АКРА ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ ВЫПУСКА биржевых облигаций серии 001P-06R (ISIN RU000A105LC6) ПАО «ростелеком» ПРИНЦИПАМ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЛИГАЦИЙ ICMA1; ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ ПРОЕКТОВ, РЕФИНАНСИРованных В РАМКАХ данного ВЫПУСКА, МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННЫМ ПРИНЦИПАМ И СТАНДАРТАМ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
Соответствие выпуска Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П
АКРА подтвердило соответствие выпуска биржевых облигаций серии 001P-06R (ISIN RU000A105LC6) ПАО «Ростелеком» (далее — Облигации) международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования (принципам социальных облигаций ICMA, ПСО-20252), а также соответствие проектов, рефинансированных за счет привлеченных от выпуска Облигаций средств и направленных на развитие общественной жизни, международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования (в соответствии с Положением Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг»).
1 International Capital Market Association (Международная ассоциация рынков капитала).
2 Актуальный текст принципов в редакции 2025 года доступен по ссылке https://www.icmagroup.org/sustainable-finance/the-principles-guidelines-and-handbooks/social-bond-principles-sbp/
В рамках представленных ПАО «Ростелеком» (далее — Эмитент, Компания, ПАО «Ростелеком») комплексных социальных проектов, направленных на развитие общественной жизни, ранее были понесены затраты (в объеме 10 млрд руб.) по двум направлениям:
-
проект «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" социально значимых объектов (СЗО)»;
-
проект «Устранение цифрового неравенства (УЦН)» (далее именуемые совместно — Проекты).
Оба Проекта реализованы в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура».
Оба Проекта относятся к категориям социальных проектов, указанным в ПСО-2025:
-
создание доступной базовой инфраструктуры;
-
обеспечение доступа к социально значимым услугам.
Рефинансирование аналогичных проектов за счет выпуска социальных облигаций допускается как в международной, так и в российской практике.
Реализация Проектов позволила добиться положительного социального эффекта, который выражается в:
-
подключении к интернету СЗО (в том числе организаций образования и здравоохранения);
-
повышении эффективности деятельности государственных учреждений;
-
увеличении числа людей, имеющих своевременный доступ к информации, базам знаний, центрам компетенций в здравоохранении;
-
увеличении точек доступа беспроводного интернета (Wi-Fi) в населенных пунктах с численностью населения от 250 до 500 человек;
-
увеличении числа пользователей беспроводного интернета и современной сотовой связи в населенных пунктах с численностью населения от 250 до 500 человек;
-
улучшении качества жизни жителей малонаселенных пунктов за счет повышения доступности современных услуг связи, в том числе за счет создания условий для подключения к высокоскоростному интернету школ, больниц и иных государственных учреждений.
Краткая информация о Проектах, рефинансированных за счет выпуска социальных облигаций, и об их социальном эффекте приведена в Приложении 1.
АКРА подтверждает, что Проекты, рефинансированные за счет выпуска социальных Облигаций, соответствуют ПСО-2025.
Таким образом, Агентство подтверждает соответствие рассматриваемого выпуска Облигаций Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг».
Соответствие выпуска Принципам социальных облигаций ICMA
АКРА подтверждает, что рассматриваемый выпуск Облигаций Эмитента серии 001P-06R (ISIN RU000A105LC6) соответствует всем базовым критериям ПСО-2025. Направление использования средств (Проекты, рефинансированные в рамках выпуска Облигаций, направлены на реализацию целей, соответствующих категориям социальных проектов ICMA, и на развитие общественной жизни, а также имеют положительный социальный эффект), процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности Эмитента, представленные в документе «Положение об устойчивом финансировании ПАО "Ростелеком"»3 (далее — Положение), в полной мере отвечают критериям ПСО-2025, в связи с чем рассматриваемый выпуск Облигаций можно считать социальным.
3 https://www.company.rt.ru/ir/corporate_governance/docs/Sustainable_Finance_Regulations.pdf
КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКА
|
Эмитент |
ПАО «Ростелеком» |
|
Кредитный рейтинг эмитента |
AA+(RU), прогноз «Стабильный» |
|
Вид, серия и иные идентификационные признаки ценных бумаг |
Социальные биржевые облигации бездокументарные процентные неконвертируемые с централизованным учетом прав серии 001P-06R, размещаемые в рамках программы биржевых облигаций, имеющей идентификационный номер |
|
Планируемый объем эмиссии |
10 млрд руб. |
|
Регистрационный номер выпуска |
4B020600124A001P |
|
ISIN |
RU000A105LC6 |
|
Дата начала размещения |
09.12.2022 |
|
Дата погашения |
05.09.2025 |
Источник: АКРА, данные эмитента
ПАО «Ростелеком» — крупнейший в России провайдер цифровых услуг и решений, присутствующий во всех сегментах рынка, ведущий провайдер услуг фиксированной телефонии в большинстве регионов и крупнейший оператор широкополосного доступа в интернет (ШПД). Эмитент интегрирует повестку устойчивого развития в свою деятельность, о чем свидетельствуют инициативы, детально описанные в пресс-релизе АКРА от 25.12.20244.
