Кредитный рейтинг Курской области (далее — Курская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки и умеренно высокими показателями бюджетного профиля. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают умеренные показатели развития экономики Региона.
Изменение прогноза по кредитному рейтингу на «Развивающийся» связано с рядом факторов, находящихся за пределами влияния Региона.
Курская область расположена в Центральном федеральном округе, граничит с пятью регионами Российской Федерации и Украиной. В Области проживает 0,7% населения страны, объем ее валового регионального продукта (ВРП) составляет около 0,5% совокупного ВРП российских регионов. На территории Области частично располагается Курская магнитная аномалия.
Ключевые факторы оценки
Консервативная долговая политика и сбалансированное управление ликвидностью бюджета. Область придерживается консервативной долговой политики и в течение длительного периода удерживает показатели долговой нагрузки в пределах, соответствующих низкому уровню риска. По итогам 2025 года соотношение долга Области и ее текущих доходов, предположительно, составит менее 30%. Соотношение долга и ВРП Области стабильно находится на уровне около 2%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки.
На 01.01.2025 долг Региона был в основном представлен бюджетными кредитами (96%). Незначительные доли приходились на облигации и гарантии. Доля погашаемого в текущем году долга на ту же дату составляла 14%, а доля долга, подлежащего погашению в 2026 году, — 15%.
В 2025 году Область заключила единое дополнительное соглашение с Минфином России о реструктуризации бюджетных кредитов согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.02.2025 № 79 на срок до 30.11.2039. Объем реструктурированной задолженности составил 8,1 млрд руб., или две трети задолженности по бюджетным кредитам (без учета краткосрочного кредита Управления Федерального казначейства).
Расходы на обслуживание долга необременительны для бюджета Области благодаря превалирующей доле бюджетных кредитов в структуре долга: соотношение усредненных 1 процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) в 2022–2026 годах составит 0,3%.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Качественная оценка долгового профиля Курской области соответствует первой категории. Это обусловлено средневзвешенным сроком погашения долга, превышающим четыре года, преобладанием бюджетных кредитов в структуре долга, отсутствием просроченной кредиторской задолженности, а также значительного объема косвенных обязательств, финансового долга компаний госсектора и долга муниципальных образований. Кроме того, на качественную оценку влияет стабильность долговой политики, ориентированной на привлечение долгосрочных источников финансирования дефицита бюджета.
В связи с ожидаемым в текущем году дефицитом коэффициент ликвидности, рассчитанный по методологии АКРА, в 2025 году составит менее 100%.
Качественная оценка профиля ликвидности соответствует второй категории, что связано с наличием у Региона публичной кредитной истории, а также с невысокой относительной величиной ликвидности, вероятной потребностью в привлечении ликвидности и с необходимостью использования краткосрочных источников ликвидности. Оценка также учитывает минимальный размер кредиторской задолженности и ее нейтральную динамику.
Умеренно сильный бюджетный профиль с зависимостью от металлургического сектора. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) Области в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций) за период с 2022 по 2026 год составит менее 60%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за указанный период окажется на уровне 10% с учетом повышающей корректировки на пограничное значение. Положительный баланс текущих операций свидетельствует о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов будет отрицательным, что указывает на возрастающую потребность бюджета в привлечении долгового финансирования. Оценка фактора корректируется вверх на одну ступень в связи с низкой долговой нагрузкой. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом объема субвенций) в 2022–2026 годах составит более 20%, расходы в течение указанного периода неравномерны.
Качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует третьей категории и обусловлена средними оценками потребности Области в увеличении объема капитальных расходов, стабильно положительным балансом текущих операций после учета процентных платежей, а также отсутствием выраженной динамики показателей модифицированного свободного денежного потока. До 2024 года более половины капитальных расходов Регион финансировал самостоятельно, но возможность сокращения этих расходов представляется неочевидной.
Качественная оценка бюджетного профиля соответствует первой категории, учитывая следующие факторы. Регион не допускал нарушений бюджетного законодательства, способных оказать влияние на бюджетный профиль; региональные налоговые льготы составляют не более 4% ННД ежегодно; Область передает на нижестоящий уровень налоговые доходы, в том числе часть от налогов на совокупные доходы (по упрощенной системе налогообложения); налоговые поступления в бюджет Региона волатильны в части налога на прибыль.
Умеренные показатели развития экономики Области. Несмотря на достаточный уровень диверсификации экономики и налоговых поступлений (максимальная их доля приходится на сегмент добычи железных руд и, по оценкам АКРА, составляет 17% — усредненное значение за 2021–2024 годы), динамика социально-экономических показателей и наполнение областного бюджета зависят от конъюнктуры, складывающейся на мировом и внутреннем рынках металлов.
Соотношение усредненных за 2020–2023 годы подушевого ВРП Области и подушевого среднестранового ВРП составило 67%. По оценкам АКРА, по итогам 2024–2026 годов показатель останется в пределах текущей категории. Соотношение усредненных за период с 2021 по 2024 год заработной платы и прожиточного минимума (для трудоспособного населения) превышало 4,0. Безработица в Регионе в 2024 году составила 1,9%, а усредненный за последние четыре года показатель — 2,4%.
Ключевые допущения
-
существенно больший, чем это запланировано актуальной версией бюджета, объем безвозмездных поступлений по итогам текущего, а также 2026 года;
-
дефицит текущего года в объеме порядка 10% ННД (без учета разрешенных превышений);
-
значимо положительный баланс текущих операций по итогам текущего года.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Развивающийся» прогноз предполагает возможность разнонаправленного движения рейтинга: неизменность, повышение или понижение.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост доли собственных доходов бюджета при стабильной долговой нагрузке;
-
ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Области.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение уровня доступной ликвидности;
-
рост соотношения долга и текущих доходов до уровня выше 30%;
-
рост текущих расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Курская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYCD1), срок погашения — 12.10.2025, объем эмиссии по номиналу — 4 млрд руб., — А+(RU).
Обоснование. Облигационный выпуск Курской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Курской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Курской области и выпуску государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Курской области и выпуска государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были опубликованы АКРА 01.09.2017 и 10.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Курской области, а также кредитного рейтинга выпуска государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Курской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.
Компоненты рейтинга: оценка собственной кредитоспособности равна кредитному рейтингу и соответствует уровню а+.