Кредитный рейтинг ПАО «Банк ПСБ» (далее — ПСБ, Банк) отражает тесные взаимосвязи Банка с государством и его высокую системную значимость, в том числе в контексте закрепленного за ПСБ статуса единственного опорного банка для оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК) страны. АКРА полагает, что в случае острой необходимости государство в приоритетном порядке предоставит поддержку ПСБ.
На фоне укрепления позиций Банка в ОПК государство регулярно предоставляет Банку капитал для обеспечения его способности наращивать объем кредитования этого направления, а также на развитие в отдельных регионах Российской Федерации и на другие цели стратегии. С 2019 года совокупный объем докапитализации ПСБ за счет государства (как на развитие ОПК, так и на прочие цели) и получаемого от других банков капитала в рамках цессий кредитов предприятий ОПК составил около 191 млрд руб.
АКРА ожидает значительный положительный эффект на консолидированную капитализацию Банка от передачи АО МОСОБЛБАНК государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее — АСВ) (в краткосрочной перспективе). Таким образом, ожидаемое в скором времени усиление показателей достаточности собственных средств позволит сбалансировать риски, связанные с ростом объема потенциально проблемных кредитов и все еще повышенной, хоть и сократившейся за последние 12 месяцев, открытой валютной позицией. Указанные выше меры по укреплению финансовых показателей Банка являются инициативой государства и подкрепляют мнение АКРА о его очень высокой предрасположенности оказывать помощь ПСБ. При прочих равных задержка или отмена указанных инициатив может привести к снижению оценки собственной кредитоспособности (ОСК) Банка.
ОСК ПСБ определяется умеренно сильным бизнес-профилем, улучшением достаточности капитала на одну ступень до удовлетворительной (на фоне ожидаемой внешней поддержки, которая позволит усилить способность Банка абсорбировать убытки), снижением профиля рисков на одну ступень до слабой (вследствие негативной динамики качества портфеля) и удовлетворительной позицией по фондированию и ликвидности. АКРА полагает, что очень высокий потенциал внешней поддержки в следующие 12–18 месяцев продолжит сглаживать риски собственной кредитоспособности Банка.
Ключевые факторы оценки
Очень высокая степень поддержки ПСБ со стороны государства в первую очередь определяется доминирующей ролью Банка в обслуживании оборонно-промышленных предприятий страны. Это выражается в том, что подавляющая часть кредитования ОПК осуществляется через ПСБ, который фондирует эти операции во многом за счет консолидации расчетов по сопровождению гособоронзаказа (далее — ГОЗ) и иных крупных государственных контрактов в Банке. Конечным источником погашения многих таких займов являются поступления по государственным контрактам. Агентство полагает, что в долгосрочной перспективе государство продолжит прикладывать большие, значительно возросшие за последние годы, усилия для развития ОПК страны, что укрепляет значимость ПСБ как опорного банка в этом направлении.
Полностью защищенная на регуляторном уровне, включая распоряжение № 2213-р от 16.08.2024, конкурентная позиция Банка позволяет обслуживать весь ГОЗ страны, что добавляет уникальности роли ПСБ в экономике страны.
Банк занимает значимую позицию в российской банковской системе и располагает существенными объемами средств физических лиц, поэтому перебои в его деятельности могут привести к кризису доверия как по отношению к российскому банковскому сектору в целом, так и к российским госбанкам в частности, и возникновению системных финансовых шоков, а также спровоцировать существенный финансовый и репутационный ущерб для государства и риски социального характера. АКРА отмечает, что ПСБ является доминирующим провайдером финансовых услуг в субъектах, вошедших в состав Российской Федерации в 2022 году, реализует инициативы по интеграции этих субъектов в финансовую систему страны и ведет там отдельные социальные проекты.
ПСБ накопил существенную экспертизу в сегменте ОПК, о чем свидетельствует его активная вовлеченность в экспертно-аналитическую деятельность в интересах профильных министерств и правительственных комиссий по вопросам поддержания устойчивости и стабильности сегмента ОПК и его отдельных предприятий. Кроме того, Агентство считает, что такая система оценки рисков отрасли при участии ПСБ и правительственных агентов повышает шансы на заблаговременное выявление проблемных ситуаций и своевременную разработку мер поддержки Банка и/или отрасли в случае экстренной необходимости.
По мнению АКРА, вышеперечисленные факторы вкупе с совокупной докапитализацией Банка за прошедшие семь лет в рамках реализации стратегии свидетельствуют об очень высокой степени поддержки Банка акционером. Подкрепляют выводы Агентства существенные вовлеченность и участие государства в управлении операционной деятельностью и принятии стратегических решений — представители различных министерств и ведомств входят в состав ряда коллегиальных органов Банка.
Мнение АКРА о степени поддержки выражается в определении кредитного рейтинга ПСБ на уровне Российской Федерации.
