Кредитный рейтинг АО «Терминал Владивосток» (далее — Компания, «Терминал Владивосток») базируется на очень высоких оценках показателей рентабельности, долговой нагрузки и обслуживания долга. Дополнительную поддержку рейтингу обеспечивают сильный бизнес-профиль, сильная рыночная позиция, а также высокие показатели ликвидности. Вместе с тем сдерживающее влияние на кредитный рейтинг Компании оказывают ее малый размер, относительно низкий уровень раскрытия информации и сложная многоуровневая структура группы.

«Терминал Владивосток» — собственник аэровокзального комплекса в аэропорту Владивостока (Терминал А), построенного в рамках мероприятий по подготовке к проведению саммита АТЭС в сентябре 2012 года. Терминал А полностью заменил старые мощности аэропорта по обслуживанию пассажирских рейсов на международных и внутренних авиалиниях.

Ключевые факторы оценки

Позитивная динамика операционных показателей Компании в 2025 году. Общий пассажиропоток «Терминала Владивосток» за первые восемь месяцев 2025 года составил 2,18 млн человек, что на 11% больше показателя за аналогичный период прошлого года. Прирост общего пассажиропотока в значительной степени был обеспечен за счет международных перевозок: за рассматриваемый период количество перевезенных пассажиров в данном сегменте увеличилось на 70% и составило 464 тыс. человек. Рост международных перевозок через «Терминал Владивосток» обусловлен активным развитием авиасообщения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (прежде всего с КНР) на фоне закрытия европейского направления для российских авиакомпаний после февраля 2022 года. Агентство предполагает, что ускоренный рост в сегменте международных авиаперевозок продолжится в среднесрочной перспективе. АКРА ожидает, что по итогам 2025 года общий пассажиропоток «Терминала Владивосток» достигнет 3,2 млн человек (+10% относительно 2024-го) и в дальнейшем продолжит расти умеренными темпами (около 5% ежегодно).

Для Компании характерны высокая оценка бизнес-профиля и сильная рыночная позиция, которые уравновешиваются относительно низкой финансовой прозрачностью и сложной многоуровневой структурой группы. «Терминал Владивосток» — единственный международный аэровокзальный комплекс в Приморском крае, благодаря чему Компания занимает позицию регионального монополиста. Ближайший международный аэропорт Хабаровска находится в 640 км от Владивостока, что обуславливает сильные рыночные позиции Компании в регионе присутствия.

Выручка Компании хорошо диверсифицирована, «Терминал Владивосток» оказывает все основные виды аэропортовых и сопутствующих услуг. При этом авиационные услуги формируют порядка 40% выручки, дополнительные услуги — около 60%. АКРА прогнозирует, что совокупная выручка Компании по итогам 2025 года превысит 2,6 млрд руб. Через «Терминал Владивосток» регулярно совершают полеты 20 авиакомпаний, крупнейшими из которых являются компании Группы Аэрофлот (рейтинг АКРА — AA(RU), прогноз «Стабильный») с совокупной долей 44% от пассажиропотока, а также S7 Airlines (около 20%) и «Аврора» (18%). При этом около трети общего пассажиропотока приходится на рейсы из и в Москву. В настоящее время активно развиваются новые международные направления, в частности регулярное авиасообщение с крупнейшими городами Китая (на их долю приходится более половины зарубежного пассажиропотока терминала).

В части корпоративного управления Агентство отмечает сложную многоуровневую структуру группы и относительно слабую информационную прозрачность. Компания готовит годовую отчетность по МСФО, однако не публикует ее в открытом доступе. Общий уровень раскрытия информации остается более низким, чем у крупных публичных компаний.

Очень высокая рентабельность при малом размере бизнеса. Согласно прогнозу Агентства, среднегодовой показатель FFO до чистых процентных платежей и налогов «Терминала Владивосток» в 2025–2027 годах будет находиться на уровне 1,5 млрд руб., что соответствует невысокой оценке размера бизнеса по методологии АКРА. Однако экономически обоснованные тарифы на регулируемую деятельность и грамотная ценовая политика в части дополнительных сервисов позволяют Компании сохранять очень высокую рентабельность. АКРА ожидает, что показатель рентабельности по FFO до чистых процентных платежей и налогов останется в диапазоне 50–55% в 2025–2027 годах.

