АКРА подтвердило соответствие КОНЦЕПЦИИ ИНСТРУМЕНТОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АО «БАНК ДОМ.РФ» международно признанным принципам и стандартам в сфере социального и «зеленого» финансирования

Соответствие концепЦии Принципам «зеленых» и социальных облигаций ICMA, принципам «зеленых» и социальных кредитов APLMA, LMA, LSTA

АКРА подтверждает, что «Концепция инструментов финансирования устойчивого развития АО «Банк ДОМ.РФ»1 (далее — Концепция) соответствует всем базовым компонентам следующих международно признанных принципов и стандартов в сфере социального и «зеленого» финансирования: Принципы зеленых облигаций, разработанные ICMA (ПЗО-20252); Принципы социальных облигаций, разработанные ICMA (ПСО-20253); Принципы «зеленых» кредитов (GLP), разработанные APLMA, LMA и LSTA (ПЗК-20254); Принципы социальных кредитов (SLP), разработанные APLMA, LMA и LSTA (ПCК-2025)5.

Направление использования средств; процесс оценки и отбора проектов; подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности АО «Банк ДОМ.РФ» (далее – Банк, Инициатор), представленные в Концепции, в полной мере отвечают критериям ПЗО-2025, ПСО-2025, ПЗК-2025 и ПСК-2025. Кроме того, подходы к использованию средств, процессу оценки и отбора проектов, управлению средствами и формированию отчетности, закрепленные в Концепции, соответствуют Национальному стандарту6.


1 Документ доступен по ссылке: https://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=3196
и 
https://domrfbank.ru/upload/medialibrary/004/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%
D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%
D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%CC%86%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%
B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%E2%84%962.pdf

2 Актуальный текст принципов в редакции 2025 года доступен по ссылке: https://www.icmagroup.org/sustainable-finance/the-principles-guidelines-and-handbooks/green-bond-pri...
3 Актуальный текст принципов в редакции 2025 года доступен по ссылке: https://www.icmagroup.org/sustainable-finance/the-principles-guidelines-and-handbooks/social-bond-pr...
4 Актуальный текст принципов в редакции 2025 года доступен по ссылке: https://www.lsta.org/content/green-loan-principles/
5 Актуальный текст принципов в редакции 2025 года доступен по ссылке: https://www.lsta.org/content/social-loan-principles-slp/
6 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации».

КЛЮЧЕВЫЕ характеристики концепции

Инициатор / Держатель документа

Акционерное общество «Банк ДОМ.РФ»

Кредитный рейтинг Инициатора

АА+(RU), прогноз «Стабильный»

Идентификационные признаки документа

Утверждено Правлением АО «Банк ДОМ.РФ» (приложение к протоколу заседания Правления АО «Банк ДОМ.РФ» от № 36/25 от 19.09.2025)

Область применения

  • «зеленые» инструменты финансирования;
  • социальные инструменты финансирования;
  • инструменты финансирования устойчивого развития,
  • направленные на финансирование «зеленых» и социальных проектов;
  • инструменты финансирования, связанные с целями устойчивого развития;
  • инструменты финансирования климатического перехода.

Дата утверждения документа

19.09.2025

Источник: АКРА, данные Инициатора

АО «Банк ДОМ.РФ» (далее — Банк, Инициатор) — специализированная кредитная организация — уполномоченный банк в сфере жилищного строительства. Банк входит в число пятнадцати крупнейших российских кредитных организаций по капиталу и представлен в большинстве федеральных округов России.

Инициатор разработал и внедрил ряд внутренних документов, процедур и мероприятий в сфере устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности, а также развития финансовых инструментов, связанных с финансированием устойчивого развития:

  • Концепция (утв. решением Правления АО «Банк ДОМ.РФ», протокол от 19.09.2025 № 36/25.

  • Методика осуществления строительной экспертизы и строительного контроля в рамках сопровождения сделок с корпоративными клиентами в АО «Банк ДОМ.РФ» (приказ от 11.12.2024 №10-1511-пр).

  • Кредитная политика по корпоративным клиентам АО «Банк ДОМ.РФ» (утв. решением Правления АО «Банк ДОМ.РФ», протокол от 05.09.2025 №35/25).