Умеренно сильный бизнес-профиль (а-) определяется главным образом сильной франшизой Банка, прежде всего его лидирующими позициями в обслуживании ОПК страны, а также в целом в российской банковской системе.
Повышенная активность ПСБ, выражающаяся в быстром наращивании масштабов деятельности в 2022–2024 годах, обусловлена необходимостью обеспечения бесперебойного обслуживания и роста объемов бизнеса предприятий ОПК, а также реализацией стратегии Банка по развитию остальных бизнес-сегментов. Учитывая растущие требования по достаточности капитала системно значимых банков, темпы роста кредитного портфеля ПСБ в ближайшие 12–18 месяцев, вероятно, замедлятся. Однако определяющую, по мнению АКРА, роль в этом вопросе, как и прежде, продолжат играть приоритеты государства в отношении наращивания оборонного потенциала страны, что несколько затрудняет прогнозирование.
ПСБ достаточно активен в сделках слияния и поглощения, что, по мнению АКРА, может быть сопряжено с дополнительным риском, как это случалось в прошлом. В краткосрочной перспективе ожидается завершение сделки по продаже АО МОСОБЛБАНК, где покупателем выступит АСВ, что снимет значительное давление на финансовые показатели ПСБ. В рамках базового сценария АКРА не располагает информацией о иных сделках слияния и поглощения на горизонте следующих 12–18 месяцев.
Позиция по капиталу улучшена со слабой до удовлетворительной ввиду следующих основных предпосылок, которые в совокупности окажут значительное положительное влияние на размер собственных средств ПСБ и их соотношение с активами, взвешенными с учетом риска:
- передача АО МОСОБЛБАНК в адрес АСВ в краткосрочной перспективе, что позволит разово отразить существенную прибыль от продажи актива;
- текущие планы руководства Банка придерживаться сдержанного роста кредитного портфеля в следующие 12–18 месяцев, чтобы аккумулировать подушку капитала на фоне роста регуляторных надбавок к достаточности капитала.
С 2023 года финансовые результаты Банка подвержены сильной волатильности на фоне повышенной предрасположенности к валютным переоценкам, которые в большинстве отчетных периодов были в числе главных причин либо значительно превышающих средний уровень доходов, либо несвойственных ПСБ потерь. Первые шесть месяцев текущего года не стали исключением — потери от переоценки на фоне укрепления рубля во многом обусловили отрицательный финансовый результат. При этом АКРА позитивно оценивает планы Банка по передаче акций АО МОСОБЛБАНК в адрес АСВ, что будет способствовать существенному сокращению валютных рисков до приемлемых уровней.
Другой заметной переменной, обусловившей убытки первого полугодия 2025 года и периодически фигурирующей в числе значимых с 2022 года, стали расходы на создание резервов под обесценение. Качество портфеля ПСБ, по мнению АКРА, испытывает давление, поэтому кредитные потери могут продолжить оказывать негативное влияние на капитал и прибыль в ближайшие 12–18 месяцев.
В 2025 году административные расходы перестали расти столь же быстрыми темпами, как в 2023–2024 годах, однако все еще демонстрируют увеличение (примерно сопоставимое со средней динамикой по системе), которое продолжится в 2026 году. На рост операционных издержек оказывает давление как инфляция, так и необходимость поддержания широкой сети точек присутствия, в том числе в новых субъектах Российской Федерации, а также реализация инвестиций в новые субъекты и проекты ПСБ по импортозамещению и цифровой трансформации Банка.
Показатели достаточности капитала и прибыли в следующие 12–18 месяцев будут во многом зависеть от темпов роста кредитного портфеля и потребностей экономики и оборонного сегмента в финансовых ресурсах со стороны ПСБ, а также от объемов и сроков докапитализации со стороны государства. Текущий прогноз Банка предполагает умеренную кредитную активность, в среднем уступающую динамике прошлых пяти лет. В пользу этого говорит и восстановление надбавок Банка России к нормативам достаточности капитала. При следовании такому сценарию показатели достаточности собственных средств ПСБ, вероятно, будут плавно укрепляться за счет медленного роста активов под риском. Рентабельность деятельности за вычетом разовых труднопредсказуемых элементов при медленном росте кредитного портфеля (а значит и базы, генерирующей процентный доход), по ожиданиям АКРА, будет соответствовать умеренным уровням.
Оценка риск-профиля снижена на одну ступень до слабой. Изменение оценки отражает ощутимый рост доли потенциально проблемных, по мнению Агентства, ссуд в кредитном портфеле, сформированном Банком в рамках текущей бизнес-модели1. Этот факт на фоне значительных объемов кредитов, отнесенных к Стадии 2 по МСФО, негативно выделяет ПСБ в сравнении с прочими крупными банками. Продолжает сдерживать оценку качества кредитного портфеля и его относительно высокая концентрация на отдельных заемщиках.
