Понижение кредитного рейтинга ООО «АЗ «НАЗ» (далее — Компания) обусловлено снижением оценок долговой нагрузки и обслуживания долга ввиду более слабых, чем ожидало Агентство, операционных показателей в 2025 году и пересмотром их прогноза на 2026 и 2027 годы.
Изменение прогноза по кредитному рейтингу со «Стабильного» на «Негативный» связано с риском того, что динамика восстановления рынка в сегментах легких коммерческих и среднетоннажных грузовых автомобилей будет слабой, что может привести к ухудшению оценок за рентабельность и размер Компании.
Кредитный рейтинг отражает очень сильную рыночную позицию, высокий уровень корпоративного управления, а также средние бизнес-профиль и географическую диверсификацию. Финансовый риск-профиль учитывает крупный размер Компании, очень высокую рентабельность, сильные показатели денежного потока и ликвидности, а также среднюю долговую нагрузку с низким уровнем обслуживания долга.
ООО «АЗ «НАЗ» — современное высокотехнологичное предприятие с высоким уровнем автоматизации. Это одна из крупнейших автомобилестроительных российских компаний, специализирующаяся на производстве легких коммерческих автомобилей, среднетоннажных грузовых автомобилей и микроавтобусов.
Ключевые факторы оценки
Очень сильная оценка рыночной позиции. Компания занимает лидирующие позиции в сегментах легких коммерческих и среднетоннажных грузовых автомобилей. Рыночная доля в основных сегментах составляет около 60%. Модельный ряд представлен несколькими продуктовыми семействами с различным ценовым позиционированием. Кроме того, Компания создает многоцелевые решения (в том числе совместно с конечными потребителями) для коммунальных и муниципальных служб, социальные автомобили и автомобили для малого и среднего бизнеса.
Средняя оценка бизнес-профиля обусловлена высокой цикличностью рынка сбыта, а также высокой оценкой субфактора «Зависимость от субподряда и комплектующих». На производственной площадке в Нижнем Новгороде располагаются главные сборочные конвейеры, собственное литейное производство, кузнечное и штамповочное производство, роботизированные сварочные цеха и окрасочные комплексы. Доля отечественных комплектующих, в том числе собственного производства, варьируется в зависимости от выпускаемой модели. В части импортных комплектующих Компанией проведена работа по подбору и освоению альтернативных компонентов.
Высокая оценка уровня корпоративного управления. Агентство оценивает стратегию Компании как успешную и последовательную. В соответствии с ней внедрена эффективная производственная система постоянных улучшений и оптимизации запасов, проведена модернизация производственных активов и расширяется модельный ряд согласно актуальным требованиям потребителей. В настоящее время ведется работа по повышению уровня локализации и выходу в новые сегменты рынка. В Компании сформирована полноценная система управления рисками, стратегического планирования, единого казначейства и централизованных закупок. Структура группы представлена преимущественно производственными компаниями, а операции со связанными сторонами являются экономически обоснованными. Компания готовит отчетность по МСФО на годовой и полугодовой основе.
Очень высокая рентабельность и крупный размер Компании. По итогам 2024 года рост выручки составил 22,6%, а FFO до чистых процентных платежей и налогов — 28,5%. Рентабельность по FFO до процентов и налогов увеличилась до 17,1% (против 16,3% годом ранее). В 2025 году наблюдается сокращение рынка легких коммерческих и среднетоннажных грузовых автомобилей, что привело к снижению продаж продукции Компании за истекший период текущего года и к негативной динамике указанных выше показателей. При этом низкие темпы восстановления операционных показателей в 2026 году могут привести к ухудшению оценок за рентабельность и размер Компании.
Средняя оценка долговой нагрузки и низкий уровень обслуживания долга. По итогам отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей составило 2,9х (против 2,7х годом ранее). В 2025 году Агентство ожидает дальнейший рост общего долга Компании, что с учетом снижения FFO до чистых процентных платежей привело к ухудшению оценки за долговую нагрузку. Кредитный портфель представлен рублевыми кредитами и займами. График погашения достаточно комфортный и равномерный (без пиковых периодов), портфель имеет преимущественно долгосрочную структуру. Отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам в 2024 году составило 2,4х (против 2,8х в 2023-м). В 2025 году, учитывая влияние указанных выше факторов, ожидается его снижение до 1,3х, тогда как средневзвешенный за 2023–2028 годы показатель составит 2,0х.
Сильная ликвидность связана со стабильным положительным операционным денежным потоком, комфортным графиком погашения долговых обязательств, а также с широким доступом к внешним источникам ликвидности (большой объем неиспользованных лимитов по открытым кредитным линиям). Средневзвешенная рентабельность по свободному денежному потоку (FCF) за период с 2023 по 2028 год составила 2,8% и оценивается Агентством как средняя.
Ключевые допущения
-
продажи на внутреннем рынке легких коммерческих и среднетоннажных грузовых автомобилей на уровне не менее 40 тыс. единиц в 2025 году;
-
капитальные затраты в 2025–2027 в соответствии с планируемыми Компанией сроками и объемами.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост средневзвешенной рентабельности по FCF выше 10%;
-
снижение средневзвешенного отношения общего долга к FFO до чистых процентных платежей ниже 2,0х при росте средневзвешенного отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам выше 2,5х.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение средневзвешенного отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам до уровня ниже 1,0х;
-
снижение средневзвешенной рентабельности по FFO до процентов и налогов ниже 15%;
-
ухудшение уровня ликвидности Компании;
-
снижение средневзвешенной рентабельности по FCF ниже 2%.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): а.
Поддержка: отсутствует.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг ООО «АЗ «НАЗ» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг ООО «АЗ «НАЗ» был опубликован АКРА 17.10.2023. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ООО «АЗ «НАЗ» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ООО «АЗ «НАЗ», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ООО «АЗ «НАЗ» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало ООО «АЗ «НАЗ» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.