  • Стратегия управления рисками и капиталом АО «Банк ДОМ.РФ» (утв. решением Совета директоров АО «Банк ДОМ.РФ», протокол от 29.10.2024 №66).

  • Методика расчета воздействия «зеленого» проектного финансирования жилой недвижимости АО «Банк ДОМ.РФ» на окружающую среду (утв. приказом Банка от 16.09.2025 № 10-1181-пр).

Инициатор также присоединился к следующим внутренним документам материнской компании:

o   Политика ответственного финансирования и инвестирования (распространена на Банк, приказ от 22.08.2024 №10-1022-пр).

o   Политика в области устойчивого развития (распространена на Банк, приказ от 10.08.2023 №10-682-пр).

o   Кодекс корпоративной этики (утв. решением Правления, протокол от 5.10.2017 № 6/28).

o   Долгосрочная программа развития материнской компании на период 2021–2030 годов.

Агентство отмечает, что Банк раскрывает ежегодные отчеты об устойчивом развитии на протяжении трех лет7. В Кредитной политике Инициатора, указано, что Банк придерживается международных принципов Equator Principles и Principles for Responsible Investing. Кроме того, представители Банка и его материнской компании участвуют в ряде экспертных групп по направлению устойчивого развития на национальном уровне. Часть внутренних документов, включая Политику ответственного финансирования и инвестирования и Политику устойчивого развития, были разработаны с учетом инициатив ООН, а также принципов ICMA и LMA.

В 2025 году Инициатором была актуализирована Концепция, целью которой является «обеспечение использования единой методологии выпуска инструментов финансирования устойчивого развития, основанных на целевом использовании привлеченных или размещенных в такие инструменты средств или связанных с выполнением ключевых показателей в области устойчивого развития».

Концепция распространяется на следующие инструменты финансирования устойчивого развития (облигации, цифровые финансовые активы, выпускаемые Банком, и кредиты, выдаваемые Банком):

  • «зеленые» инструменты финансирования;

  • социальные инструменты финансирования;

  • инструменты финансирования устойчивого развития, направленные на финансирование «зеленых» и социальных проектов;

  • инструменты финансирования, связанные с целями устойчивого развития;

  • инструменты финансирования климатического перехода.

В Концепции описан процесс предварительной оценки и отбора проектов; приведены требования к «зеленым» и социальным проектам, финансируемым / рефинансируемым за счет выпуска целевых инструментов финансирования устойчивого развития; обозначены допустимые направления использования средств; описаны подходы к управлению привлеченными и размещенными средствами, а также принципы верификации и составления отчетности.


7 https://domrfbank.ru/about/information/sustainability/

Ключевые факторы оценки

Инициатор предоставил АКРА документы, содержащие критерии приемлемости проектов, которые финансируются (рефинансируются) «зелеными» и социальными финансовыми инструментами, описание процесса отбора данных проектов, подходов к управлению средствами и составлению будущей отчетности. На основании данных документов были сделаны заключения о соответствии Концепции четырем компонентам ПЗО-2025, ПСО-2025, ПЗК-2025 и ПСК-2025.

Использование средств

Обозначенные направления и цели использования денежных средств четко сформулированы и соответствуют ПЗО-2025, ПСО-2025, ПЗК-2025 и ПСК-2025.

В рамках Концепции Инициатором определены следующие категории «зеленых» и социальных проектов, которые могут финансироваться / рефинансироваться посредством выпуска целевых инструментов финансирования устойчивого развития:

Согласно Концепции, к «зеленым» проектам относятся (категории «зеленых» проектов):

1.         Финансирование проектов строительства «зеленых» зданий8.

2.         Финансирование проектов строительства энергоэффективных зданий: класс энергоэффективности А, А+ или А++9.

3.         Выдача ипотечных кредитов на приобретение недвижимости в «зеленых» зданиях10.

4.         Выдача ипотечных кредитов на приобретение недвижимости в энергоэффективных зданиях: класс энергоэффективности А, А+ или А++11.

