Ключевые факторы рейтинговой оценки
Ориентированная на ресурсы экономика Оренбургской области (далее — Оренбургская область, Область, Регион) с умеренными показателями среднедушевого развития. Основа экономики Области — сектор добычи и переработки нефти и газа (добыча полезных ископаемых формирует более трети валового регионального продукта (ВРП) и свыше половины промышленного производства), а динамика ее ВРП зависит от мировых цен на добываемое сырье. В долгосрочной перспективе слабодиверсифицированная экономика Региона уязвима (добыча полезных ископаемых на постепенно устаревающих месторождениях снижается), а сельское хозяйство, формирующее порядка 10% ВРП в разные годы, не сможет компенсировать возможную стагнацию социально-экономического развития Региона (невысокая степень переработки продукции, ограниченная маржинальность и низкий бюджетный эффект). Среднедушевой ВРП — порядка 85% от среднероссийского показателя (данные за 2013–2016 годы) — демонстрирует тенденцию к постепенному снижению. Среднедушевые денежные доходы не превышают 75% от среднероссийского уровня.
Высокий уровень самодостаточности бюджета за счет низкодиверсифицированных налоговых поступлений при высоком уровне обязательных расходов. Доля собственных доходов1 бюджета Области составляла 83% доходов без учета субвенций в 2014–2017 годах. Устойчивые поступления по налогу на прибыль и налогу на имущество составляют совокупно порядка 60% собственных доходов и обеспечиваются в значительной мере за счет крупнейших налогоплательщиков, ведущих деятельность в доминирующем секторе экономики — добыче. По оценке АКРА, в 2013–2016 годах доля налоговых поступлений от всех предприятий сектора Региона достигла 40–47%, от двух крупнейших — порядка 30%. Высокий уровень обязательных расходов негативно влияет на операционный баланс, составляющий не более 21% регулярных доходов Региона, и ограничивает возможности Региона осуществлять капитальные расходы за свой счет. В 2014–2017 годах капитальные расходы составляли в среднем 15% от общего объема расходов, а в 2018 году они снизятся до 9–11% по причине частичного отсутствия их финансового обеспечения со стороны федерального бюджета.
1 Собственные доходы = налоговые и неналоговые доходы (ННД).
Относительно невысокая долговая нагрузка и мягкий график погашения долга минимизируют риски его рефинансирования. Долг Области состоит из долгосрочных облигаций и бюджетных кредитов (соглашения о реструктуризации которых подписаны со стороны правительства Региона), поэтому на конец 2017 года отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга (без учета внутригодового использования кредитных линий и кредитов, предоставленных Управлением Федерального казначейства (УФК)) составило 2,51 (умеренный уровень риска). В 2014–2017 годах соотношение долга и операционного баланса Области не превышало 2х, что соответствует среднему уровню риска. В указанный период расходы Региона на обслуживание долга, по мнению АКРА, не являются обременительными и находятся в пределах 9–11% от операционного баланса. Агентство прогнозирует, что с 2018 по 2020 год показатели долговой нагрузки останутся на стабильном уровне (не ухудшатся).
Высокий уровень ликвидности. Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. При этом остатки средств на счетах бюджета на начало месяца постоянно ниже расходов текущего месяца, в связи с чем Регион в отдельных случаях испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов. Администрация Области использует краткосрочный кредит УФК и средства автономных и бюджетных учреждений для управления ликвидностью, а также, при необходимости, возобновляемые кредитные линии. Внутригодовой оборот по привлечению и погашению долга не превышает размера совокупного долга. По причине привлечения кредита УФК Оренбургская область не размещает депозиты с 2016 года.
Ключевые допущения
- сохранение в 2019–2020 годах объема трансфертов на уровне 2015–2017 годов;
- исполнение Областью налоговых доходов в 2019–2020 годах на уровне не ниже текущего запланированного уровня;
- сохранение консервативной бюджетной политики.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост собственных доходов, сопровождающийся снижением доли обязательных расходов и повышением капитальных расходов;
- рост показателей развития экономики (в расчете на душу населения).
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост обязательных расходов бюджета Области без пропорционального повышения доходной части бюджета;
- снижение объема налоговых доходов в 2018–2020 годах более чем на 3% от запланированного уровня.
