АКРА ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ ВЫПУСКА биржевых облигаций серии 001P-06R (ISIN RU000A105LC6) ПАО «ростелеком» ПРИНЦИПАМ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЛИГАЦИЙ ICMA1; ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ ПРОЕКТОВ, РЕФИНАНСИРованных В РАМКАХ данного ВЫПУСКА, МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННЫМ ПРИНЦИПАМ И СТАНДАРТАМ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Соответствие выпуска Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П

АКРА подтвердило соответствие выпуска биржевых облигаций серии 001P-06R (ISIN RU000A105LC6) ПАО «Ростелеком» (далее — Облигации) международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования (принципам социальных облигаций ICMA, ПСО-20252), а также соответствие проектов, рефинансированных за счет привлеченных от выпуска Облигаций средств и направленных на развитие общественной жизни, международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования (в соответствии с Положением Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг»).


1 International Capital Market Association (Международная ассоциация рынков капитала).
2 Актуальный текст принципов в редакции 2025 года доступен по ссылке https://www.icmagroup.org/sustainable-finance/the-principles-guidelines-and-handbooks/social-bond-principles-sbp/

В рамках представленных ПАО «Ростелеком» (далее — Эмитент, Компания, ПАО «Ростелеком») комплексных социальных проектов, направленных на развитие общественной жизни, ранее были понесены затраты (в объеме 10 млрд руб.) по двум направлениям:

  • проект «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" социально значимых объектов (СЗО)»;

  • проект «Устранение цифрового неравенства (УЦН)» (далее именуемые совместно — Проекты).

Оба Проекта реализованы в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура».

Оба Проекта относятся к категориям социальных проектов, указанным в ПСО-2025:

  • создание доступной базовой инфраструктуры;

  • обеспечение доступа к социально значимым услугам.

Рефинансирование аналогичных проектов за счет выпуска социальных облигаций допускается как в международной, так и в российской практике.

Реализация Проектов позволила добиться положительного социального эффекта, который выражается в:

  • подключении к интернету СЗО (в том числе организаций образования и здравоохранения);

  • повышении эффективности деятельности государственных учреждений;

  • увеличении числа людей, имеющих своевременный доступ к информации, базам знаний, центрам компетенций в здравоохранении;

  • увеличении точек доступа беспроводного интернета (Wi-Fi) в населенных пунктах с численностью населения от 250 до 500 человек;

  • увеличении числа пользователей беспроводного интернета и современной сотовой связи в населенных пунктах с численностью населения от 250 до 500 человек;

  • улучшении качества жизни жителей малонаселенных пунктов за счет повышения доступности современных услуг связи, в том числе за счет создания условий для подключения к высокоскоростному интернету школ, больниц и иных государственных учреждений.

Краткая информация о Проектах, рефинансированных за счет выпуска социальных облигаций, и об их социальном эффекте приведена в Приложении 1.

АКРА подтверждает, что Проекты, рефинансированные за счет выпуска социальных Облигаций, соответствуют ПСО-2025.

Таким образом, Агентство подтверждает соответствие рассматриваемого выпуска Облигаций Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг».

Соответствие выпуска Принципам социальных облигаций ICMA

АКРА подтверждает, что рассматриваемый выпуск Облигаций Эмитента серии 001P-06R (ISIN RU000A105LC6) соответствует всем базовым критериям ПСО-2025. Направление использования средств (Проекты, рефинансированные в рамках выпуска Облигаций, направлены на реализацию целей, соответствующих категориям социальных проектов ICMA, и на развитие общественной жизни, а также имеют положительный социальный эффект), процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности Эмитента, представленные в документе «Положение об устойчивом финансировании ПАО "Ростелеком"»3 (далее — Положение), в полной мере отвечают критериям ПСО-2025, в связи с чем рассматриваемый выпуск Облигаций можно считать социальным.