За последний год Банк продолжил снижать чувствительность к рыночному риску, который, однако, остается повышенным. Дальнейшее снижение подверженности валютному риску до приемлемых уровней ожидается в скором времени, после завершения сделки по продаже АО МОСОБЛБАНК.
Значительные объемы необеспеченных кредитов, скорее всего, будут сокращаться как пропорция от капитала по мере увеличения размера собственных средств в результате указанных в предыдущей секции разовых ожидаемых событий и по мере замедления темпов роста кредитования. Кроме того, по мнению АКРА, значительная часть заемщиков ПСБ, связанных с ОПК, имеет высокую контрактную загрузку, учтенную в расходах федерального бюджета, а также на регулярной основе получает поддержку от государства.
1 Анализ кредитного портфеля проводился с учетом исключения из его расчета объема зарезервированных практически на 100% проблемных ссуд корпоративных клиентов, появившихся на балансе ПСБ до окончания процедуры финансового оздоровления, а также полученных от присоединенных кредитных организаций.
Удовлетворительная позиция по фондированию и ликвидности. Отношение ликвидных активов к совокупному балансу не претерпело кардинальных изменений за последний год. Дальнейшее ослабление ликвидной позиции не предвидится ввиду текущего более взвешенного аппетита к наращиванию бизнеса. Статус системно значимого банка предполагает дополнительные возможности и желание государства предоставить экстренную ликвидность в случае необходимости.
Ключевым источником фондирования по-прежнему являются клиентские средства, база фондирования зачастую представлена компаниями, вовлеченными в ГОЗ, вкладчики — в значительной степени те же юридические лица, что и заемщики в кредитном портфеле. Существенные объемы текущих средств в структуре привлечения ПСБ положительно влияют на процентную маржу Банка.
Ключевые допущения
- своевременное предоставление достаточного объема капитала и ликвидности со стороны акционера и связанных структур в случае необходимости;
- сохранение принятой бизнес-модели Банка на горизонте 12–18 месяцев;
- значительный рост показателей капитала в результате продажи АО МОСОБЛБАНК, что позволит смягчить кредитные и рыночные риски Банка.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию может привести:
- уменьшение уровня системной значимости Банка или снижение участия государства в его деятельности.
Компоненты рейтинга
ОСК: bbb.
Корректировки: отсутствуют.
Поддержка: от государства, паритет с Российской Федерацией.
Рейтинги выпусков
Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже эмиссии являются старшим необеспеченным долгом ПСБ. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Банка. Согласно методологии АКРА, кредитный рейтинг эмиссий приравнивается к кредитному рейтингу Банка и устанавливается на уровне AAA(RU).
Облигации ПАО «Банк ПСБ» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные, серия 003P-09 (RU000A109TJ6), срок погашения — 15.10.2027, объем эмиссии — 20 млрд руб., — ААA(RU).
Облигации ПАО «Банк ПСБ» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные, серия 003P-10 (RU000A10AC83), срок погашения — 11.01.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — ААA(RU).
Облигации ПАО «Банк ПСБ» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные, серия 003P-11 (RU000A10AV72), срок погашения — 13.02.2026, объем эмиссии — 8 млрд руб., — ААA(RU).
Облигации ПАО «Банк ПСБ» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные, серия 003P-13 (RU000A10BFF4), срок погашения — 13.04.2028, объем эмиссии — 10 млрд руб., — ААA(RU).
Облигации ПАО «Банк ПСБ» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные, серия 004Р-01 (RU000A10CP78), срок погашения — 05.09.2028, объем эмиссии — 25 млрд руб., — ААA(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ПАО «Банк ПСБ» и облигационных выпусков ПАО «Банк ПСБ» (ISIN RU000A109TJ6, RU000A10AC83, RU000A10AV72, RU000A10BFF4, RU000A10CP78) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов с учетом внешней поддержки, Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ПАО «Банк ПСБ» был опубликован АКРА 30.10.2018, облигационного выпуска (RU000A109TJ6) — 18.10.2024, облигационного выпуска (RU000A10AC83) — 17.12.2024, облигационного выпуска (RU000A10AV72) — 14.02.2025, облигационного выпуска (RU000A10BFF4) — 17.04.2025, облигационного выпуска (RU000A10CP78) — 09.09.2025. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «Банк ПСБ», а также кредитных рейтингов облигационных выпусков ПАО «Банк ПСБ» (ISIN RU000A109TJ6, RU000A10AC83, RU000A10AV72, RU000A10BFF4, RU000A10CP78) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ПАО «Банк ПСБ», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием отчетности ПАО «Банк ПСБ» по МСФО и отчетности ПАО «Банк ПСБ», составленной в соответствии с требованиями Банка России. Кредитные рейтинги являются запрошенными, ПАО «Банк ПСБ» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало ПАО «Банк ПСБ» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.