Очень низкая долговая нагрузка и высокая оценка денежного потока. С августа 2023 года у Компании отсутствуют долговые обязательства. АКРА ожидает, что в 2025–2027 годах отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей будет оставаться ниже 1,0х ввиду отсутствия у Компании планов по привлечению заемного финансирования в среднесрочном периоде. В ближайшие три года Компания не планирует реализацию масштабных проектов по расширению аэропортовой инфраструктуры. Текущий план капитальных затрат преимущественно включает строительство и реконструкцию отдельных инфраструктурных объектов, а также обновление парка спецтехники. Инвестиционная программа характеризуется достаточной степенью гибкости и полностью финансируется за счет собственных средств Компании. Отношение капитальных затрат к выручке по итогам 2024 года составило 11%, однако АКРА прогнозирует, что в 2025–2027 годах среднегодовое значение данного показателя превысит 20% ввиду планового увеличения капитальных расходов. Кроме того, в текущем году Компания выплатила значительные дивиденды (впервые за последние пять лет), что в совокупности с расширением инвестиционной программы негативно отразилось на свободном денежном потоке (FCF). При этом АКРА ожидает, что в прогнозном периоде показатель рентабельности по FCF (без учета дивидендных выплат) будет оставаться положительным на фоне очень высокой рентабельности операционной деятельности.

Cильная ликвидная позиция. «Терминал Владивосток» обладает существенным запасом ликвидности. По состоянию на 30.06.2025 объем денежных средств и их эквивалентов на балансе составлял 1,8 млрд руб., что значительно превышало не только совокупные обязательства, но и размер FFO до чистых процентных платежей и налогов Компании за весь прошлый год (1,3 млрд руб.). Однако Агентство отмечает, что показатели ликвидности могут ухудшиться в прогнозном периоде вследствие возобновления дивидендных выплат.

Ключевые допущения

  • увеличение общего пассажиропотока Компании на 10% в текущем году и последующий умеренный рост в среднем на 5% ежегодно после 2025 года;

  • сохранение уровня рентабельности по FFO до чистых процентных платежей и налогов выше 50% в 2025–2027 годах;

  • среднегодовой объем капитальных расходов за период 2025–2027 годов не более 1 млрд руб.;

  • объем дивидендных выплат в размере 2 млрд руб. в 2025 году и не более 1 млрд руб. ежегодно с 2026 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное качественное улучшение бизнес-профиля, рыночной позиции и практик корпоративного управления;  

  • устойчивое снижение показателя отношения капитальных затрат к выручке ниже 15%.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительный рост долговой нагрузки, при котором отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей превысит 2,0х, а отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам составит меньше 8,0х;

  • сокращение коэффициента краткосрочной ликвидности ниже 0,8х.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): aa-.

Поддержка: отсутствует.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг АО «Терминал Владивосток» был присвоен на основе следующих методологий: Методология присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации для расчета ОСК и определения кредитного рейтинга АО «Терминал Владивосток» по национальной шкале для Российской Федерации и прогноза по нему; Основные понятия, используемые Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности, для обеспечения системного применения методологий АКРА, а также моделей и ключевых рейтинговых предположений как единого комплекса документов.

Впервые кредитный рейтинг АО «Терминал Владивосток» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации был опубликован АКРА 02.11.2022.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года.

Кредитный рейтинг присвоен на основании данных, предоставленных АО «Терминал Владивосток», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Терминал Владивосток»: составленной в соответствии со стандартом МСФО на 31.12.2024, составленной в соответствии со стандартом РСБУ на 30.06.2025. Кредитный рейтинг является запрошенным, АО «Терминал Владивосток» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало АО «Терминал Владивосток» дополнительных услуг в течение года, предшествующего рейтинговому действию.

Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Роман Хрипунов
Старший аналитик, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 171
Александр Гущин
Старший директор — руководитель направления среднего бизнеса, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 89
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.