4 См. текст пресс-релиза АКРА от 25.12.2024 https://www.acra-ratings.ru/press-releases/5399/
Ключевые факторы оценки
Эмитент предоставил АКРА документы, содержащие критерии приемлемости проектов, которые были рефинансированы за счет выпуска Облигаций, процесс оценки и отбора таких проектов, подходы к управлению средствами и отчетности.
Использование средств
Цели выпуска Облигаций Эмитента четко сформулированы и соответствуют ПСО-2025. Все средства, привлеченные в рамках размещения оцениваемого выпуска Облигаций, были направлены на рефинансирование ранее понесенных затрат на реализацию двух Проектов:
-
проект «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" социально значимых объектов (СЗО)»;
-
проект «Устранение цифрового неравенства (УЦН)».
-
Указанные Проекты были реализованы на территории 44 субъектов Российской Федерации.
Таким образом, 100% поступлений от выпуска Облигаций было направлено исключительно на рефинансирование вышеуказанных Проектов, подпадающих под категории социальных проектов ICMA «Обеспечение доступа к социально значимым услугам» и «Создание доступной базовой инфраструктуры» согласно ПCО-2025.
Эмитент предоставил Агентству: (1) полный список Проектов и их описание; (2) данные по уже достигнутым и целевым параметрам социальных эффектов от реализации Проектов; (3) сроки финансирования и обобщенные финансовые параметры Проектов; (4) данные по фактически созданным точкам доступа в рамках проекта по УЦН в разбивке по субъектам Российской Федерации и населенным пунктам; (5) данные по фактически подключенным СЗО в разбивке по субъектам Российской Федерации; (6) отчет о надлежащем (целевом) использовании привлеченных средств в рамках рассматриваемого выпуска Облигаций.
Получено письменное заключение о том, что введенные объекты не являются объектами капитального строительства и экологическая экспертиза не требуется. Реализация Проектов не нанесла какого-либо существенного вреда окружающей среде и обществу.
Более детальная информация о Проектах, рефинансированных за счет рассматриваемого выпуска, включая информацию о выявлении и нивелировании рисков, социальных эффектах и целевых группах населения, представлена в пресс-релизе АКРА от 25.12.20245.
АКРА считает применяемое для выпуска Облигаций использование средств соответствующим ПСО-2025.
5 См. текст пресс-релиза АКРА от 25.12.2024 https://www.acra-ratings.ru/press-releases/5399/
Управление средствами
Процедура управления средствами от выпуска социальных облигаций изложена в Положении. В соответствии с Положением средства от размещения социальных Облигаций Эмитента были зачислены на выделенный счет Эмитента, затем выделены на рефинансирование утвержденных Проектов на условиях решения о выпуске Облигаций.
100% средств от эмиссии Облигаций Эмитента было направлено на рефинансирование расходов по социально значимым проектам, понесенных в 2021 году. Эмитентом не был подготовлен отдельный документ по порядку размещения поступлений от эмиссии Облигаций. Кроме того, в связи с направлением 100% средств от эмиссии Облигаций на рефинансирование, временного размещения неиспользованных средств от рассматриваемого выпуска Облигаций не возникло.
Контроль за целевым использованием денежных средств, полученных от размещения Облигаций, обеспечивается путем раскрытия информации о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения социальных Облигаций, в составе отчета о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения выпуска биржевых облигаций (далее — Отчет).
С учетом наличия утвержденного Положения и параметров эмиссионной документации Агентство считает процедуру управления средствами достаточной с точки зрения раскрытия информации для инвесторов.
По мнению АКРА, процедура по управлению средствами в полной мере соответствует ПСО-2025.
Отчетность
Эмитент раскрыл информацию о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения Облигаций, в составе Отчета.
Эмитент раскрывает информацию о распределении средств от размещения Облигаций на своем корпоративном сайте, на странице в сети «Интернет», предоставляемой Эмитенту одним из аккредитованных агентств, по адресу https://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=141; также Эмитент предоставил Отчет ПАО Московская Биржа (отчет также был раскрыт на сайте Биржи).
Опубликованный Отчет содержит следующие данные:
-
информацию о Проектах (их наименование и описание);
-
описание использования денежных средств, полученных от выпуска Облигаций;
-
утвержденный объем финансирования Проектов за счет облигаций;
-
долю финансирования Проектов за счет других источников;
-
сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках эмиссии облигаций в отчетном периоде (по состоянию на 31.12.2022);
-
сведения об управлении нераспределенными средствами;
-
сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации Проектов (в соответствии с Приложением 1);
-
сведения, подтверждающие реализацию Проектов, и фактическое использование всех денежных средств, полученных от размещения указанных облигаций;
-
сведения о состоянии Проектов на дату окончания отчетного периода.
