Тренинг по кредитному анализу суверенного риска 24 октября

АКРА повысило прогноз по кредитному рейтингу Кемеровской области до «Позитивного» и подтвердило рейтинг ВВВ(RU) Области и выпусков облигаций

Пересмотр прогноза по кредитному рейтингу Кемеровской области (далее — Область, Регион) обусловлен исполнением областного бюджета 2017 года с профицитом на уровне 22,6 млрд руб., сокращением долга на 12%, а также улучшением уровня собственной ликвидности. Давление на рейтинг оказывают низкая гибкость расходной части бюджета и показатели развития экономики Области (в расчете на душу населения).

Кемеровская область расположена в Сибирском федеральном округе, граничит с шестью субъектами РФ. Численность населения Области составляет 2,7 млн человек, из которых две трети проживают на территории Кемеровской и Новокузнецкой агломераций.  

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Угледобывающий регион с относительно высокой безработицей и среднедушевыми доходами населения на уровне ниже средних по России. Основа экономики Кемеровской области — добыча полезных ископаемых (высококачественных энергетических и коксующихся углей), металлургия и химическая промышленность, нефтепереработка. Экспорт предприятий Области составил 74,6% ВРП (данные за 2016 год). Интенсивность инвестиционных процессов существенно (на 21%) выше среднероссийской динамики. Более половины инвестиций в основной капитал концентрируется в секторе угледобычи и по большей части направлено на поддержание текущего уровня добычи. Среднедушевые доходы населения и ВРП на душу ниже странового уровня в среднем на 29 и 30% соответственно. Уровень безработицы по методологии МОТ снизился по итогам 2017 года в 1,2 раза (до 6,5%).

Рекордный профицит бюджета обусловлен восстановлением цен на уголь. По итогам 2017 года Область является лидером среди всех российских регионов по уровню профицита, причем как в абсолютном выражении (22,6 млрд руб.), так и в относительном (20,1% налоговых и неналоговых доходов). Профицит бюджета был обусловлен значительным ростом поступлений по налогу на прибыль (50,2 млрд руб.), в то время как в период с 2014-го по 2016-й ежегодные поступления составляли в среднем 22,6 млрд руб. Относительно уровня 2016 года выросли поступления по налогу на прибыль в секторе добычи полезных ископаемых (на 18,5 млрд руб.), в торговле (на 2,7 млрд руб.), в секторе операций с недвижимым имуществом и в сфере услуг (на 1,1 млрд руб.).

Бюджет Региона характеризуется высокой долей налоговых и неналоговых доходов и высоким уровнем обязательных (по методологии АКРА) расходов, в среднем по 83% в 2014–2017 годах. В указанный период объем расходов на основные социальные статьи (образование, здравоохранение, социальная политика) был достаточно стабилен, в среднем на уровне 71,0 млрд руб. Но в относительном выражении (в процентах от расходов бюджета) доля социальных статей снизилась с 66,0% в 2014 году до 62,9% в 2017-м. Операционный баланс вырос с отрицательных значений в 2014 году до+23,6% в 2017-м. По прогнозу АКРА, цены на коксующиеся и энергетические угли в долларовом выражении будут выше уровня цен 2015 года на 45 и 20% соответственно. В таких условиях АКРА ожидает сохранения операционного баланса Области в 2018–2019 годах на уровне не ниже 14%.

Профицит бюджета позволил сократить долг и сформировать финансовые резервы. Существенная часть профицита бюджета была направлена на уменьшение уровня долга (чистое погашение составило 6,95 млрд руб.) и на формирование финансовых резервов бюджета: остаток денежных средств на депозитных счетах по состоянию на 01.01.2018 сопоставим с уровнем среднемесячных расходов бюджета.

В 2017 году существенно изменилась структура долгового портфеля. Доля банковских кредитов снизилась с 44 до 37%, доля бюджетных кредитов сократилась с 42 до 32%. Благодаря реструктуризации бюджетных кредитов срок их погашения продлен минимум на семь лет. Доля облигаций в портфеле выросла с 1 до 17%.

В 2017 году расходы на обслуживание долга составили 9,6% операционного баланса, что соответствует минимальному уровню риска.

Высокий уровень собственной ликвидности позволил Области получить в 2017 году дополнительный доход в размере 441 млн руб. от размещения временно свободных денежных средств.

Ключевые допущения

  • сохранение благоприятной конъюнктуры цен на мировом рынке угля;
  • контроль за обязательными расходами и недопущение дефицита областного бюджета в 2018 году на уровне выше 5% налоговых и неналоговых доходов;
  • сохранение позитивной динамики на рынке труда.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с максимально высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение областного бюджета в 2018 году с дефицитом не более 3% налоговых и неналоговых доходов;
  • сохранение высокого уровня собственной ликвидности;
  • рост доли расходов капитального характера в составе бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное снижение налоговой базы по налогу на прибыль в секторе добычи полезных ископаемых;
  • значительный рост обязательных расходов в составе бюджета без соответствующего увеличения налоговых и неналоговых доходов Области;
  • рост долговой нагрузки.

Рейтинги выпусков

Присвоены:

Кемеровская область, 34001 (ISIN RU000A0JUAZ0), срок погашения — 28.11.2018, объем эмиссии — 1 млрд руб. — BBB(RU);

Кемеровская область, 35002 (ISIN RU000A0ZYB40), срок погашения — 26.09.2024, объем эмиссии — 9 млрд руб. — BBB(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Кемеровской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Кемеровской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Кемеровской области и облигационных выпусков Кемеровской области (ISIN RU000A0JUAZ0, ISIN RU000A0ZYB40) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Кемеровской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Кемеровской области (ISIN RU000A0JUAZ0, ISIN RU000A0ZYB40) были опубликованы АКРА 29.08.2017 и 02.10.2017 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кемеровской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Кемеровской области (ISIN RU000A0JUAZ0, ISIN RU000A0ZYB40) ожидается в течение 182 дней с даты совершения рейтингового действия (20.02.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Кемеровской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Администрация Кемеровской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Кемеровской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Администрации Кемеровской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.