Краткая информация о регионе
Оренбургская область расположена в Приволжском федеральном округе (ПФО) на стыке двух континентов — Европы и Азии. Регион граничит с пятью областями РФ и Казахстаном. В Области проживает 1,3% населения РФ, на долю Региона приходится 1,2% суммарного российского ВРП. В 2017 году ВРП Области может превысить 800 млрд руб. Основа экономики Региона — добыча и переработка топливно-энергетических полезных ископаемых (нефти и газа). В секторе добычи формируется более трети ВРП и более половины промышленного производства Оренбургской области.
Индекс промышленного производства Области длительное время снижается, что отчасти объясняется сокращением добычи полезных ископаемых на устаревающих месторождениях.
Рисунок 1. Индексы промышленного производства Оренбургской области
Факторы рейтинговой оценки
Институциональный фактор
Бюджетное планирование Оренбургской области характеризуется достаточной точностью. По итогам 2014–2016 годов исполнение доходов бюджета Региона составляет 98–106% от уточненного плана, исполнение расходов — 99–97%.
В отношении муниципальных районов (городских округов) на территории Области на постоянной основе устанавливаются дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Также в распоряжении муниципальных образований остаются собранные налоги на совокупный доход. Доля собственных доходов муниципальных образований в общих доходах их бюджетов постепенно растет за счет увеличения поступлений по НДФЛ — на конец 2016 года данный показатель составил 37%. Доля НДФЛ в доходах муниципалитетов составила на конец 2016 года 19%, налогов на совокупный доход — 6%, налогов на имущество — 4%.
Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований Региона за исследуемый период находится на низком уровне и не изменяется (составляет порядка 8–9% от собственных доходов). Новотроицк и Орск имеют наиболее высокое соотношение долга и собственных доходов при значительной доле коммерческого долга. Три четверти их долга представлено кредитами коммерческих банков.
Относительная стоимость совокупного долга муниципальных образований остается невысокой — 0,2% от их суммарных расходов.
Ориентированная на ресурсы экономика с умеренными показателями среднедушевого развития
Экономика Оренбургской области основывается на добыче полезных ископаемых, в основном нефти и газа (на предприятиях ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром»), а также медной руды (ПАО «Гайский ГОК»). Ежегодно на добычу приходится более трети ВРП Региона и более половины промышленного производства. На территории Области добывается чуть более 3% от общего объема российских нефти и газа, а также золото, медь, цинк и другие полезные ископаемые.
Присутствие в Регионе налогоплательщиков, представленных финансово устойчивыми вертикально интегрированными компаниями добывающего сектора, создает основу для относительно стабильной налоговой базы, хотя и ограничивает диверсификацию налоговых поступлений.
Структура ВРП Оренбургской области относительно стабильна. В 2015 году добыча полезных ископаемых составила 37% ВРП Региона, обрабатывающие производства — 12%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 9%, оптовая и розничная торговля, ремонт — 8%. На долю других отраслей пришлось 34% (вклад каждой не превысил 7%).
Рисунок 2. Структура ВРП Оренбургской области в 2015 году
По итогам 2016 года по объему отгруженных товаров, относящихся к сектору добычи полезных ископаемых, Регион занял второе место в ПФО после Республики Татарстан и одиннадцатое место среди всех регионов РФ.
На долю обрабатывающей промышленности в разные годы приходится порядка трети промышленного производства Региона. По оценке Области, по итогам 2017 года до трети отгруженных товаров обрабатывающей промышленности составят товары металлургического производства (на территории Области действует входящее в холдинг «Металлоинвест» АО «Уральская сталь», выпускающее порядка 6% российского объема черных металлов). Производство нефтепродуктов сформирует до четверти отгрузки товаров обрабатывающей промышленности в указанный период (ПАО «Орскнефтеоргсинтез» производит порядка 2% российских нефтепродуктов). Значимые доли обрабатывающей промышленности приходятся также на сектора производства химических веществ и продуктов (9% по прогнозам на 2017 год, крупнейшее предприятие — АО «Новотроицкий завод хромовых соединений») и производства готовых металлических изделий (8%).
Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки предприятия, зарегистрированные в Оренбургской области
Сельское хозяйство, формирующее 9% ВРП Региона, практически в равных долях представлено растениеводством и животноводством. Оренбургская область занимает пятое место среди регионов РФ по поголовью крупного рогатого скота, восьмое — по валовому сбору семян подсолнечника, 18-е — по валовому сбору зерна. По итогам 2015 года по объему производимой сельскохозяйственной продукции в денежном выражении Область заняла 14-е место в РФ и четвертое в ПФО. Сельское хозяйство с учетом невысокой степени переработки продукции и ограниченной маржинальности имеет незначительный бюджетный эффект.
Динамика реального ВРП Области с 2000 года преимущественно положительна, однако отстает от динамики совокупного ВРП РФ. Индекс промышленного производства по большей части не превышает 100%, что отчасти объясняется как снижением добычи нефти, так и возможным трансфертным ценообразованием врамках действующих на территории Области консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). ВРП Оренбургской области в расчете на душу населения относительно среднероссийского показателя составляет менее 100% и имеет тенденцию к снижению.
Соотношение инвестиций и ВРП Области в 2013–2016 годах составляло порядка 21%. Около половины инвестиций приходится на добывающую промышленность. Крупнейшие инвестиционные проекты Области, находящиеся в стадии активной реализации, относятся к доминирующим отраслям (добывающей и нефтеперерабатывающей промышленности).
Среднедушевые денежные доходы жителей Области существенно (на 25%) ниже среднероссийского уровня, а заработные платы отстают от среднего показателя по стране на 28%. Это ограничивает налоговую базу бюджета Области в части поступлений от НДФЛ, ежегодно составляющих около 28% собственных доходов бюджета.
Уровень безработицы в Области (по методологии Международной организации труда) в 2013–2016 годах был ниже среднероссийского показателя на 10–15%.
Численность населения Региона постепенно сокращается (с 2000 года — на 10%). Коэффициент естественного прироста в Области, долгое время бывший отрицательным, с 2012 года стал слабо положительным, а доля населения младше трудоспособного возраста более чем на 1% превышает среднестрановой уровень, однако данные положительные факторы нивелируются миграционным оттоком. По мнению АКРА, такая демографическая ситуация в Регионе не ведет к угрозе повышения социальных расходов бюджета в среднесрочной перспективе.
Рисунок 3. Уровень развития экономики Оренбургской области относительно среднестрановых показателей (100%)
Регион характеризуется умеренным уровнем развития транспортной инфраструктуры, а также низкой степенью урбанизации (40% населения проживает в сельской местности) при относительно высокой для промышленно развитого региона доле сельского хозяйства в структуре ВРП.
Высокий уровень самодостаточности бюджета за счет низкодиверсифицированных налоговых поступлений при высоком уровне обязательных расходов
Доходная часть бюджета Области характеризуется высоким уровнем самодостаточности: в 2014–2017 годах доля собственных доходов составляла 83% совокупных доходов без учета субвенций. По оценке АКРА, в 2018–2020 годах данное соотношение существенно не изменится. Основная доля собственных доходов приходится на налог на прибыль (более 40% в 2014–2017 годах), однако его доля постепенно снижается за счет опережающего роста налога на имущество. Так, доли двух указанных налогов в 2013 году составляли 47 и 15%, а в 2020 году соотношение изменится до 38 и 22% соответственно. Растущая доля налога на имущество повышает стабильность и прогнозируемость бюджетных доходов. Доля НДФЛ в структуре доходов не превышает 29%. Сравнительно невысокая доля НДФЛ является следствием низких зарплат в Регионе на фоне присутствия крупных предприятий — плательщиков налога на прибыль.
Потенциал роста собственных доходов Области за счет повышения ставок региональных налогов практически отсутствует: ставки транспортного налога вне социально значимых категорий установлены на максимальных уровнях, а сумма недопоступлений региональных налогов в бюджет в результате применения налоговых льгот несущественна (не более 3% собственных доходов бюджета).
Основная доля налоговых льгот, устанавливаемых на региональном уровне, приходится на налог на прибыль (порядка 7% собственных доходов). Все налоговые льготы, устанавливаемые на региональном уровне, признаны Областью эффективными (при этом некоторые льготы не имеют бюджетной эффективности).