5.         Финансирование проектов создания и модернизации генерирующих объектов и инфраструктуры для объектов генерации на возобновляемых источниках энергии и низкоуглеродном топливе.

6.         Финансирование установки зарядных станций для электротранспорта.

7.         Выдача кредитов на производство/приобретение экологичного транспорта.


8 Соответствие международным стандартам и национальным стандартам Российской Федерации, в том числе:
ГОСТ Р 70346-2022 «Зеленые» стандарты. Здания многоквартирные жилые «зеленые». Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации», национальный стандарт ГОСТ Р 71392-2024 «Зеленые» стандарты. «Зеленое» индивидуальное жилищное строительство. Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации» и принимаемым на их основе межгосударственным стандартам, действующим на территории Российской Федерации.
9 Класс энергоэффективности определяется в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр «Об утверждении правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
10 Соответствие международным стандартам и национальным стандартам Российской Федерации, в том числе: ГОСТ Р 70346-2022 «Зеленые» стандарты. Здания многоквартирные жилые «зеленые». Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации», национальный стандарт ГОСТ Р 71392-2024 «Зеленые» стандарты. «Зеленое» индивидуальное жилищное строительство. Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации» и принимаемым на их основе межгосударственным стандартам, действующим на территории Российской Федерации.
11 
Класс энергоэффективности определяется в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Инициатором проведено соотнесение указанных типов проектов с категориями «зеленых» проектов ICMА:

  • «Зеленые» здания, соответствующие региональным, национальным или международным признанным стандартам или сертификатам экологических показателей (категории 1, 3).

  • Энергоэффективность (например, в новых и отремонтированных зданиях, накопителях энергии, системах централизованного теплоснабжения, интеллектуальных сетях, бытовых приборах и продуктах) (категории 2, 4).

  • Возобновляемая энергия (включая производство, передачу, технику и продукты) (категория 5).

  • Чистый транспорт (электрический, гибридный, общественный, железнодорожный, немоторизованный, мультимодальный транспорт, инфраструктура для экологически чистых транспортных средств и деятельность по сокращению вредных выбросов) (категории 6, 7).

Инициатором также проведено соотнесение указанных типов проектов с критериями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации» (далее – Таксономия, Национальный стандарт):

  • Строительство «зеленых» зданий и сооружений: соответствие одному или нескольким национальным стандартам в сфере «зеленого» строительства, разработанным в соответствии с требованиями Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» (категория 1).

  • Строительство энергоэффективных зданий и сооружений: для многоквартирных домов классы энергоэффективности А (очень высокий), А+ (высочайший) и А++ (высочайший), определенные органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов; для прочих зданий и сооружений: класс энергосбережения здания - А, А+, А++ в соответствии с СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» (категория 2).

  • Ипотечное кредитование физических лиц в целях приобретения объектов недвижимости: Соответствие приобретаемого объекта недвижимости критериям 3.1 или 3.4 Таксономии (категории 3, 4).

  • Создание и модернизация генерирующих объектов и поддерживающей инфраструктуры для генерации энергии на возобновляемых источниках энергии и низкоуглеродных видах топлива (категория 5).

  • Строительство и модернизация инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии, а также для немоторизированного транспорта (включая заправочную инфраструктуру, зарядные установки, оборудование и системы доставки и хранения топлива) (категория 6).

  • Производство автомобильного транспорта (легкового, общественного, грузового) на экологичных источниках энергии, закупка автомобильного транспорта на экологичных источниках энергии в целях организации системы общественного транспорта, такси, шеринговых сервисов, перевод существующего автомобильного транспорта на экологичные источники энергии (категория 7).

  • Строительство и модернизация инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии (включая строительство железных дорог, трамвайных линий и других объектов инфраструктуры железных дорог и трамвайных линий) (категория 7).

АКРА подтверждает, что все приемлемые категории проектов, указанные в Концепции, соответствуют как международным стандартам, так и Национальному стандарту.

Согласно Концепции, к социальным проектам относятся (категории социальных проектов):

1.         Финансирование выдачи ипотечных кредитов в рамках льготных ипотечных программ: Семейная ипотека, ипотека для IT-специалистов, Дальневосточная и Арктическая ипотека.

