Изменение прогноза по кредитному рейтингу Кировской области (далее — Кировская область, Область, Регион) на «Позитивный» обусловлено возможностью снижения долговой нагрузки Региона благодаря проведенной ранее реструктуризации долга, по условиям которой была списана часть бюджетных кредитов.
Кредитный рейтинг Кировской области определяется положительной операционной эффективностью бюджета и умеренно высокими показателями капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом объема субвенций) и налоговых и неналоговых доходов (ННД) в составе доходов (без учета субвенций). Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают существенная потребность бюджета в использовании дополнительных источников финансирования и снижение объема доступной ликвидности на фоне прогнозируемого по итогам текущего года дефицита бюджета.
Кировская область входит в состав Приволжского федерального округа (ПФО). В Области проживает 1,1 млн человек. По оценкам Региона, объем его валового регионального продукта (ВРП) за 2024 год составил 664 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Долговая нагрузка может снизиться по итогам текущего года. Долг Области по итогам 2024 года составил 25,2 млрд руб. Долговой портфель был практически полностью сформирован бюджетными кредитами, а объем облигаций был незначительным. На начало текущего года график предполагал погашение 20% долга в 2025 году и 18% в 2026-м.
По состоянию на 01.09.2025 долг Области снизился на 1,7 млрд руб., до 23,5 млрд руб., по причине списания части бюджетных кредитов в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1968-р. Наряду с этим в апреле текущего года была проведена реструктуризация большей части бюджетного долга Региона в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 79. Благодаря этому график погашения долга Области существенно удлинился, что способствовало существенному снижению рисков рефинансирования обязательств Региона. В соответствии с обновленным графиком в ближайшие четыре года Области предстоит погашать порядка 7% задолженности ежегодно. АКРА также учитывает, что Область направила в Минфин России заявление на дополнительное списание задолженности по бюджетным кредитам в объеме 1,4 млрд руб.
В 2024 году соотношение долга и текущих доходов Области составило 26%. По прогнозу Агентства, долговая нагрузка Кировской области по итогам текущего года может превысить 33%. Однако, если бюджет по итогам 2025 года будет исполнен в рамках актуальных внесенных изменений к текущему закону о бюджете, по итогам года показатель долговой нагрузки не превысит 29%. Это, в свою очередь, может способствовать улучшению оценки финансового профиля Региона.
Соотношение усредненных1 за 2022–2026 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) не превысит 1%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП составит порядка 5%.
Качественная оценка долгового профиля Региона соответствует первой категории. После проведенной реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам средневзвешенный срок погашения долга стал существенно превышать четыре года. Долг практически полностью представлен бюджетными кредитами. Операционная эффективность бюджета стабильно положительная. Долговая нагрузка муниципальных образований оценивается как низкая. Финансовый долг предприятий госсектора по итогам первого полугодия 2025 года составлял менее 0,2 млрд руб. В текущем году Областью заключено одно концессионное соглашение на строительство спортивного объекта, плановые выплаты по нему в ближайшие два года несущественны для бюджета Региона.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Положительная операционная эффективность бюджета при существенной потребности в использовании дополнительных источников финансирования. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2022–2026 годы составит 6%. Баланс текущих операций по итогам 2025 года ожидается положительным, однако его объем будет незначительным.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2022–2026 годы составит 18%. Качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует третьей категории. Капитальные расходы зачастую финансируются за счет средств вышестоящего бюджета. Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов стабильно положительный, благодаря чему процентные расходы удается покрывать за счет текущих доходов. Модифицированный свободный денежный поток достаточно волатильный (в отдельные годы он принимал отрицательные значения), что объясняет периодическую потребность Области в частичном финансировании капитальных расходов за счет дополнительных средств.
Усредненная за указанный выше период доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) превысит 64%. Соотношение усредненных за 2022–2026 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается на уровне -6%, что указывает на существенную потребность бюджета Области в привлечении дополнительного финансирования.
Качественная оценка бюджетного профиля соответствует первой категории. Случаи нарушения бюджетного законодательства не выявлены. Помимо части акцизных платежей и части поступлений по НДФЛ, Область дополнительно передает нижестоящим бюджетам поступления по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также по налогу на имущество организаций. Оценочный объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, в 2024 году был несущественным для бюджета Региона. Агентство отмечает значительные отклонения некоторых фактических доходов бюджета от плановых показателей.
По итогам 2024 года бюджет Кировской области был исполнен с дефицитом в размере 2% ННД, который был практически полностью профинансирован за счет остатков на счетах Региона.
В соответствии с актуальными изменениями к текущей версии закона о бюджете Области, доходы в 2025 году сохранятся на уровне прошлого года, что по большей части определяется объемом безвозмездных поступлений, который утвержден на 7% ниже фактического показателя 2024 года. ННД Области увеличатся на 5% год к году в связи с ожидаемым ростом на 16% поступлений по НДФЛ при снижении поступлений по налогу на прибыль на 11%. Расходная часть бюджета Кировской области по итогам 2025 года вырастет на 9%, в том числе ввиду роста объема капитальных расходов примерно на 20% в годовом выражении. Ожидаемый по итогам года дефицит бюджета составит 15% ННД, а для его финансирования планируется использовать как остатки на счетах, так и заемные средства.
