Повышение кредитного рейтинга Алтайского края (далее — Алтайский край, Край, Регион) связано с ростом операционной эффективности бюджета, а также с сохраняющимся значительным объемом остатков средств на счетах Региона.
Кредитный рейтинг Алтайского края обусловлен низкой долговой нагрузкой при минимальных рисках рефинансирования обязательств и стабильными показателями бюджетного профиля. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают умеренные показатели экономического развития Региона, существенный ежегодный объем безвозмездных поступлений в структуре доходов Края, а также умеренная потребность бюджета в использовании дополнительных средств.
Алтайский край расположен в Сибирском федеральном округе и граничит с тремя регионами России и Казахстаном. В Регионе проживает более 2,0 млн человек. По оценкам Региона, объем его валового регионального продукта (ВРП) по итогам 2024 года составил более 1,1 трлн руб.
Ключевые факторы оценки
Возросшая операционная эффективность при умеренной потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы превысит 12%. По итогам 2024 года баланс текущих операций сформировался на уровне 14% текущих доходов Региона. За 2025 год, как полагает АКРА, данный показатель также окажется существенно выше нуля. Положительная операционная эффективность указывает на полное покрытие текущих расходов Края его текущими доходами без необходимости использования дополнительного финансирования.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2021–2025 годы составит 23%, при этом качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует второй категории. Капитальные расходы в основном финансируются за счет средств краевого бюджета. Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов стабильно положительный. Модифицированный свободный денежный поток волатилен, что объясняет периодическую потребность бюджета в частичном финансировании капитальных расходов за счет дополнительных средств.
Усредненная за 2021–2025 годы доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в совокупных доходах Региона (без учета субвенций) составит 62%, что говорит об умеренно низкой зависимости от вышестоящего бюджета. Однако, как отмечает АКРА, в отдельные годы объем безвозмездных поступлений превышал половину доходной части краевого бюджета. Соотношение усредненных за указанный выше период модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов ожидается на уровне -5%. Потребность бюджета Алтайского края в привлечении дополнительных средств оценивается АКРА как умеренная. По прогнозам Агентства, МБД за 2025 год составит порядка 13% текущих доходов Региона. В то же время, учитывая низкую долговую нагрузку Края, АКРА корректирует усредненный показатель соотношения МБД и текущих доходов до более высокой категории.
Качественная оценка бюджетного профиля соответствует первой категории. Случаи нарушения Краем бюджетного законодательства не выявлены. Регион дополнительно передает нижестоящим бюджетам часть налоговых поступлений по НДФЛ, по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых и часть поступлений по другим видам доходов. Оценочный объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, в 2024 году был несущественным для бюджета Региона. Агентство отмечает значительные ежегодные отклонения некоторых фактических бюджетных доходов от плановых показателей.
По итогам прошлого года доходная часть бюджета Алтайского увеличилась на 7% к показателю 2023 года. Рост ННД составил 18%, что во многом стало следствием роста поступлений по налогу на прибыль (+5%), по НДФЛ (+23%) и по налогам на совокупный доход (+36%). Более чем вдвое увеличились доходы от размещения временно свободных средств бюджета; при этом безвозмездные поступления сократились на 9% в годовом сопоставлении. Текущие трансферты также снизились на 9%, а капитальные — на 13%. Расходы бюджета в 2024 году увеличились на 7% на фоне роста текущих и капитальных расходов. Бюджет Края был исполнен с дефицитом в 3% ННД, который был практически полностью профинансирован за счет привлеченных бюджетных кредитов.
Принимая во внимание ожидаемые правки актуальной версии закона о бюджете Края, его доходы в этом году увеличатся на 8% год к году. Объем ННД в 2025-м вырастет на 6%, при этом ожидается, что поступления по налогу на прибыль снизятся на 14%, а поступления по НДФЛ и налогам на товары и услуги вырастут на 15 и 27% соответственно. Доходы от размещения временно свободных средств бюджета, согласно прогнозам, останутся на уровне, сопоставимом с прошлогодним. Объем безвозмездных поступлений на 12% превысит показатель за 2024 год, чему в основном будет способствовать рост капитальных трансфертов более чем вдвое. Ожидается, что по результатам 2025 года расходная часть бюджета Алтайского края увеличится на 21%. Существенный рост продемонстрируют как текущие расходы (+17%), так и капитальные расходы, которые увеличатся на треть в годовом сопоставлении. Плановый дефицит составит 22% ННД (с учетом существенного объема остатков на счетах) и будет профинансирован преимущественно за счет накопленной ликвидности.
Основываясь на промежуточном результате исполнения краевого бюджета, АКРА полагает, что поступления по налогу на прибыль могут остаться на уровне, сопоставимом с прошлогодним. При сохранении прочих параметров бюджета неизменными это приведет к уменьшению ожидаемого дефицита.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Остатки на счетах позволят профинансировать весь объем дефицита бюджета, ожидаемого в текущем году. По итогам 2024 года объем накопленных Регионом средств практически не изменился к показателю на начало года. В 2025 году объем остатков на счетах позволит Региону профинансировать прогнозируемый Агентством дефицит бюджета в полном объеме наряду с погашаемым объемом долговых обязательств.
