Кредитный рейтинг Томска (далее — Томск, Город) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при существенных рисках рефинансирования долговых обязательств, умеренно высокой долей капитальных расходов и стабильными показателями развития городской экономики, ограниченной в возможностях по увеличению доходной базы бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают умеренно низкий уровень накопленной ликвидности, умеренный показатель операционной эффективности бюджета и существенная зависимость доходов Города от трансфертов из бюджета Томской области (рейтинг АКРА — BBB+(RU), прогноз «Стабильный»; далее — Томская область).

Томск является административным центром Томской области (Сибирский федеральный округ). По оценкам Города, его население в 2024 году в среднем составляло 565 тыс. человек. АКРА полагает, что доля Томска в объеме отгруженной продукции Томской области ежегодно составляет порядка 50%.

Ключевые факторы оценки

Умеренные показатели операционной эффективности и потребности бюджета в использовании долгового финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2022–2026 годы составит 3%. Баланс текущих операций по итогам 2025 года может сложиться ниже нуля, что говорит о возможной недостаточности текущих доходов Города для финансирования всего объема запланированных текущих расходов в 2025 году. По итогам текущего года показатель операционной эффективности также ожидается отрицательным — на уровне -6% от объема текущих доходов Города.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом объема субвенций) оценивается как умеренно высокая. Усредненное значение этого показателя за 2022–2026 годы составит 16%. Качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует четвертой категории. Капитальные расходы ежегодно финансируются в большей степени за счет вышестоящего бюджета, что также объясняет возможность лишь ограниченного их сокращения в случае необходимости. Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов стабильно положительный (за исключением показателя, ожидаемого по итогам текущего года), благодаря чему процентные расходы исторически покрывались за счет текущих доходов Города. Показатель модифицированного свободного денежного потока городского бюджета достаточно волатильный, что указывает на периодическую потребность в финансировании капитальных расходов за счет дополнительных средств.

Усредненная за 2022–2026 годы доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Томска (без учета субвенций) составит 59%, что соответствует умеренному уровню собственных доходов и свидетельствует о существенной зависимости Города от вышестоящего бюджета. Соотношение усредненных за указанный выше период модифицированного бюджетного дефицита (далее — МБД) и текущих доходов составит - 4%, что указывает на сохраняющуюся умеренную потребность бюджета в использовании дополнительного финансирования. Агентство корректирует показатель соотношения МБД и текущих доходов до более высокой категории в связи с наличием у Города низкой долговой нагрузки.

Качественная оценка бюджетного профиля Города соответствует второй категории. Бюджетное прогнозирование затруднено, поскольку большую часть доходов формируют трансферты из вышестоящего бюджета. Помимо этого, фиксируются случаи заметного отклонения налоговых поступлений от плановых показателей. Объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, является несущественным для бюджета Томска.

Согласно актуальной бюджетной росписи, плановые доходы бюджета за 2025 год увеличатся на 2% относительно фактического исполнения прошлого года. При этом ННД вырастут на 15%, а объем безвозмездных поступлений сократится на 7%. Расходная часть бюджета на текущий момент запланирована с увеличением на 18% преимущественно по причине возможного роста текущих расходов. Город планирует исполнить 2025 год с дефицитом бюджета в размере 24% ННД (без учета средств от продажи акций и изменения остатков), при этом основными источниками его финансирования послужат заемные средства.


Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Низкая долговая нагрузка при существенных рисках рефинансирования долговых обязательств. По итогам 2024 года объем долга Томска составил 4,7 млрд руб. На начало текущего года долг Томска на 40% состоял из банковских кредитов, еще 33% приходилось на облигации, а оставшаяся часть долга — на бюджетные кредиты. В текущем году Город уже погасил часть предусмотренной графиком погашения задолженности по облигациям, а также произвел ряд погашений и привлечений коммерческих кредитов, в результате чего объем долга по состоянию на 01.08.2025 уменьшился на 11%. Согласно графику погашения долга на 01.01.2025, в текущем году Городу предстояло погасить или рефинансировать 39% долга, в 2026 году — 41%. По состоянию на 01.08.2025 график предусматривает погашение 20% долга до конца текущего года и 58% долга в 2026 году.

Долговая нагрузка на городской бюджет оценивается как низкая. По итогам 2024 года соотношение долга и текущих доходов Города составило 18%. В соответствии с плановыми показателями бюджета указанный показатель по итогам 2025 года будет равен 29%. Если данный показатель продолжит расти и превысит 30%, возникнут риски снижения кредитного рейтинга Города. Процентные расходы необременительны, а соотношение усредненных за 2022–2026 годы процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом объема субвенций) составит 3%. Соотношение долга Города и доли ВРП, формируемого на его территории, по оценкам АКРА, ежегодно находится на уровне значительно ниже 20%.