2.         Финансирование строительства и/или реконструкции объектов туристической инфраструктуры.

3.         Финансирование реконструкции объектов культурного наследия.

Инициатором проведено соотнесение указанных типов проектов с категориями социальных проектов ICMА:

  • доступное жилье (категория 1);

  • социально-экономическое развитие и расширение прав и возможностей (например, справедливый доступ и контроль над активами, услугами, ресурсами и возможностями; справедливое участие и интеграция в рынок и общество, включая сокращение дифференциации доходов) (категории 2, 3).

Инициатором также проведено соотнесение указанных типов проектов с критериями, утвержденными Национальным стандартом:

  • Создание, в том числе строительство и материально-техническое оснащение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое оснащение (переоснащение) объектов туристской индустрии и туристских ресурсов, многофункциональных сервисных зон, объектов придорожного сервиса, за исключением автозаправочных станций (категория 2).

  • Реализация проектов, обеспечивающих сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (категория 3).

АКРА подтверждает, что все приемлемые категории проектов, указанные в Концепции, соответствуют международным стандартам. В то же время, по мнению Агентства, указанные проекты соответствуют Национальному стандарту частично (категории социальных проектов № 2 и № 3 соотнесены с пунктами Национального стандарта, категория социальных проектов № 1 «Финансирование выдачи ипотечных кредитов в рамках льготных ипотечных программ» соотносится только с категориями социальных проектов ICMА).

Инициатором также проведено соотнесение указанных типов проектов с Целями в области устойчивого развития (ЦУР) ООН:

  • ЦУР № 7 «Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех».

  • ЦУР № 8 «Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех».

  • ЦУР № 9 «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям».

  • ЦУР № 10: «Сокращение неравенства внутри стран и между ними».

  • ЦУР № 11: «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов».

  • ЦУР № 13: «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями».

  • ЦУР № 17: «Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития».

Инициатором разработана модель расчета и приведено описание позитивных экологических эффектов для проектов следующей категории:

  • Финансирование проектов строительства энергоэффективных зданий: класс энергоэффективности А, А+ или А++.

Методика расчета экологических эффектов разработана Инициатором самостоятельно без привлечения внешних консультантов. Указанная Методика утверждена приказом Банка от 16.09.2025 № 10-1181-пр.

Для расчета экологических эффектов от реализации проектов указанной категории Инициатором были использованы следующие данные:

  • Расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, без учета электроэнергии на общедомовые нужды (в зависимости от градусо-суток отопительного сезона и этажности многоквартирного дома) (кВт*ч/м2 в год).

  • Градусо-сутки отопительного периода за 2024 год для субъектов Российской Федерации (в зависимости от температуры воздуха внутри помещений) (°C x сутки).

  • Величина отклонения значения фактического удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового уровня в зависимости от класса энергоэффективности (%).

  •  Региональный коэффициент косвенных энергетических выбросов при производстве импортируемой тепловой энергии (кгСО2/Гкал).

При расчете экологического эффекта от реализации каждого финансируемого или рефинансируемого проекта Инициатор планирует использовать следующие данные:

  • жилая площадь многоквартирного дома, м2;

  • количество этажей;

  • класс энергоэффективности;

  • регион реализации;

  • наименование объединенной энергетической системы региона реализации.

Расчет экологических эффектов от реализации проектов указанной категории заключается в сопоставлении суммарного потребления тепла и электроэнергии на общедомовые нужды (кВт*ч на дом) каждого финансируемого или рефинансируемого проекта при базовом сценарии (класс энергоэффективности D) и с учетом фактического класса энергоэффективности многоквартирного дома (А, А+, А++). Исходя из полученных значений и с учетом региональных коэффициентов косвенных энергетических выбросов при производстве импортируемой тепловой энергии рассчитывается сокращение выбросов в тоннах СО2. на каждый многоквартирный дом. Ключевые допущения, используемые при расчете экологического эффекта от реализации проектов указанной категории, представлены на стр. 12.

АКРА считает представленные расчеты и ключевые допущения, сделанные Инициатором для расчета ожидаемых экологических эффектов от реализации проектов данной категории, допустимыми.