В рамках верификации Отчета по всем пунктам указанного Отчета Эмитентом представлены документы и материалы, подтверждающие информацию, содержащуюся в соответствующих разделах. Агентство считает данную информацию достаточной и заслуживающей доверия.
По мнению Агентства, приведенная процедура формирования отчетности и сам Отчет в полной мере соответствуют ПСО-2025.
Дополнительные факторы оценки
Организационная структура и стратегия
Эмитент определил цели социального характера при подготовке к выпуску Облигаций; соотнес их с ЦУР ООН; определил подразделения, которые отвечали и продолжают отвечать за реализацию рассматриваемых проектов социальной направленности.
Эмитент в целом ориентирован на устойчивое развитие, что подтверждается фактами, изложенными в годовом отчете за 2024 год. Кроме того, Эмитент определил качественные и количественные параметры в сфере устойчивого развития (ESG), достижение которых запланировано в рамках реализации Стратегии Эмитента. Эмитентом запланирована разработка программ, детализирующих механизмы достижения указанных целей.
Рассматриваемые в рамках данного пресс-релиза (заключения) Проекты соотносятся с одной из целей в сфере ESG, обозначенной Эмитентом в Стратегии, а именно «Ключевой партнер государства в цифровизации страны».
Агентство также высоко оценивает общее качество корпоративного управления и стратегического планирования Эмитента, в том числе результаты прошлого стратегического цикла Эмитента, а также отмечает высокий уровень информационной прозрачности Эмитента.
Финансовая реализуемость проектов
На момент размещения выпуска Облигаций реализация рассматриваемых Проектов уже завершена. Эмитентом приведена информация о доходах, получаемых в результате реализации проектов «Устранение цифрового неравенства» и «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" социально значимых объектов (СЗО)» на территории 44 субъектов Российской Федерации. В этой связи Агентство считает вероятность финансовой реализуемости проектов крайне высокой.
Ключевые допущения
-
целевое использование средств, полученных от выпуска Облигаций;
-
реализация Проектов в соответствии с информацией, представленной Эмитентом.
Компоненты оценки
Соответствие выпуска облигаций ПСО-2025: соответствует.
Уровень оценки: SR2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Оценка проектов, рефинансированных в рамках выпуска социальных облигаций ПАО «Ростелеком», на соответствие международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития, а также самих облигаций — на соответствие ПСО-2025 была проведена на основании Методологии оценки социальных долговых обязательств и долговых обязательств в области устойчивого развития в части оценки социальных облигаций, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Очередной пересмотр оценки соответствия возможен в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Мнение АКРА о соответствии проектов, рефинансированных ПАО «Ростелеком», международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития, а также о соответствии облигаций ПАО «Ростелеком» ПСО-2025 основано на данных, предоставленных ПАО «Ростелеком», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Оценка соответствия проектов, рефинансированных ПАО «Ростелеком», международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития, а также оценка соответствия облигаций ПАО «Ростелеком» ПСО-2025 была запрошенной, ПАО «Ростелеком» принимало участие в процессе оценки.
При присвоении оценки использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.
Присвоенная оценка не является кредитным рейтингом.
Приложение 1. Описание проектов, рефинансированных за счет выпуска социальных облигаций, и достигнутых социальных эффектов
|
№ |
Наименование проекта |
Описание проекта |
Категория проектов ICMA |
Соответствие ЦУР ООН |
Решение социальной проблемы |
Достигнутые социальные эффекты |
|
1 |
Проект «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" социально значимых объектов (СЗО)». |
В рамках реализации проекта Эмитент планировал подключить 29 790 СЗО (в том числе объекты образования, здравоохранения и другие). В рамках реализации проекта предоставлена возможность использования современных цифровых технологий сотрудникам государственных учреждений. На рефинансирование расходов Компании, понесенных при выполнении проекта «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" социально значимых объектов (СЗО)», были направлены средства в объеме 5 млрд руб. |
|
|
Низкий уровень цифровизации и использования высокоскоростного интернета в СЗО ряда регионов России. |
Количественные:
|
|
2 |
Проект «Устранение цифрового неравенства (УЦН)». |
Организация точек доступа в интернет со скоростью не менее 10 Мбит/с в населенных пунктах с численностью от 100 до 500 человек (в том числе в сельской местности, в удаленных и труднодоступных районах). Услуга доступа в интернет с использованием точек доступа предоставляется Эмитентом бесплатно; осуществляется организация точек доступа с возможностью оказания услуг подвижной радиотелефонной связи (ПРТС) в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек. На рефинансирование расходов Эмитента, понесенных при выполнении проекта «Устранение цифрового неравенства (УЦН)» были направлены средства в объеме 5 млрд руб. |
|
|
Низкий уровень доступности беспроводного интернета и современной сотовой связи в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек. |
Количественные:
Качественные:
|