Кредитный рейтинг Ленинградской области (далее — Ленинградская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и низкой долговой нагрузкой при высоком уровне ликвидности бюджета.

Ленинградская область расположена в Северо-Западном федеральном округе и граничит с пятью субъектами Российской Федерации, а также с Финляндией и Эстонией. В Области проживает немногим более 2 млн человек (порядка 1,4% населения страны), а объем ее валового регионального продукта (ВРП) за 2024 год составил, по оценкам Области, более 2 трлн руб.

Ключевые факторы оценки

Низкая долговая нагрузка и минимальные риски рефинансирования. На конец 2024 года соотношение долга Ленинградской области и ее текущих доходов составило 4,4%. Как полагает АКРА, по итогам 2025 и 2026 годов данный показатель не превысит 10% текущих доходов, что соответствует низкой долговой нагрузке. Соотношение долга и ВРП регулярно составляет менее 1%. Процентные платежи крайне незначительны. По состоянию на начало текущего года Области ежегодно предстояло погашать менее 10% долга.

Законом о бюджете Области предусмотрено предоставление госгарантий на сумму до 100 млн руб. в 2025 году. В 2026 и 2027 годах предоставление гарантий не предусмотрено.

Качественная оценка долгового профиля соответствует первой категории. Средневзвешенный срок погашения долга значительно превышает четыре года; просроченная кредиторская задолженность отсутствует; баланс текущих операций регулярно существенно положительный; долг и просроченная кредиторская задолженность компаний госсектора некритичны для бюджета. Долг Области находится на низком уровне, долг муниципальных образований незначителен. Долговая политика Ленинградской области в целом ориентирована на долгосрочные заимствования. Долг Области представлен только бюджетными кредитами, что не является достаточной диверсификацией.

В 2023 и 2024 годах бюджетные кредиты Региону не списывались. Областью подписано соглашение о реструктуризации части долга перед федеральным бюджетом, которое предполагает возможность списания двух третей этой суммы. Размер реструктурированного долга составляет 2,4 млрд руб.  

Высокая степень самодостаточности бюджета. Бюджет Области характеризуется высокой долей собственных поступлений: в 2022–2026 годах усредненное1 соотношение налоговых и неналоговых доходов (ННД) и доходов бюджета без учета субвенций превысит 90%. Усредненная за указанный период доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) составит 17%. Качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует второй категории. При оценке приняты во внимание высокая доля капитальных расходов, финансируемых за счет Области, и регулярно положительное значение баланса текущих операций после учета процентных доходов и расходов. Модифицированный бюджетный дефицит в разные годы принимает разные значения. Возможность снижения капитальных расходов является неочевидной.

В 2022–2026 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 9%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов будет положительным и составит 3%.

Закон об областном бюджете на 2025 год и плановый период с 2026 по 2027 год предусматривает исполнение бюджета в текущем году с дефицитом, который планируется покрыть преимущественно за счет остатков на счетах и в незначительной степени за счет привлечения долга.

Качественная оценка профиля бюджета соответствует второй категории. Для Области характерно консервативное планирование бюджета. Факты нарушений бюджетного законодательства, способные оказать влияние на бюджетный профиль Области, отсутствуют. В числе бюджетных мер стимулирования экономики можно отметить передачу 100% дохода от налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, а также передачу части НДФЛ по различным нормативам на уровень муниципальных образований. Налоговые льготы, установленные областным законодательством, признаются существенными (15% ННД за 2022 год и 9% ННД за 2023 год).

Достаточный запас ликвидности. Область завершила 2024 год с профицитом даже на фоне роста расходов. Профицит, бюджетные кредиты и иные источники финансирования дефицита, сформировавшиеся преимущественно за счет операций по управлению остатками средств на единых счетах бюджетов, обусловили прирост остатков на счетах Региона. По ожиданиям АКРА, в 2025 году коэффициент ликвидности составит более 140%, что соответствует максимальному уровню.

Качественная оценка профиля ликвидности также соответствует максимальному уровню. Среднемесячные остатки за последние 12 месяцев более чем вдвое превысили среднемесячные расходы областного бюджета за этот период. Потребность в привлечении дополнительной ликвидности отсутствует, поскольку остатков на счетах достаточно для финансирования дефицита и выплат по долгу. Риски рефинансирования очень низкие. Краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства привлекались в 2023 году, а в 2024 году такой необходимости не возникало. В текущем году Регион также не планирует прибегать к этому виду заимствований. В 2021 году Область погасила последний обращавшийся облигационный заем. По состоянию на середину текущего года наблюдается значительный рост кредиторской задолженности по налоговым расчетам. АКРА ожидает, что на конец года кредиторская задолженность существенно снизится.

Диверсифицированная экономика с развитыми обрабатывающей промышленностью и транспортным сектором. Доминирующей отраслью в структуре ВРП Ленинградской области являются обрабатывающие производства (до трети ВРП). Порядка четвери выпуска обрабатывающей промышленности приходится на производство пищевых продуктов, не относящееся к процикличным отраслям. Кроме того, в Области представлены нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение, производство бумажных изделий и химическая промышленность. На вид деятельности «Транспортировка и хранение» в 2023 году приходилось 14,6% ВРП. По территории Региона проходят магистральные трубопроводы, а также расположен крупный портовый комплекс. Дифференциация налоговых поступлений по отраслям находится на высоком уровне: согласно расчетам АКРА, усредненная оценка максимальной доли одной отрасли в налоговых доходах Области в 2021–2024 годах не превышает 17%.

Безработица в Ленинградской области в течение последних пяти лет находилась ниже среднестранового уровня и по итогам 2024 года составила 2,8%. Средняя заработная плата в 2024 году превысила прожиточный минимум (для трудоспособного населения) более чем в четыре раза. Темпы роста промышленного производства и физического объема ВРП в 2015–2024 (2023) годах почти ежегодно были выше, чем в среднем по России. За период с 2015 по 2024 год население Региона увеличилось на 270 тыс. человек, или на 15% (преимущественно за счет миграции). Позитивные тренды в демографии и промышленности нашли отражение в итоговой положительной корректировке оценки экономики.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Ключевые допущения

  • сохранение консервативной долговой политики;

  • сохранение высокого уровня ликвидности областного бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;

  • значительное снижение ликвидности областного бюджета;

  • рост долговой нагрузки Области до уровня выше 30% текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Ленинградской области был присвоен на основе следующих методологий: Методология присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации для расчета ОСК и определения кредитного рейтинга Ленинградской области по национальной шкале для Российской Федерации и прогноза по нему;  Основные понятия, используемые Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности для обеспечения системного применения методологий АКРА, а также моделей и ключевых рейтинговых предположений как единого комплекса документов.

Впервые кредитный рейтинг Ленинградской области по национальной шкале для Российской Федерации был опубликован АКРА 02.06.2022. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Ленинградской области ожидается в течение 182 дней в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг присвоен на основании данных, предоставленных Ленинградской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием бухгалтерской (финансовой) отчетности Ленинградской области, составленной в соответствии со стандартом РСБУ на 01.09.2025. Кредитный рейтинг является запрошенным, Администрация Ленинградской области принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Администрации Ленинградской области дополнительных услуг в течение года, предшествующего рейтинговому действию.

Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Компоненты рейтинга: оценка собственной кредитоспособности равна кредитному рейтингу и соответствует уровню аaa.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.