Кредитный рейтинг Республики Татарстан (далее — Республика Татарстан, Республика, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при несущественных рисках рефинансирования обязательств, а также сильным бюджетным профилем с высоким уровнем операционной эффективности и гибкости расходов бюджета. Дополнительную поддержку рейтингу оказывают высокие показатели развития региональной экономики.
Республика Татарстан расположена в Приволжском федеральном округе (ПФО). В Регионе проживает 4 млн человек (порядка 3% населения страны). В 2023 году объем валового регионального продукта (ВРП) Республики составил 4 583 млрд руб., что превышает показатель предыдущего года на 11% в номинальном выражении и на 4% в реальном. В 2024 году, по оценке Региона, его ВРП мог составить 5 203,5 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Сильный бюджетный профиль при высоких показателях операционной эффективности. Республика завершила 2024 год с профицитом в размере, эквивалентном 3% его налоговых и неналоговых доходов (ННД), который был почти полностью направлен на погашение части задолженности по бюджетным кредитам из вышестоящего бюджета.
Согласно актуальным данным, предоставленным Регионом, объем доходов бюджета за 2025 год может сложиться существенно ниже показателя предыдущего года. Ожидается, что ННД Региона снизятся на 19%, а объем безвозмездных поступлений — на 28%. Расходная часть бюджета в текущем году может уменьшиться на 11%, в основном ввиду сокращения на 28% капитальных расходов; текущие расходы запланировано увеличить на 9%. Ожидаемый по итогам года дефицит бюджета составит 11% ННД и будет полностью профинансирован за счет использования накопленных остатков на счетах.
Однако, учитывая параметры исполнения бюджета Региона за последние пять лет, а также динамику исполнения бюджета за четыре месяца текущего года, АКРА полагает, что столь значимого снижения ННД не произойдет. При сохранении прочих параметров бюджета неизменными дефицит может сформироваться ниже ожидаемого уровня.
Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит 43%. По итогам 2025 года баланс текущих операций может достичь 37% текущих доходов Региона, что указывает на возможность финансировать за счет текущих доходов не только весь объем текущих расходов, но и существенную часть капитальных.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом объема субвенций) за 2021–2025 годы составит 51%. Качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует наивысшему уровню. Капитальные расходы по большей части финансируются Республикой Татарстан за свой счет. Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов регулярно положительный, благодаря чему процентные расходы удается покрывать за счет текущих доходов. Модифицированный свободный денежный поток достаточно волатильный (в отдельные годы показатель имел существенные отрицательные значения), что объясняет периодическую потребность Республики в частичном финансировании капитальных расходов за счет дополнительных средств. Инфраструктура Республики Татарстан является сравнительно развитой относительно других регионов ПФО и России в целом.
Усредненная за аналогичный период доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) составит 85%.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов составит -0,1%. Это указывает на то, что Республика финансирует капитальные расходы почти полностью за счет доходов бюджета. АКРА отмечает, что по итогам 2025 года МБД ожидается положительным, что говорит об отсутствии потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования на капитальные цели в текущем году.
Качественная оценка бюджетного профиля соответствует первой категории. Случаи нарушения бюджетного законодательства неизвестны, объем выпадающих налоговых доходов в связи с применением налоговых льгот несущественен для бюджета Региона. По итогам 2023 года объем доходов бюджета, недополученных в связи с предоставлением льгот, составил немногим менее 3% ННД, по итогам 2024 года он оценивается примерно на том же уровне. Республика передает на нижестоящий уровень налоговые доходы, в том числе часть от налогов на совокупные доходы (по упрощенной системе налогообложения). Для Республики характерно консервативное бюджетное планирование, а фактический дефицит нередко оказывается существенно меньше плановых показателей, что зачастую связано с волатильностью поступлений по налогу на прибыль.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Низкая долговая нагрузка и некоммерческий характер долга. По итогам 2024 года объем долга Республики Татарстан составил 112,1 млрд руб. Большую часть долгового портфеля (81%) формировали бюджетные кредиты, оставшаяся часть приходилась на гарантии, в том числе на гарантии, которые были выданы в 2023 и 2024 годах АО «ТатДорТрансИнвест» (учредитель — Республика Татарстан) для покрытия средств на строительство автомобильных дорог в Регионе, а также на гарантию, предоставленную в 2005 году ПАО «КАМАЗ» (рейтинг АКРА — AA-(RU), прогноз «Стабильный») по обязательствам перед федеральным бюджетом. По состоянию на 01.01.2025 график погашения долга Региона был плавным, в 2025 году погашению подлежало чуть более 2% долга.