По оценке АКРА, максимальная доля налоговых поступлений приходится на доминирующий в ВРП сектор — добычу полезных ископаемых (40–47% собственных доходов в 2013–2016 годах). Остальные сектора формируют по 10% собственных доходов бюджета (оптовая и розничная торговля и ремонт) и менее. На двух крупнейших налогоплательщиков, занятых в добывающей отрасли, приходится, по оценкам Области, порядка 30% собственных доходов бюджета Области. Доли остальных крупных налогоплательщиков не превышают 3% собственных доходов бюджета. Область испытывает негативное влияние механизма КГН, выражающееся в снижении эффективности планирования доходов по налогу на прибыль.
Рисунок 4. Отраслевая структура налоговых доходов* Оренбургской области в 2013–2016 годах
** Учитываются операции с недвижимым имуществом; аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; научные исследования и разработки; предоставление прочих видов услуг.
Источник: ФНС, расчеты АКРА
Доля обязательных расходов бюджета Области достаточно высокая — в среднем 75% всех расходов в 2014–2017 годах с плавным ростом в годовом сопоставлении. Рост доли обязательных расходов происходил на фоне периодического увеличения затрат на содержание дорожной сети и на социальную сферу одновременно со снижением капитальных расходов.
В связи со сравнительно высоким уровнем обязательных расходов операционный баланс Области составлял в 2014–2017 годах в среднем 21% регулярных доходов, что оценивается АКРА как средний показатель. В 2018 году и плановом периоде 2019–2020 годов, по оценке АКРА, этот показатель снизится до 18–20%.
Согласно стресс-тесту АКРА, рейтинг Области чувствителен к ежегодному снижению собственных доходов бюджета на 3% и более по сравнению с запланированным уровнем, ведущему к снижению операционного баланса до 16% регулярных доходов.
Доля капитальных расходов Области плавно снизилась с 16% в 2014 году до 14% в 2017-м. В 2018 году капитальные расходы продолжат сокращаться, в основном по статьям «Дорожное хозяйство» (из-за отсутствия текущего планирования финансового обеспечения дорожной деятельности за счет средств федерального бюджета), «ЖКХ» (преимущественно в связи с завершением федеральной программы по переселению из ветхого жилья) и «Сельское хозяйство». Уровень текущих капитальных расходов оценивается как умеренный, однако он может опуститься до уровня «ниже среднего» в случае исполнения принятого бюджета в неизменном виде. Капитальные расходы большей частью осуществляются за счет областного бюджета.
Таблица 2. Оценка показателей бюджетной дисциплины Оренбургской области
С учетом структуры капитальных расходов с точки зрения экономической классификации реальный размер их сокращения в пользу расходов некапитального характера может составить не более 10% капитальных расходов областного бюджета, то есть не превысит 2% совокупных расходов бюджета.
Относительно невысокая долговая нагрузка и мягкий график погашения долга минимизируют риски его рефинансирования
В управлении долгом Регион опирается на бюджетные кредиты (соглашения о реструктуризации которых подписаны правительством Области) и долгосрочные облигации. В связи с этим исключительно мягкий график погашения долга Области (не более 10% в год) исключает риски рефинансирования.
Рисунок 5. График погашения текущего долга Оренбургской области без учета гарантий, с учетом реструктуризации бюджетных кредитов (по состоянию на 01.01.2018), млн руб.
Облигации, составляющие на текущий момент половину государственного долга, имеют классическую структуру амортизации и длинную дюрацию (на момент размещения). Облигации, выпущенные в 2015 году со ставкой купона 14%, оказывают давление на процентные расходы в текущих рыночных условиях, однако в целом расходы Региона на обслуживание долга, по мнению АКРА, не являются обременительными и находятся в пределах 9–11% операционного баланса в 2014–2017 годах. В течение прогнозного периода расходы на обслуживание долга не будут превышать 11% операционного баланса.
