Кредитный рейтинг Москвы (далее — Город, Москва) обусловлен высоким уровнем развития экономики данного субъекта, существенным профицитом операционного баланса, высоким уровнем самодостаточности и структурной сбалансированности бюджета, значительной ликвидностью бюджета и незначительной долговой нагрузкой.

В Городе проживает порядка 12,5 млн человек (8,5% населения РФ). Москва занимает первое место в РФ по объему совокупного ВРП. Статус политического, финансового, промышленного, научного и культурного центра страны обуславливает высокий уровень развития экономики Города.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокий профицит операционного баланса позволяет Городу финансировать капитальные затраты и погашать имеющиеся долги, не прибегая к рефинансированию. Бюджет характеризуется высоким уровнем самодостаточности (доля налоговых и неналоговых доходов составляет 98,2% совокупных — без учета субвенций — доходов бюджета в среднем за 2014–2017 годы) и относительно низким размером обязательных (по методологии АКРА) расходов (61,2% от совокупных расходов в среднем за указанный период). АКРА ожидает, что в 2018 и 2019 годах операционный баланс и доля капитальных расходов Города будут поддерживаться на уровнях не ниже 28% от регулярных доходов и 26% от уровня совокупных расходов соответственно.

Сбалансированность денежных потоков по статьям доходов и расходов обуславливает высокий уровень ликвидности бюджета. Остатки средств на начало квартала (с учетом депозитов) сопоставимы или превышают расходы предстоящего квартала, что создает значительный запас ликвидности. Доходы от размещения временно свободных средств бюджета в 2015–2017 годах составляли в среднем 3,62% налоговых и неналоговых доходов бюджета.

За четыре года (с 2014-го по 2017-й) объем долга Города снизился в 5,2 раза (на 144,8 млрд руб.). В 2017 году Город полностью погасил бюджетные кредиты. На 01.02.2018 долговой портфель Москвы состоит только из облигаций. По оценкам АКРА, в 2018–2019 годах Город не будет испытывать потребности в привлечении долгового капитала. Анализ финансового состояния и обязательств предприятий расширенного госсектора не выявил необходимости выделения бюджетных средств сверх объемов, предусмотренных действующими редакциями соответствующих госпрограмм.

Ключевые допущения

  • сохранение показателей экономического развития Города на уровнях, существенно превышающих среднестрановые значения;
  • сохранение контроля над темпами роста расходной части бюджета и поддержание профицита операционного баланса на уровне 28–30% от регулярных доходов;
  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенный рост долговой нагрузки;
  • значительное снижение профицита операционного баланса;
  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

Облигации сорок восьмого выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU32048MOS0 / ISIN RU000A0JNYN1, дата погашения — 11.06.2022, объем в обращении — 30 млрд руб. — ААА(RU);

Облигации шестьдесят шестого выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU27066MOS0 / ISIN RU000A0JQHM1, дата погашения — 22.11.2018, объем в обращении — 4,347 млрд руб. — ААА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Москвы, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Москвы.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Москвы и облигационных выпусков Москвы (ISIN RU000A0JNYN1, ISIN RU000A0JQHM1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Москвы и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A0JNYN1, ISIN RU000A0JQHM1) были опубликованы АКРА 30.08.2017 и 17.10.2017 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Москвы, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A0JNYN1, ISIN RU000A0JQHM1) ожидается в течение 182 дней с даты совершения рейтингового действия (26.02.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Москвой, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Москвы принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Москвы, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Москвы дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.