3 https://www.company.rt.ru/ir/corporate_governance/docs/Sustainable_Finance_Regulations.pdf

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКА

Эмитент

ПАО «Ростелеком»

Кредитный рейтинг эмитента

AA+(RU), прогноз «Стабильный»

Вид, серия и иные идентификационные признаки ценных бумаг

Социальные биржевые облигации бездокументарные процентные неконвертируемые с централизованным учетом прав серии 001P-06R, размещаемые в рамках программы биржевых облигаций, имеющей идентификационный номер
4-00124-A-001P-02E от 15.12.2015

Планируемый объем эмиссии

10 млрд руб.

Регистрационный номер выпуска

4B020600124A001P

ISIN

RU000A105LC6

Дата начала размещения

09.12.2022

Дата погашения

05.09.2025

Источник: АКРА, данные эмитента

ПАО «Ростелеком» — крупнейший в России провайдер цифровых услуг и решений, присутствующий во всех сегментах рынка, ведущий провайдер услуг фиксированной телефонии в большинстве регионов и крупнейший оператор широкополосного доступа в интернет (ШПД). Эмитент интегрирует повестку устойчивого развития в свою деятельность, о чем свидетельствуют инициативы, детально описанные в пресс-релизе АКРА от 25.12.20244.


4 См. текст пресс-релиза АКРА от 25.12.2024 https://www.acra-ratings.ru/press-releases/5399/

Ключевые факторы оценки

Эмитент предоставил АКРА документы, содержащие критерии приемлемости проектов, которые были рефинансированы за счет выпуска Облигаций, процесс оценки и отбора таких проектов, подходы к управлению средствами и отчетности.

Использование средств

Цели выпуска Облигаций Эмитента четко сформулированы и соответствуют ПСО-2025. Все средства, привлеченные в рамках размещения оцениваемого выпуска Облигаций, были направлены на рефинансирование ранее понесенных затрат на реализацию двух Проектов:

  • проект «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" социально значимых объектов (СЗО)»;

  • проект «Устранение цифрового неравенства (УЦН)».

  • Указанные Проекты были реализованы на территории 44 субъектов Российской Федерации.

Таким образом, 100% поступлений от выпуска Облигаций было направлено исключительно на рефинансирование вышеуказанных Проектов, подпадающих под категории социальных проектов ICMA «Обеспечение доступа к социально значимым услугам» и «Создание доступной базовой инфраструктуры» согласно ПCО-2025.

Эмитент предоставил Агентству: (1) полный список Проектов и их описание; (2) данные по уже достигнутым и целевым параметрам социальных эффектов от реализации Проектов; (3) сроки финансирования и обобщенные финансовые параметры Проектов; (4) данные по фактически созданным точкам доступа в рамках проекта по УЦН в разбивке по субъектам Российской Федерации и населенным пунктам; (5) данные по фактически подключенным СЗО в разбивке по субъектам Российской Федерации; (6) отчет о надлежащем (целевом) использовании привлеченных средств в рамках рассматриваемого выпуска Облигаций.

Получено письменное заключение о том, что введенные объекты не являются объектами капитального строительства и экологическая экспертиза не требуется. Реализация Проектов не нанесла какого-либо существенного вреда окружающей среде и обществу.

Более детальная информация о Проектах, рефинансированных за счет рассматриваемого выпуска, включая информацию о выявлении и нивелировании рисков, социальных эффектах и целевых группах населения, представлена в пресс-релизе АКРА от 25.12.20245.

АКРА считает применяемое для выпуска Облигаций использование средств соответствующим ПСО-2025.


5 См. текст пресс-релиза АКРА от 25.12.2024 https://www.acra-ratings.ru/press-releases/5399/

Управление средствами

Процедура управления средствами от выпуска социальных облигаций изложена в Положении. В соответствии с Положением средства от размещения социальных Облигаций Эмитента были зачислены на выделенный счет Эмитента, затем выделены на рефинансирование утвержденных Проектов на условиях решения о выпуске Облигаций.