Основываясь на оперативных данных по исполнению бюджета Области, АКРА полагает, что расходная часть бюджета может увеличиться более существенно, чем прогнозируется Регионом. В таком случае дефицит бюджета превысит ожидаемый показатель, а в целях его финансирования Области предстоит привлечь больший объем заемного финансирования.
Ликвидность будет использована для финансирования дефицита бюджета. По итогам 2024 года объем накопленной ликвидности сократился на 34%. За последние двенадцать месяцев остатки на счетах Области в среднем были сопоставимы с половиной ежемесячных расходов ее бюджета. Накопленные средства, в соответствии с планами Региона, будут в полном объеме использованы для финансирования ожидаемого по итогам 2025 года дефицита бюджета.
Коэффициент ликвидности бюджета Кировской области в 2025 году составит 24%.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует третьей категории. На долговом рынке Регион имеет один выпуск облигаций с незначительным объемом в обращении, новые выпуски в текущем году не запланированы. За истекший период 2025 года Регион уже привлекал краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства. Риски рефинансирования долговых обязательств на текущий момент оцениваются как низкие, однако АКРА принимает во внимание планы Области по привлечению коммерческого долга в текущем году.
Умеренные показатели развития экономики. По оценкам Агентства, наибольшая доля налоговых поступлений от зарегистрированных на территории Области предприятий приходится на сферу обрабатывающей промышленности. Усредненная доля указанных налоговых поступлений за 2021–2024 годы составила 36% и была сформирована предприятиями, задействованными в металлургическом, химическом, пищевом и деревообрабатывающем производствах. Вторая по объему доля за указанный период относилась к совокупности отраслей, формирующих государственный сектор Региона (20%). Сектор оптовой и розничной торговли обеспечивал порядка 15% налоговых поступлений.
Экономика Области характеризуется сравнительно низкими показателями ВРП на душу населения (усредненное за 2020–2023 годы значение составляет 50% от среднестранового уровня). Положительную динамику, однако, демонстрирует промышленное производство Кировской области. По итогам 2024 года индекс промышленного производства Региона составил 116,8% к показателю предыдущего года, что превышает аналогичные показатели по ПФО и России в целом. Тем не менее за январь — июль текущего года индекс снизился на фоне высокой базы 2024-го.
Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2021–2024 годы превышало 3,5. Усредненная за указанный период безработица составила 2,9%, при этом в 2024 году безработица в Области снизилась до 2,0%.
Ключевые допущения
-
сохранение текущих темпов прироста расходной части бюджета по итогам года;
-
использование накопленной ликвидности в полном объеме для финансирования бюджетного дефицита, прогнозируемого на 2025 год;
-
привлечение коммерческого долга для финансирования дефицита бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
исполнение бюджета Региона по итогам года в соответствии с параметрами актуальных изменений к текущей версии закона о бюджете Области;
-
стабилизация долговой нагрузки на уровне ниже 30%;
-
рост операционной эффективности бюджета;
-
рост объема накопленной ликвидности по итогам текущего года.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение доли ННД в объеме совокупных доходов Региона (без учета субвенций);
-
значительный рост доли краткосрочного долга при сохранении долговой нагрузки на уровне выше 30%;
-
рост потребности бюджета в дополнительных источниках финансирования.
Рейтинги выпусков
Кировская область, 35001 (ISIN RU000A0ZZXZ7); срок погашения — 05.12.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — A-(RU).
Обоснование. Указанный выше облигационный выпуск Кировской области, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Кировской области — A-(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Кировской области и выпуску облигаций Кировской области были присвоены на основе следующих методологий: Методология присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации для расчета ОСК и определения кредитного рейтинга Кировской области по национальной шкале для Российской Федерации и прогноза по нему; Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации для определения кредитного рейтинга облигационного выпуска по национальной шкале для Российской Федерации; Основные понятия, используемые Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности, для обеспечения системного применения методологий АКРА, а также моделей и ключевых рейтинговых предположений как единого комплекса документов.
Впервые кредитный рейтинг Кировской области по национальной шкале для Российской Федерации был опубликован 06.12.2021. Впервые кредитный рейтинг выпуска облигаций Кировской области (ISIN RU000A0ZZXZ7) по национальной шкале для Российской Федерации был опубликован 06.12.2021.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кировской области, а также кредитного рейтинга выпуска облигаций Кировской области ожидается в течение 182 дней в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги присвоены на основании данных, предоставленных Кировской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием бухгалтерской (финансовой) отчетности Кировской области, составленной в соответствии со стандартом РСБУ на 01.01.2025.
Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Кировской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Кировской области дополнительных услуг в течение года, предшествующего рейтинговому действию.
Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.
Компоненты рейтинга: оценка собственной кредитоспособности равна кредитному рейтингу и соответствует уровню а-.
20.10.2025
АКРА (АО) сообщает об обнаружении в пресс-релизе неполной информации в части сведений о стандартах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованной в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия, а также о дате составления последней такой бухгалтерской (финансовой) отчетности, и о внесении дополнений в абзац 4 раздела «Регуляторное раскрытие».
В абзац 4 раздела «Регуляторное раскрытие» внесены изменения:
Старая версия:
Кредитные рейтинги присвоены на основании данных, предоставленных Кировской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА.
Новая версия:
Кредитные рейтинги присвоены на основании данных, предоставленных Кировской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием бухгалтерской (финансовой) отчетности Кировской области, составленной в соответствии со стандартом РСБУ на 01.01.2025.