Качественная оценка долгового профиля Томска соответствует третьей категории. Средневзвешенный срок погашения долга на начало 2025 года не превышал двух лет. АКРА отмечает, что долговая политика Города не способствует минимизации рисков рефинансирования долговых обязательств. Однако долг Города имеет хорошую диверсификацию по инструментам. Операционная эффективность бюджета стабильно положительная (за исключением показателя, ожидаемого по итогам текущего года), что указывает на отсутствие необходимости в финансировании текущих расходов за счет ликвидности или заемных средств. По мнению АКРА, финансовый долг предприятий госсектора Томска незначителен. По данным Города, просроченная кредиторская задолженность бюджета на 01.01.2025 отсутствовала.

Остатки на счетах удвоились по итогам 2024 года. Профицит бюджета по итогам прошлого года в совокупности с привлеченным заемным финансированием позволил существенно увеличить объем остатков на счетах Города. Однако, по мнению Агентства, накопленных средств недостаточно для покрытия всех потребностей бюджета, включая погашение долга, вследствие чего Городу потребуется привлечение заемных средств. За последние 12 месяцев средства на счетах покрывали в среднем около трети ежемесячных расходов городского бюджета. В текущем году Город планирует финансировать ожидаемый бюджетный дефицит преимущественно за счет долга.

Коэффициент ликвидности бюджета по итогам 2025 года составит 25%.

Качественная оценка профиля ликвидности городского бюджета соответствует третьей категории. Томск активно привлекает средства на долговом рынке посредством выпуска облигаций. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как значительные, поскольку у Города есть существенный объем погашений коммерческих заимствований в ближайшие два года. На текущий момент у Города нет возможности использовать краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства в связи с ограничениями со стороны Томской области, для закрытия потребности в краткосрочном финансировании используются возобновляемые кредитные линии. При этом по состоянию на начало года у Города не было невыбранных кредитных линий со сроком погашения более года.

Сравнительно высокие показатели развития экономики. В отраслевой структуре отгруженной продукции наибольшую долю (свыше 40%), по данным за 2024 год, занимала обрабатывающая промышленность, которая характеризуется значительным уровнем диверсификации. В Городе развиты отрасли производства электрического оборудования, химических веществ и пищевых продуктов. Вторая по доле отрасль — «Транспортировка и хранение», на нее в 2024 году приходилось порядка 31% объема отгруженной продукции.

Доля десяти крупнейших налогоплательщиков Города в общей сумме налоговых поступлений в бюджет по итогам 2024 года не превышала 15%.

По оценке АКРА, соотношение усредненных за 2020–2023 годы подушевого валового регионального продукта (ВРП) Томской области, формируемого на территории Города, и подушевого среднестранового ВРП регионов России могло составить 78%. Соотношение усредненных за 2021–2024 годы номинальной начисленной заработной платы в целом по Городу и прожиточного минимума в Томске превышало 3,0. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Города, уровень официально зарегистрированной безработицы по Городу составил 0,3% по итогам 2024 года. Усредненный оценочный уровень безработицы (по методологии МОТ) за указанный выше период мог составить порядка 1,9%.

Ключевые допущения

  • формирование примерно 50% объема отгруженной продукции Томской области на территории Города;

  • привлечение долга для финансирования ожидаемого дефицита бюджета;

  • сохранение значительной зависимости бюджета Города от перечислений из вышестоящего бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение доли собственных доходов в составе бюджета;

  • снижение потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования;

  • значительное увеличение объема остатков на счетах Города.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост долговой нагрузки на бюджет Города выше 30% текущих доходов;

  • рост краткосрочной части долга;

  • устойчивое снижение операционной эффективности бюджета.

Рейтинги выпусков

Томск, 34008 (ISIN RU000A102LR1), срок погашения — 27.12.2025, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ВВВ+(RU).

Томск, 34009 (ISIN RU000A10A6J1), срок погашения — 12.12.2026, объем эмиссии —
1,2 млрд руб., — ВВВ+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Томска, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томска.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Томска и выпусков облигаций Томска (ISIN RU000A102LR1, RU000A10A6J1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Томска и кредитные рейтинги выпусков ценных бумаг Томска (ISIN RU000A102LR1, RU000A10A6J1) были опубликованы АКРА 17.06.2020, 29.12.2020 и 28.11.2024 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томска, а также кредитных рейтингов ценных бумаг Томска ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Томском, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Томска принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Томска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Компоненты рейтинга: оценка собственной кредитоспособности равна кредитному рейтингу и соответствует уровню bbb+.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.