100% средств от эмиссии Облигаций Эмитента было направлено на рефинансирование расходов по социально значимым проектам, понесенных в 2021 году. Эмитентом не был подготовлен отдельный документ по порядку размещения поступлений от эмиссии Облигаций. Кроме того, в связи с направлением 100% средств от эмиссии Облигаций на рефинансирование, временного размещения неиспользованных средств от рассматриваемого выпуска Облигаций не возникло.

Контроль за целевым использованием денежных средств, полученных от размещения Облигаций, обеспечивается путем раскрытия информации о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения социальных Облигаций, в составе отчета о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения выпуска биржевых облигаций (далее — Отчет).

С учетом наличия утвержденного Положения и параметров эмиссионной документации Агентство считает процедуру управления средствами достаточной с точки зрения раскрытия информации для инвесторов.

По мнению АКРА, процедура по управлению средствами в полной мере соответствует ПСО-2025.

Отчетность

Эмитент раскрыл информацию о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения Облигаций, в составе Отчета.

Эмитент раскрывает информацию о распределении средств от размещения Облигаций на своем корпоративном сайте, на странице в сети «Интернет», предоставляемой Эмитенту одним из аккредитованных агентств, по адресу https://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=141; также Эмитент предоставил Отчет ПАО Московская Биржа (отчет также был раскрыт на сайте Биржи).

Опубликованный Отчет содержит следующие данные:

  • информацию о Проектах (их наименование и описание);

  • описание использования денежных средств, полученных от выпуска Облигаций;

  • утвержденный объем финансирования Проектов за счет облигаций;

  • долю финансирования Проектов за счет других источников;

  • сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках эмиссии облигаций в отчетном периоде (по состоянию на 31.12.2022);

  • сведения об управлении нераспределенными средствами;

  • сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации Проектов (в соответствии с Приложением 1);

  • сведения, подтверждающие реализацию Проектов, и фактическое использование всех денежных средств, полученных от размещения указанных облигаций;

  • сведения о состоянии Проектов на дату окончания отчетного периода.

В рамках верификации Отчета по всем пунктам указанного Отчета Эмитентом представлены документы и материалы, подтверждающие информацию, содержащуюся в соответствующих разделах. Агентство считает данную информацию достаточной и заслуживающей доверия.

По мнению Агентства, приведенная процедура формирования отчетности и сам Отчет в полной мере соответствуют ПСО-2025.

Дополнительные факторы оценки

Организационная структура и стратегия

Эмитент определил цели социального характера при подготовке к выпуску Облигаций; соотнес их с ЦУР ООН; определил подразделения, которые отвечали и продолжают отвечать за реализацию рассматриваемых проектов социальной направленности.

Эмитент в целом ориентирован на устойчивое развитие, что подтверждается фактами, изложенными в годовом отчете за 2024 год. Кроме того, Эмитент определил качественные и количественные параметры в сфере устойчивого развития (ESG), достижение которых запланировано в рамках реализации Стратегии Эмитента. Эмитентом запланирована разработка программ, детализирующих механизмы достижения указанных целей.

Рассматриваемые в рамках данного пресс-релиза (заключения) Проекты соотносятся с одной из целей в сфере ESG, обозначенной Эмитентом в Стратегии, а именно «Ключевой партнер государства в цифровизации страны».

Агентство также высоко оценивает общее качество корпоративного управления и стратегического планирования Эмитента, в том числе результаты прошлого стратегического цикла Эмитента, а также отмечает высокий уровень информационной прозрачности Эмитента.

Финансовая реализуемость проектов

На момент размещения выпуска Облигаций реализация рассматриваемых Проектов уже завершена. Эмитентом приведена информация о доходах, получаемых в результате реализации проектов «Устранение цифрового неравенства» и «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" социально значимых объектов (СЗО)» на территории 44 субъектов Российской Федерации. В этой связи Агентство считает вероятность финансовой реализуемости проектов крайне высокой.

Ключевые допущения

  • целевое использование средств, полученных от выпуска Облигаций;

  • реализация Проектов в соответствии с информацией, представленной Эмитентом.