Однако Агентство отмечает, что при формировании отчета о воздействии для данной категории проектов Инициатор может использовать актуализированные данные (в случае обновления соответствующих документов) по 1) нормативному расходу тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение без учета электроэнергии на общедомовые нужды; 2) градусо-суткам отопительного периода для субъектов Российской Федерации 3) региональным коэффициентам косвенных энергетических выбросов при производстве импортируемой тепловой энергии. Кроме того, для ряда проектов может быть использован фактический (инструментально подтвержденный) объем суммарного потребления тепла и электроэнергии на общедомовые нужды.

Процесс оценки и отбора проектов

Инициатором определен ряд внутренних процедур, которые регламентируют процесс оценки и отбора финансируемых / рефинансируемых проектов; они изложены в Концепции, а также детально описаны Инициатором в анкете, предоставленной Агентству.

Согласно Концепции, признание проекта «зеленым» и/или социальным и допустимым для финансирования (рефинансирования) за счет средств от инструментов финансирования устойчивого развития осуществляется:

  • для финансирования новых проектов — перед вынесением на рассмотрение уполномоченного органа Банка вопроса об одобрении лимита на проектное финансирование проекта в рамках заключения соответствующих бизнес-подразделений при рассмотрении проекта;

  • для финансирования выдачи новых ипотечных кредитов — подразделением «Устойчивое развитие» совместно с бизнес-подразделениями осуществляется регулярный мониторинг выдачи ипотечных кредитов и проверяется соответствие кредитов критериям «зеленых» и/или социальных проектов;

  • для рефинансирования существующих проектов — подразделением «Устойчивое развитие» совместно с бизнес-подразделениями перед формированием пула проектов, выдачи по которым планируется рефинансировать за счет привлеченных средств от целевых инструментов финансирования устойчивого развития Банка;

  • для рефинансирования портфеля ипотечных кредитов — подразделением «Устойчивое развитие» совместно с бизнес-подразделениями перед формированием пула ипотечных кредитов, выдачи по которым планируется рефинансировать за счет привлеченных средств от целевых инструментов финансирования устойчивого развития Банка.

Перед формированием пула проектов, для финансирования (рефинансирования) которых будут использоваться целевые инструменты финансирования устойчивого развития, подразделение «Устойчивое развитие» проверяет корректность маркировки и подтверждает соответствие таких проектов Концепции (при необходимости, совместно со сторонними верификаторами) и актуальной нормативной-правовой базе.

При отборе проектов Инициатор также планирует руководствоваться положениями следующих внутренних документов, касающихся управления экологическими и социальными рисками (документы материнской компании):

o   Политика ответственного финансирования и инвестирования (распространена на Банк, приказ от 22.08.2024 №10-1022-пр).

o   Политика в области устойчивого развития (распространена на Банк, приказ от 10.08.2023 №10-682-пр).

Банк присоединился к Политике ответственного финансирования и инвестирования материнской компании, в соответствии с которой Банк анализирует и учитывает факторы устойчивого развития (в том числе экологические) и связанные с ними риски при принятии решений об инвестировании и предоставлении финансирования (при кредитовании). Согласно указанному документу, управление рисками устойчивого развития, включая сценарный анализ в рамках процедур стресс-тестирования, идентификацию, оценку и мониторинг, интегрировано в общую систему риск-менеджмента, так как риски устойчивого развития, связанные с собственной деятельностью Банка (прямое влияние) и кредитным портфелем Банка (косвенное влияние), реализуются через традиционные виды рисков, свойственные финансовым организациям.

Согласно Политике в области устойчивого развития материнской компании, с учетом стандартов Международной финансовой корпорации Группы Всемирного Банка и международного стандарта для управления экологическими и социальными рисками в финансовой индустрии «Принципы экватора» внедряется процедура экологической и социальной оценки активов на уровне финансирующих организаций.

