состоянию на 27.05.2025 договор о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета на 2025 год с УФК не заключался. За последние 24 месяца аукционы на закупку коммерческих кредитных линий не проводились. Риски рефинансирования долговых обязательств в настоящий момент оцениваются как низкие, но в среднесрочной перспективе возможен их рост, учитывая планы Области по увеличению доли краткосрочных банковских кредитов в структуре долга и снижение уровня ликвидности бюджета.
Концентрация экономики на химической промышленности. Крупнейшее предприятие Новгородской области — ПАО «Акрон» (производство удобрений), на долю которого приходится значительный объем отгруженной продукции обрабатывающих производств, расположенных на территории Области. По итогам 2024 года доля химической промышленности в налоговых поступлениях в бюджет Региона заметно снизилась и составила примерно 16%, годом ранее эта доля была равна 33%. Другие крупные отрасли экономики Области — транспорт и торговля, а также машино- и приборостроение, пищевая промышленность, обработка древесины, производство бумаги и бумажных изделий. Усредненный за 2020–2023 годы ВРП Региона на душу населения составил почти 70% от среднестранового показателя. Средняя заработная плата в Области в 2024 году превысила региональный прожиточный минимум в 3,6 раза. Уровень безработицы в Регионе составил 1,4%.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета Региона в 2025 году согласно параметрам, предусмотренным актуальной версией закона о бюджете;
-
расходование всего объема накопленной ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%;
-
рост социально-экономических показателей Региона.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
увеличение текущих расходов бюджета Области, не сопровождающееся ростом текущих доходов;
-
рост долговой нагрузки до уровня выше 55% текущих доходов;
-
существенный рост краткосрочной части долга;
-
снижение объема ликвидности на фоне финансирования ожидаемого дефицита бюджета.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.