Компоненты оценки

Соответствие выпуска облигаций ПСО-2025: соответствует.

Уровень оценки: SR2.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Оценка проектов, рефинансированных в рамках выпуска социальных облигаций ПАО «Ростелеком», на соответствие международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития, а также самих облигаций — на соответствие ПСО-2025 была проведена на основании Методологии оценки социальных долговых обязательств и долговых обязательств в области устойчивого развития в части оценки социальных облигаций, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Очередной пересмотр оценки соответствия возможен в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Мнение АКРА о соответствии проектов, рефинансированных ПАО «Ростелеком», международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития, а также о соответствии облигаций ПАО «Ростелеком» ПСО-2025 основано на данных, предоставленных ПАО «Ростелеком», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Оценка соответствия проектов, рефинансированных ПАО «Ростелеком», международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития, а также оценка соответствия облигаций ПАО «Ростелеком» ПСО-2025 была запрошенной, ПАО «Ростелеком» принимало участие в процессе оценки.

При присвоении оценки использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.

Присвоенная оценка не является кредитным рейтингом.

Приложение 1. Описание проектов, рефинансированных за счет выпуска социальных облигаций, и достигнутых социальных эффектов

Наименование проекта

Описание проекта

Категория проектов ICMA

Соответствие ЦУР ООН

Решение социальной проблемы

Достигнутые социальные эффекты

1

Проект «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" социально значимых объектов (СЗО)».

В рамках реализации проекта Эмитент планировал подключить 29 790 СЗО (в том числе объекты образования, здравоохранения и другие).

В рамках реализации проекта предоставлена возможность использования современных цифровых технологий сотрудникам государственных учреждений.

На рефинансирование расходов Компании, понесенных при выполнении проекта «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" социально значимых объектов (СЗО)», были направлены средства в объеме 5 млрд руб.

  • Обеспечение доступа к социально значимым услугам.

  • Создание доступной базовой инфраструктуры.

  • ЦУР № 4.

  • ЦУР № 9.

  • ЦУР № 11.

 

Низкий уровень цифровизации и использования высокоскоростного интернета в СЗО ряда регионов России.

Количественные:

  • Число СЗО, подключенных к интернету (на конец 2021 года подключено
    30 988 СЗО).

Качественные:
  • Улучшение качества жизни жителей малонаселен-ных пунктов за счет повышения доступности современных услуг связи, в том числе посредством создания условий для подключения к высоко-скоростному интернету школ, больниц и иных государствен-ных учреждений.

  • Повышение эффективности деятельности государственных учреждений.

2

Проект «Устранение цифрового неравенства (УЦН)».

Организация точек доступа в интернет со скоростью не менее 10 Мбит/с в населенных пунктах с численностью от 100 до 500 человек (в том числе в сельской местности, в удаленных и труднодоступных районах).

Услуга доступа в интернет с использованием точек доступа предоставляется Эмитентом бесплатно; осуществляется организация точек доступа с возможностью оказания услуг подвижной радиотелефонной связи (ПРТС) в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек.

На рефинансирование расходов Эмитента, понесенных при выполнении проекта «Устранение цифрового неравенства (УЦН)» были направлены средства в объеме 5 млрд руб.

  • Обеспечение доступа к социально значимым услугам.

  • Создание доступной базовой инфраструктуры.

  • ЦУР № 8.

  • ЦУР № 9.

  • ЦУР № 10.

Низкий уровень доступности беспроводного интернета и современной сотовой связи в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек.

Количественные:

  • Количество точек доступа беспроводного интернета (Wi-Fi) в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек (13 916 точек доступа на конец 2021 года).

Качественные:

  • Увеличение числа людей, имеющих своевремен-ный доступ к информации, базам знаний, центрам компетенций в здравоохранении.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Владимир Горчаков
Старший директор — руководитель группы оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 132
Татьяна Сорокина
Эксперт, группа оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 166
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.