В числе бюджетных кредитов, выданных Области Министерством финансов РФ, Регионом обслуживается кредит, привлеченный Орско-Халиловским металлургическим комбинатом в 1997 году под гарантию правительства Области (предприятие было ликвидировано, на его мощностях работает АО «Уральская сталь»). Остаток реструктурированного долга на 01.01.2018 составил 4,2 млрд руб., стоимость обслуживания долга — 1%. Объем ежегодного погашения долга равен 4–7% от общей суммы кредита, срок окончательного погашения — 2034 год.
В 2015 и 2016 годах Область выкупала части облигационных займов 2012, 2013 и 2014 годов с целью снижения объема госдолга.
Долговая политика Области декларирует соблюдение условий соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета. Прогноз АКРА также предполагает выполнение Областью этих условий. Абсолютный размер долга Области существенно не меняется — за последние четыре года он снизился на 9%. АКРА полагает, что в течение 2018–2020 годов размер долг практически не изменится (возрастет на 2%).
Соотношение долга и операционного баланса Области в 2014–2017 годах не превышало 2х, что соответствует среднему уровню риска; прогнозные значения 2018–2020 годов находятся в этих же пределах.
Рисунок 6. Оценка динамики долгового портфеля Оренбургской области и потребности в дополнительном финансировании, млн руб.
Поскольку долг состоит преимущественно из долгосрочных облигаций и бюджетных кредитов, а привлекаемые банковские кредиты (возобновляемые кредитные линии) имеют срок погашения не менее двух лет (при этом редко используются), отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга (без учета внутригодового использования кредитных линий и кредитов УФК) на конец 2017 года составило 2,51 (умеренный уровень риска).
АКРА не считает целесообразным учитывать задолженность предприятий, принадлежащих Области, в виде косвенных обязательств областного правительства.
По состоянию на 01.01.2018 гарантии, предоставленные областным правительством, несущественны. Выдача гарантий в 2018–2020 годах не предусмотрена. Финансовая помощь организациям, находящимся в собственности Области, оказывалась в виде взносов в уставный капитал.
Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на ее уровень кредитоспособности, отсутствуют.
По данным Области, просроченная кредиторская задолженность на 01.01.2018 отсутствует.
АКРА не располагает сведениями о наличии у Области просроченных долговых обязательств и о случаях предоставления вышестоящим бюджетом экстренной помощи с целью погашения займов.
Высокий уровень ликвидности
Оренбургская область имеет право размещать депозиты, однако не делает этого с 2016 года, поскольку использует кредит УФК в управлении ликвидностью.
Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. При этом остатки средств на счетах бюджета на начало месяца постоянно ниже расходов текущего месяца, в связи с чем Регион в отдельных случаях испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов. Администрация Области использует краткосрочный кредит УФК и средства автономных и бюджетных учреждений для управления ликвидностью, а также, при необходимости, возобновляемые кредитные линии. Внутригодовой оборот по привлечению и погашению долга не превышает размера совокупного долга Региона.
Рисунок 7. Баланс ликвидности* Оренбургской области, млрд руб.
Источник: Оренбургская область, расчеты АКРА
На момент анализа заключенные договоры в рамках возобновляемых кредитных линий покрывали сумму месячных расходов бюджета Региона.
Рейтинги выпусков
Оренбургская область, 35001 (ISIN RU000A0JTZK1), срок погашения — 19.06.2019, объем эмиссии — 5 млрд руб., в обращении — 3 млрд руб. — A(RU).
Оренбургская область, 35002 (ISIN RU000A0JUPE3), срок погашения — 14.06.2021, объем эмиссии — 6 млрд руб., в обращении — 3 млрд руб. — A(RU).
Оренбургская область, 35003 (ISIN RU000A0JVM81), срок погашения — 03.07.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., в обращении — 5 млрд руб. — A(RU).
Оренбургская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYKH5), срок погашения — 02.12.2027, объем эмиссии — 4 млрд руб., в обращении — 4 млрд руб. — A(RU).
Обоснование. Перечисленные облигационные выпуски Оренбургской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Оренбургской области.
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Оренбургской области и выпускам облигаций Оренбургской области (RU000A0JTZK1, RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Кредитный рейтинг Оренбургской области и кредитные рейтинги выпускам государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JTZK1, RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были присвоены АКРА впервые.
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Оренбургской области, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JTZK1, RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (29.01.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Оренбургской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Оренбургской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Оренбургской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Оренбургской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.