Кроме того, в соответствии с п. 12 Кредитной политики по корпоративным клиентам АО «Банк ДОМ.РФ» (утв. решением Правления АО «Банк ДОМ.РФ», протокол от 05.09.2025 №35/25) Банк берет на себя добровольные обязательства по оказанию содействия снижению негативного воздействия на общество и окружающую среду, а также повышению собственного вклада в глобальную повестку в области устойчивого развития благодаря внедрению оценки экологического и социального воздействия проектов в процессы принятия решений при финансировании проектов и применении механизмов управления рисками устойчивого развития.

В соответствии со Стратегией управления рисками и капиталом АО «Банк ДОМ.РФ» экологические и социальные риски в составе рисков устойчивого развития являются потенциально значимыми для Банка. Управление рисками устойчивого развития осуществляет подразделение «Устойчивое развитие» и «Служба управления рисками Банка».

Таким образом, по мнению Агентства, Инициатор обладает достаточным набором политик и процедур, направленных на выявление рисков возникновения возможных негативных последствий для окружающей среды и социальной сферы, связанных с реализацией проектов, и управление такими рисками.

В соответствии с Долгосрочной программой развития материнской компании на период 2021–2030 годов Инициатор планирует продолжить развитие «зеленой» стандартизации, реализацию мероприятий по повышению энергоэффективности и ресурсоэффективности строительной отрасли, разработку и продвижение мер поддержки для проектов устойчивого развития, создание и продвижение образовательных программ и курсов в сфере энергоэффективного и «зеленого» строительства, выпуск инструментов финансирования в формате инструментов устойчивого развития и реализацию прочих мероприятий, направленных на продвижение повестки устойчивого развития.

Агентство отмечает, что расчеты экологических и социальных эффектов по проектам, планируемым к финансированию/ рефинансированию в рамках Концепции, Инициатор планирует проводить самостоятельно без привлечения внешних консультантов. В то же время, по мнению Агентства, сотрудники Инициатора и его материнской структуры обладают значительным опытом в сфере жилищного строительства, стандартов «зеленых» зданий и вопросов энергоэффективности. Дополнительно модель Банка была верифицирована сотрудниками, обладающими достаточным опытом в сфере строительства. Указанные факты положительно отражаются на уровне оценки.

По мнению АКРА, описанный алгоритм свидетельствует об эффективном процессе оценки и отбора проектов и в полной мере соответствует ПЗО-2025, ПСО-2025, ПЗК-2025 и ПСК-2025.

Управление средствами

Процедура управления средствами от целевых инструментов финансирования устойчивого развития, изложенная в Концепции, а также во внутренних непубличных документах Банка, предполагает следующий механизм (см. описание ниже).

1.       Средства, полученные от размещения нецелевых инструментов финансирования устойчивого развития, могут быть использованы на общекорпоративные цели при условии достижения показателей эффективности в области устойчивого развития, в том числе климатических целей.

2.       Средства, полученные от размещения целевых инструментов финансирования устойчивого развития Банка, подлежат использованию только в соответствии с направлениями, предусмотренными решением о выпуске и/или п. 3 Концепции.

3.       Банк ведет реестр выпущенных целевых инструментов финансирования устойчивого развития (далее – Реестр) с целью учета расходования средств, привлеченных в рамках размещения таких инструментов, а также проектов, финансируемых посредством таких инструментов.

4.       Банк намерен поддерживать совокупную сумму «зеленых» и социальных проектов, финансируемых и/или рефинансируемых в рамках целевых инструментов финансирования устойчивого развития, не меньше совокупной номинальной стоимости таких инструментов, находящихся в обращении.

5.       При досрочном погашении кредита или исключении проекта из Реестра все высвободившиеся средства будут направлены на финансирование (рефинансирование) иных «зеленых» и/или социальных проектов, соответствующих п. 3 Концепции. В случае отсутствия таких проектов, а также если общая номинальная стоимость выпуска превышает общую номинальную стоимость кредитов на финансирование проектов, соответствующих п. 3 Концепции, временно свободные денежные средства размещаются в номинированные в российских рублях инструменты управления ликвидностью в соответствии внутренними документами Банка.