Коэффициент ликвидности бюджета по итогам 2025 года составит 114%.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует второй категории. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как минимальные благодаря некоммерческому характеру долга и удлинению сроков его погашения на фоне частичной реструктуризации задолженности. Объем кредиторской задолженности на начало года не превышал 0,8 млрд руб. На данный момент у Края нет открытых кредитных линий. Привлечение краткосрочных бюджетных кредитов Управления Федерального казначейства в текущем году не планируется.
Низкая долговая нагрузка при минимальных рисках рефинансирования долга. По итогам 2024 года объем долга Алтайского края увеличился немногим более чем на четверть к показателю за 2023 год и составил 14,8 млрд руб. Это было связано с привлечением очередного бюджетного кредита с длительным сроком погашения. На 01.01.2025 долг Региона был полностью представлен бюджетными кредитами. Исходя из графика погашения, актуального на ту же дату, в 2025 году Краю предстояло погасить 7% обязательств, а в 2026 году — 8%.
По состоянию на 01.05.2025 объем долга Края остался на том же уровне, но график его погашения изменился. В текущем году была проведена реструктуризация существенной части бюджетных кредитов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 79. Согласно обновленному графику погашения долга, Региону предстояло погашать не более 7% долга ежегодно в ближайшие четыре года.
Долговая нагрузка Края по-прежнему низкая. Соотношение долга и текущих доходов Региона в 2024 году составило 9%; АКРА не ожидает существенного изменения данного показателя по итогам 2025 года.
Процентные расходы необременительны для Региона ввиду некоммерческого характера долга: усредненные за 2021–2025 годы процентные расходы находятся на уровне значительно ниже 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций). Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП составит порядка 1%.
Качественная оценка долгового профиля Алтайского края соответствует первой категории. Средневзвешенный срок погашения долга существенно превышает четыре года. Долговой портфель полностью представлен бюджетными кредитами. Операционная эффективность бюджета стабильно положительная. На начало года и по итогам первого квартала у Региона отсутствовала просроченная кредиторская задолженность. Долговая нагрузка муниципальных образований очень низкая, по итогам 2024 года соотношение объема долга муниципалитетов и их совокупных ННД составило 2%. На 01.01.2025 примерно половина совокупной задолженности муниципалитетов приходилось на город Бийск. Объем финансового долга предприятий госсектора и их просроченной кредиторской задолженности на 01.04.2025 был незначителен для бюджета Края. Регионом заключено одно концессионное соглашение на строительство спортивного объекта; обязательством Края является ежегодный платеж концессионера.
Диверсифицированная экономика с умеренными показателями экономического развития. Соотношение усредненных за 2020–2023 годы подушевого ВРП Региона и соответствующего среднестранового показателя составило 46%. Согласно актуальным прогнозам Региона и ожиданиям АКРА, данное соотношение за 2021–2024 годы могло остаться на сопоставимом уровне.
Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения за 2021–2024 годы превысило 3,0. Усредненный за тот же период уровень безработицы был равен 3,7% (против 3,4% за 2024 год).
Значимая доля ВРП Региона формируется в аграрном секторе, поэтому относительный размер ее экономики невелик. По итогам 2023 года доля сельского хозяйства в ВРП Края составила порядка 12%; доля обрабатывающих отраслей в ВРП превышала 20%, а доля отраслей госсектора составила более 19%.
По оценкам АКРА, наибольший объем налоговых поступлений Края формирует обрабатывающая промышленность, доля которой в прошлом году превысила 32%. Обрабатывающая промышленность имеет существенную внутреннюю диверсификацию. В Крае развита пищевая промышленность, производство кокса и нефтепродуктов, металлургическое производство и производство электроники. Более 19% налоговых поступлений пришлось на отрасли, формирующие госсектор Региона. Существенный объем налоговых поступлений также обеспечивает сектор оптовой и розничной торговли, доля которого по итогам 2024 года составила порядка 14%.
Ключевые допущения
-
следование консервативной долговой политике;
-
более высокий объем поступлений по налогу на прибыль в 2025 году в сравнении с уточненными параметрами бюджета;
-
исполнение расходной части бюджета в соответствии с уточненными параметрами бюджета;
-
использование большей части накопленной ликвидности для финансирования прогнозного дефицита бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Края;
-
снижение потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования, способствующее сохранению накопленной ликвидности;
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост соотношения долга и текущих доходов Края до уровня выше 30%;
-
устойчивое снижение доли ННД в совокупных доходах Региона;
-
существенное снижение уровня доступной ликвидности.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Алтайского края был опубликован АКРА 19.03.2020. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Алтайского края ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Правительством Алтайского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Алтайского края принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Алтайского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.