Кредитный рейтинг Курской области (далее — Область, Регион) обусловлен средним уровнем развития экономики, относительно высокими показателями бюджетной дисциплины и низкой долговой нагрузкой при достаточном уровне ликвидности бюджета.
Курская область расположена в Центральном федеральном округе, граничит с Украиной и пятью регионами РФ. В Области проживает 0,8% населения РФ (1,1 млн человек). По итогам 2016 года ВРП Региона составил 369 млрд руб. (по итогам 2015-го — 335 млрд руб., или 0,5% совокупного ВРП РФ). Область входит в состав Центрально-Черноземного района. На территории Региона частично располагается Курская магнитная аномалия.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Развитие экономики Области определяется ее географическим положением. Хотя невысокий ВРП на душу населения и умеренные среднедушевые денежные доходы (порядка 69% и 85% от средних с 2014 по 2017 год показателей по РФ) ограничивают экономическое развитие Региона, Агентство отмечает наметившуюся положительную динамику этих показателей. Экономика Области признается диверсифицированной: сельское хозяйство и связанное с ним пищевое производство формируют 20% ВРП и четверть промышленного производства соответственно, добыча полезных ископаемых — в среднем 10% ВРП и одну четвертую часть промышленного производства, производство электроэнергии — порядка 8% ВРП и 20% промышленного производства. Налоговые доходы признаются относительно диверсифицированными, несмотря на рост поступлений от одной отрасли (добыча железной руды): в 2017 году доля поступлений составила 23% по сравнению с 14% годом ранее.
Показатели бюджетной дисциплины обусловлены достаточной долей собственных доходов и федеральной поддержкой сельского хозяйства. С 2014 по 2017 год собственные доходы бюджета Области составляют в среднем 75% совокупных доходов (без учета субвенций). Высокая доля капитальных расходов обеспечена в значительной мере федеральными субсидиями на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, не контролируемыми Областью самостоятельно и не являющимися резервом сокращения капитальных расходов в пользу расходов текущего характера. В результате операционный баланс, составляющий в 2014–2017 годах порядка 25% регулярных доходов, в значительной степени зависит от объема федеральных средств.
Низкая долговая нагрузка, консервативная долговая политика и комфортный график погашения долга. В 2017 году Область разместила облигационный заем и провела реструктуризацию бюджетных кредитов — в результате 70% долга приходится на долгосрочные заимствования с комфортным графиком погашения. Остальной объем долга — краткросрочный кредит, предоставляемый Управлением Федерального казначейства и рефинансируемый в банках. Текущая долговая нагрузка на бюджет Региона соответствует минимальному уровню риска. Долг и процентные выплаты не являются обременительными. По оценке АКРА, Область будет способна выполнить условия соглашений с Министерством финансов по ненаращиванию относительной долговой нагрузки.
Достаточный уровень ликвидности. Администрация Области не имеет права размещать депозиты в банках, однако располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Расходы текущего месяца превышают остатки средств на счетах бюджета на начало месяца. Потребность в краткосрочной ликвидности Региона закрывается краткосрочными кредитами, предоставленными УФК, и банковскими кредитами.
Ключевые допущения
- сохранение консервативной долговой политики;
- сохранение существенной поддержки сектора АПК Области на федеральном уровне;
- получение Регионом в период с 2019 по 2020 год трансфертов, сопоставимых по объему с полученными в 2017-м и запланированными на 2018-й;
- сохранение обязательных расходов бюджета Области на уровне не выше 75%.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью и опережающие темпы роста ВРП;
- рост числа производств с высоким уровнем заработных плат и дальнейшее повышение среднедушевых доходов населения и налоговых доходов бюджета;
- повышение уровня собственной ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- изменение долговой политики в сторону существенного наращивания государственного долга;
- значительное снижение поддержки предприятий сельского хозяйства со стороны федерального бюджета либо изменение пропорций выделения субсидий между федеральным и региональным бюджетами;
- ухудшение динамики заработных плат в Области (отставание от среднероссийских темпов).
Рейтинги выпусков
Курская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYCD1); срок погашения —12.10.2025, объем эмиссии — 4 млрд руб. — А(RU).
Обоснование. Облигационный выпуск Курской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Курской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Курской области и облигационного выпуска Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Курской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были опубликованы АКРА 01.09.2017 и 10.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Курской области, а также ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) ожидается в течение 182 дней с даты совершения рейтингового действия (28.02.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Администрация Курской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Курской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Администрации Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.