В рамках отбора проектов категории «Финансирование проектов строительства энергоэффективных зданий» (класс энергоэффективности А, А+ или А++) Инициатором применяется следующий механизм контроля за ранее предоставленными средствами. В соответствии с п. 6. Методики осуществления строительной экспертизы и строительного контроля в рамках сопровождения сделок с корпоративными клиентами в АО «Банк ДОМ.РФ» (приказ от 11.12.2024 №10-1511-пр) подразделение «Строительная экспертиза и контроль» осуществляет проверку целевого назначения выдачи кредитных средств и средств по договорам займа. Ответственными сотрудниками осуществляются проверки по каждому платежу в целях подтверждения целевого назначения выдачи средств (при необходимости с запросом фотоматериалов, проектной документации и иных материалов). Кроме того, ответственными сотрудниками при необходимости осуществляется мониторинг на предмет выявления негативных событий, связанных с заемщиком.

При невыполнении заемщиком условия об использовании денежных средств от размещения инструментов финансирования устойчивого развития в соответствии с п. 3 Концепции, верификатор вправе отозвать заключение о соответствии инструмента финансирования устойчивого развития Национальному стандарту и международно признанным принципам и стандартам в сфере социального и «зеленого» финансирования.

Контроль за целевым использованием денежных средств, выданных Банком в целях реализации «зеленых» и социальных проектов, определенных в Концепции, согласно данным Инициатора, осуществляет подразделение «Строительная экспертиза и контроль» и подразделение «Банковское сопровождение».

По мнению Агентства, процедура управления средствами, полученными от выпуска целевых инструментов финансирования устойчивого развития, в целом соответствует ПЗО-2025, ПСО-2025, ПЗК-2025 и ПСК-2025. При этом Агентство отмечает существенный уровень контроля со стороны Инициатора по направлению «Финансирование проектов строительства энергоэффективных зданий» (класс энергоэффективности А, А+ или А++).

Отчетность

Банк как инициатор инструментов финансирования устойчивого развития осуществляет раскрытие информации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России на странице Банка в сети «Интернет»12 и на официальном сайте Банка13, в том числе в форме отчета эмитента.

Для публичных долговых целевых инструментов финансирования устойчивого развития, привлеченных Инициатором, планируется публикация отчета о целевом использовании денежных средств, содержащего информацию, требуемую в соответствии с применимым законодательством, а также в соответствии с требованиями биржи, на которой осуществляется размещение облигаций, или оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.

Для кредитов, выданных Инициатором, планируется публикация отчета, содержащего следующую информацию по финансируемым / рефинансируемым проектам:

1.       Наименование и краткое описание проектов;

2.       Объем финансирования проектов за счет инструментов финансирования устойчивого развития;

3.       Сведения о расходовании (распределении) средств, направленных на финансирование проектов;

4.       Сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации проекта;

5.       Сведения о состоянии проекта на дату окончания отчетного периода.

Данный отчет будет публиковаться Инициатором ежегодно в срок не позднее 150 (ста пятидесяти) дней с даты окончания отчетного года.

Инициатор представил Агентству шаблон данного отчета.

Для подтверждения регулярной отчетности об использовании денежных средств, направленных на финансирование / рефинансирование отобранных проектов, Инициатор планирует на свое усмотрение привлекать независимых верификаторов, включенных в перечень верификаторов Методологического центра по финансовым инструментам устойчивого развития, или в список верификаторов, предоставляющих независимую внешнюю оценку, ведение которого осуществляет Международная ассоциация рынков капитала (ICMA).

По мнению Агентства, описанная процедура в целом соответствует ПЗО-2025, ПСО-2025, ПЗК-2025 и ПСК-2025.


12 https://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=3196  
13  https://domrfbank.ru/

Дополнительные факторы оценки

Организационная структура и стратегия

В соответствии с процедурами, принятыми Инициатором, за реализацию «зеленых»/адаптационных/социальных проектов отвечает подразделение «Ответственное финансирование» самостоятельного структурного подразделения «Устойчивое развитие» Банка. По мнению Агентства, сотрудники указанного подразделения обладают значительным опытом в сфере жилищного строительства, стандартов «зеленых» зданий и вопросов энергоэффективности.

