Кредитный рейтинг ПАО «Россети» (далее — Компания, «Россети») присвоен на уровне финансовых обязательств Правительства Российской Федерации, что обусловлено очень высокой системной значимостью Компании для российской экономики и очень высокой степенью влияния государства на «Россети».

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) Компании на уровне аа- обусловлена монопольным управлением электросетевым комплексом России, очень высокой рентабельностью бизнеса, умеренным уровнем долговой нагрузки и очень высоким уровнем ликвидности. ОСК сдерживается отрицательным денежным потоком в связи с существенными капитальными вложениями.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

ПАО «Россети» — оператор энергетических сетей в России. Объединяет 15 электросетевых компаний: ФСК ЕЭС (управляет магистральными электросетями РФ) и 14 дочерних обществ (управляют распределительными сетевыми комплексами в разных регионах России). Услуги по передаче электроэнергии являются естественномонопольными и регулируются государственными тарифами. Компания также управляет девятью энергосбытовыми организациями. Контролирующий акционер с долей 88% — государство в лице Росимущества.

Стратегическая значимость для государства и государственный контроль над управлением. ПАО «Россети» — монопольный оператор электросетевого комплекса России, единственного сектора в электроэнергетике, где государство сохранило акционерный контроль и прямое государственное регулирование после либерализации рынка электроэнергии. «Россети» выполняют квазигосударственные функции в части страхования социальных рисков (принимают функции сбыта электроэнергии при банкротстве сбытовых компаний), социальной поддержки (перекрестное субсидирование в тарифах), технической политики и развития энергетической инфраструктуры. С 2010 по 2017 год инвестиции государства в капитал Компании составили 72 млрд руб., субсидии — 6,5 млрд руб., выкуп ВЭБом инфраструктурных облигаций компаний группы — 156 млрд руб.

Инфраструктурная монополия с умеренным регуляторным риском. Практика сдерживания сетевых тарифов для удержания общего роста цен на электроэнергию в России широко применялась в предыдущие годы, так как доля тарифов на передачу в конечной цене на электроэнергию высока (67% у населения, 40% — у прочих потребителей) и государство сохранило прямое регулирование сетевых тарифов. Жесткая тарифная политика в отношении сетевого комплекса, включая две заморозки тарифов в 2012 и 2014 годах, проводится с 2012-го, однако за этот период «Россети» улучшили показатели рентабельности и сократили долговую нагрузку за счет оптимизации операционных и капитальных затрат. Режим низкой инфляции сделает Компанию менее чувствительной к сдерживающей тарифной политике, но более чувствительной к неплатежам, поскольку обесценение проблемной задолженности замедлится.

Умеренная долговая нагрузка. По прогнозам АКРА, в 2018–2020 годах общий долг «Россетей» к денежному потоку будет находиться на умеренном уровне (2,2–2,4х общий долг/FFO до чистых платежей и налогов). В 2018–2019 годах Компания будет привлекать долг для финансирования своей инвестиционной программы. По прогнозам Компании, доля кредитных источников в финансировании инвестиций сократится в 2018 году до 8%, а к 2020 году — до 0%. Весь долг Компании номинирован в рублях, 60% приходится на облигационный долг.

Средняя срочность заимствований — 11 лет. К фиксированным ставкам привязано 73% кредитного портфеля, процентный риск плавающих ставок не захеджирован. Две трети долгового портфеля приходится на два дочерних общества (ПАО «ФСК ЕЭС» и ПАО «МОЭСК»), формирующих две трети денежного потока Компании.

Отрицательный денежный поток. В 2018–2020 годах свободный денежный поток Компании останется отрицательным. Высокие капитальные затраты — главный фактор, влияющий на формирование отрицательного денежного потока. Пик инвестиций по отношению к выручке приходился на 2011–2012 годы. С 2012-го по 2017-й данный показатель упал с 53 до 28%. В среднем 35–40% объема инвестиционной программы направлено на поддержание основных средств, оставшаяся часть — на новое строительство. В 2018–2020 годах ожидается сохранение объема капитальных затрат на уровне 210–260 млрд руб. После 2020 года, если будут приняты обсуждаемые проекты развития «цифрового» электросетевого комплекса, возможен рост капитальных затрат.

Ключевые допущения

  • сохранение в 2018–2020 годах среднего темпа индексации тарифов на уровне 3,3%, инфляции — на уровне 4,0%;
  • реализация Компанией программы капитального развития в соответствии с заявленными сроками и объемами (210–260 млрд руб. ежегодно в 2018–2020 годах);
  • выплата дивидендов в соответствии с принципом 50% от чистой прибыли по МСФО за вычетом инвестиционной составляющей.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • потеря контроля со стороны государства, например приватизация Компании;
  • существенное снижение уровня системной значимости «Россетей» для экономики РФ;
  • значительное сокращение объема оказываемой поддержки со стороны государства и увеличение дивидендов в пользу бюджета.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): аа-.

Поддержка: паритет с РФ.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен ПАО «Россети» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты рейтингового действия (28.02.2018).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ПАО «Россети», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг был присвоен на основании консолидированной отчетности по МСФО ПАО «Россети». Кредитный рейтинг является запрошенным, ПАО «Россети» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ПАО «Россети», не выявлены.

АКРА не оказывало ПАО «Россети» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Денис Красновский
Заместитель директора, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 188
Екатерина Можарова
Управляющий директор - руководитель группы корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 98
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.