На 01.05.2025 долг Республики составлял 99,3 млрд руб., что на 11% меньше показателя на начало года. За истекший период 2025 года в рамках гарантии, выданной в 2024 году (основная сумма долга — 12,0 млрд руб.), заемщиком в полном объеме были исполнены обязательства перед кредитором, а также проведена реструктуризация части бюджетных кредитов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 79. Кроме того, в связи с валютной переоценкой примерно на 0,6 млрд руб. снизился в сравнении со значением на начало года объем гарантии, предоставленной ПАО «КАМАЗ».
До конца года Региону необходимо погасить менее 2% имеющейся задолженности.
По итогам 2024 года соотношение долга и текущих доходов Региона составило порядка 22%. На конец 2025 года АКРА не прогнозирует существенных изменений показателя. Процентные расходы необременительны для Региона: усредненные за 2021–2025 годы процентные расходы составят значительно меньше 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций), соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП — примерно 2%.
Качественная оценка долгового профиля Региона соответствует второй категории. В соответствии с графиком погашения на 01.01.2025, средневзвешенный срок погашения долга превышает четыре года. Долг в основном представлен бюджетными кредитами. Баланс текущих операций регулярно положительный и значительный по модулю. Долговая нагрузка муниципальных образований умеренная, при этом весь долг приходится на город Казань. Финансовый долг предприятий госсектора на 01.01.2025 не превышал 6% ННД Региона, а их просроченная кредиторская задолженность составляла 1,4 млрд руб. Наибольший объем долга приходится на АО «ТатДорТрансИнвест», которому со стороны Республики выданы гарантии. Долговая политика Региона способствует минимизации рисков рефинансирования в связи с использованием долгосрочных бюджетных кредитов.
Достаточный объем накопленной ликвидности. На 01.01.2025 объем остатков на счетах Республики практически не изменился в сравнении со значением на начало прошлого года и покрывал почти 70% имеющегося у Республики госдолга. Менее существенный дефицит бюджета, ожидаемый АКРА по итогам 2025 года, позволит сохранить большую часть имеющейся ликвидности.
Коэффициент ликвидности бюджета Республики на конец 2025 года существенно превысит 140%.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует первой категории. За последние 12 месяцев остатки на счетах в среднем более чем вдвое превосходят ежемесячные расходы бюджета. У Республики нет необходимости в привлечении дополнительных финансовых инструментов по причине наличия существенного объема остатков на счетах. Регион не привлекал краткосрочных кредитов Управления Федерального казначейства для пополнения остатков средств за истекший период текущего года. Республика не использует кредитные линии в качестве инструмента собственной ликвидности. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как незначительные с учетом некоммерческого характера долга.
Развитая экономика с умеренной концентрацией на добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. Согласно расчетам АКРА, с 2021 по 2024 год максимальную долю в 20% налоговых поступлений (усредненный показатель за указанный период) в бюджет Республики обеспечивала добыча нефти и газа. Порядка 12% налоговых поступлений приходилось на оптовую и розничную торговлю, а на совокупность обрабатывающих отраслей — около 24% (в том числе более 7% — на производство химических веществ).
Усредненный за 2020–2023 годы ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 107%. Согласно ожиданиям Республики, по показателю ВРП за 2024 год усредненный ВРП на душу населения в 2021–2024 годах сохранится примерно на том же уровне. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2021–2024 годы значительно превышает 4. Усредненный за тот же период показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, низкий (2,0%). Уровень безработицы в 2024 году составил 1,8%.
Ключевые допущения
-
более оптимистичное, чем предусмотрено актуальной версией закона о бюджете, исполнение бюджета 2025 года в части ННД;
-
отсутствие необходимости в привлечении коммерческого долга.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
необходимость предоставления правительством Республики экстраординарной поддержки компаниям и финансовым организациям государственного сектора экономики;
-
существенное изменение системы межбюджетных отношений в Российской Федерации;
-
устойчивый рост потребности бюджета в привлечении долгового финансирования;
-
устойчивый рост долга Региона выше 30% текущих доходов.
РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Татарстан был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Республики Татарстан был опубликован АКРА 17.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Татарстан ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Республики Татарстан, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Республики Татарстан принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Республики Татарстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.