Материнской компанией Инициатора утверждена Долгосрочная программа развития на период 2021–2030 годов, включающая раздел «Устойчивое развитие». В документе указаны приоритетные мероприятия в области финансирования строительства инфраструктуры, формирования комфортной городской среды и комплексного развития территорий. В программе отражены ключевые показатели эффективности в сфере устойчивого развития, относящиеся к вводу в строй жилых зданий (в том числе энергоэффективных) с участием материнской компании.

АКРА высоко оценивает уровень интеграции принципов устойчивого развития в политики и процедуры Инициатора. Агентство оценивает общее качество корпоративного управления и стратегического планирования Инициатора как высокое.

Финансовая реализуемость проектов

Не применимо.

Ключевые допущения

  • Неизбирательное применение Концепции и всех упомянутых в пресс-релизе документов.

Ключевые допущения и показатели, используемые при расчете экологических и социальных эффектов

Экологические эффекты

1.       Для проектов категории «Финансирование проектов строительства энергоэффективных зданий: класс энергоэффективности А, А+ или А++»:

  • Поскольку в отношении многоквартирных домов (МКД), находящихся на стадии строительства, отсутствуют фактические данные о потреблении энергии, в расчете используется среднее значение базового потребления энергии;

  • При установлении базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов в МКД температура внутреннего воздуха в квартирах равняется 20°C. Промежуточные значения удельного годового расхода энергетических ресурсов определяются методом линейной интерполяции по этажности МКД и градусо-суток отопительного периода.

  • Базовый уровень удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды принимается равным 10,0 кВт*ч/м2 для МКД, оборудованных лифтом. Все МКД оборудованы лифтом.

  • При расчете воздействия на окружающую среду класс энергоэффективности D «Нормальный» признается базовым.

  • В случае отсутствия информации в открытых источниках о значении регионального коэффициента косвенных энергетических выбросов в конкретном регионе применяется сопоставление региональных особенностей субъекта, в котором реализуется проект, с регионом, по которому значение коэффициента отражено. В рамках коэффициентов выбросов парниковых газов ценовые зоны соотнесены с субъектами Российской Федерации.

  • Сокращение потребления энергии для домов с классами энергоэффективности А, А+ и А++ принимается равным 40%, 50% и 60% соответственно.

  • Предполагается, что сокращение потребления электроэнергии на общедомовые нужды для домов с классами энергоэффективности А, А+ и А++ будет пропорционально общему сокращению потребления энергии и составит 40%, 50% и 60% соответственно.

Компоненты оценки

Соответствие Концепции ПЗО-2025, ПСО-2025, ПЗК-2025, ПСК-2025: соответствует.

Уровень оценки: GR1.

Дополнительная информация

Оценка Концепции инструментов финансирования устойчивого развития АО «Банк ДОМ.РФ» на соответствие международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2025, ПЗК-2025) и социального финансирования (ПСО-2025, ПСК-2025) была проведена на основании Методологии оценки социальных долговых обязательств и долговых обязательств в области устойчивого развития, Методологии оценки «зеленых» долговых обязательств, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Мнение АКРА о соответствии Концепции инструментов финансирования устойчивого развития АО «Банк ДОМ.РФ» международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2025, ПЗК-2025) и социального финансирования (ПСО-2025, ПСК-2025) публикуется Агентством впервые. Пересмотр оценки соответствия возможен в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Мнение АКРА о соответствии Концепции инструментов финансирования устойчивого развития АО «Банк ДОМ.РФ» международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2025, ПЗК-2025) и социального финансирования (ПСО-2025, ПСК-2025) основано на данных, предоставленных АО «Банк ДОМ.РФ», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Оценка соответствия Концепции инструментов финансирования устойчивого развития АО «Банк ДОМ.РФ» международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2025, ПЗК-2025) и социального финансирования (ПСО-2025, ПСК-2025) была запрошенной. АО «Банк ДОМ.РФ» принимало участие в процессе оценки.

При присвоении оценки использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.

Присвоенная оценка не является кредитным рейтингом.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Владимир Горчаков
Старший директор — руководитель группы оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 132
Полина Загородних
Заместитель директора, группа оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 157
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.