Ключевые факторы рейтинговой оценки
Статус политического, финансового, промышленного, научного и культурного центра страны обуславливает высокий уровень развития экономики Москвы (далее — Москва, Город, Регион). Уровень среднедушевых доходов населения Города примерно в два раза превышает аналогичный показатель для остальных регионов страны. Безработица находится на стабильно низком уровне — примерно треть от среднего по стране показателя, измеренного по методологии МОТ. Формально экономика Города характеризуется невысокой отраслевой диверсификацией: 32% валового регионального продукта (ВРП) создается в секторе торговли (оптовой и розничной) и 23% в сегменте «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг». Однако реальная степень диверсификации по отраслям существенно выше: многие крупные корпорации различных секторов экономики имеют холдинговую структуру, а в качестве основных видов деятельности у головных компаний холдингов указывалась «оптовая торговля» или «предоставление прочих видов услуг». Численность населения Города увеличивается за счет естественного прироста и миграционного притока. Город характеризуется высоким уровнем развития социальной и инженерной инфраструктуры.
Высокий профицит операционного баланса позволяет Городу финансировать капитальные затраты и погашать имеющиеся долги, не прибегая к рефинансированию. Бюджет характеризуется высоким уровнем самодостаточности (доля налоговых и неналоговых доходов составляет 98,2% совокупных (без учета субвенций) доходов бюджета, в среднем за 2014 – 2017 годы) и относительно низким размером обязательных (по методологии АКРА) расходов (61,2% от совокупных расходов в среднем за 2014 – 2017 годы). АКРА ожидает, что в 2018 и 2019 годах операционный баланс и доля капитальных расходов Города будут поддерживаться на уровнях не ниже 28% от регулярных доходов и 26% от уровня совокупных расходов соответственно.
Сбалансированность денежных потоков по статьям доходов и расходов обуславливает высокий уровень ликвидности бюджета. Остатки средств на начало квартала (с учетом депозитов) сопоставимы или превышают расходы предстоящего квартала, что создает значительный запас ликвидности. Доходы от размещения временно свободных средств бюджета в 2015 -2017 годах составляли в среднем 3,62% налоговых и неналоговых доходов бюджета.
За четыре года объем долга снизился в 5,2 раза (на 144,8 млрд руб.). По оценкам АКРА, в 2018-2019 годах Город не будет испытывать потребности в привлечении долгового капитала. Анализ финансового состояния и обязательств предприятий расширенного госсектора не выявил необходимости выделения бюджетных средств сверх тех объемов, которые предусмотрены в действующих редакциях соответствующих госпрограмм.
Ключевые допущения
- сохранение показателей экономического развития Города на уровнях, существенно превышающих среднестрановые значения;
- сохранение контроля над темпами роста расходной части бюджета и поддержание профицита операционного баланса на уровне 28%-30% от регулярных доходов;
- сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенный рост долговой нагрузки;
- существенное снижение профицита операционного баланса;
- существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Краткая информация о регионе
Москва — столица Российской Федерации, расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО) и граничит с двумя регионами РФ. В Городе проживает порядка 12,5 млн человек (8,5% населения РФ). ВРП Москвы в 2015 году составил 13,5 трлн руб. (первое место в РФ, более 20,8% совокупного ВРП российских регионов).
Факторы рейтинговой оценки
Институциональный фактор
В 2014–2017 годах закон о бюджете Города принимался с существенным дефицитом (в среднем 8,8% от уровня доходов). Это объясняется использованием консервативных прогнозов по уровню доходов бюджета: в 2014–2017 годах фактические доходы были в среднем на 12,5% выше первоначально утвержденных значений. Уровень расходов, в свою очередь, прогнозируется достаточно точно: в 2014–2017 годах фактические расходы превышали утвержденные в среднем на 2,3%.
С 01.07.2012 территория Города увеличилась примерно в 2,4 раза за счет присоединения части Московской области. Однако данное расширение привело к незначительному росту численности населения Города (примерно на 2%), так как на присоединенных территориях проживало менее 250 тыс. человек.
Крупнейший и самый экономически развитый регион России
По объему ВРП в 2016 году (14,3 трлн руб.) Город занимает первое место в РФ (более 20,6% суммарного ВРП российских регионов).
Значения ВРП на душу населения и среднедушевые доходы населения в Москве — одни из самых высоких по РФ, более высокие показатели наблюдаются только в малонаселенных нефтедобывающих регионах.
За 2000–2016 год отношение среднедушевых доходов в Москве к среднероссийскому показателю снизилось с 351 до 193%. Это обусловлено как опережающими темпами роста населения Москвы (за 2001–2016 год население Москвы увеличилось на 2,21 млн человек, или на 21,9%, в то время как общая численность населения РФ увеличилась только на 1,6 млн человек, или на 1,1%), так и предпринимаемыми федеральным центром мерами, направленными на снижение диспропорции уровня жизни в разных регионах РФ.
Рисунок 1. Уровень развития экономики Региона относительно среднестрановых значений (100%)
Уровень безработицы в Городе является одним из самых низких по РФ. Город обеспечивает рабочими местами жителей соседних регионов страны. Поскольку налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с заработной платы уплачивается по месту регистрации работодателей — юридических лиц, то налоги с заработной платы иногородних работников поступают в бюджет Москвы. В среднесрочной перспективе переход на систему полной уплаты НДФЛ по месту регистрации работников, что может повлечь за собой переход части налоговых доходов в соседние регионы, представляется крайне маловероятным.
В 2000–2008 году рост реального ВРП Москвы существенно опережал рост совокупного реального ВРП остальных российских регионов: за девять лет реальный ВРП Города вырос почти в 2,3 раза, в то время как реальный ВРП остальных регионов России увеличился лишь в 1,8 раза. Однако после кризиса 2008 года закончилась фаза быстрого экономического роста: если за 2009–2015 год суммарный реальный ВРП российских регионов без учета Москвы вырос на 11%, то накопленное снижение реального ВРП Города за указанные годы составило 7%.
Формально экономика Города характеризуется невысокой степенью отраслевой диверсификации: 32,3% московского ВРП (по данным за 2015 год) создается в секторе торговли (оптовой и розничной), 23,3% — в секторе «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», а на долю обрабатывающих производств приходится менее 13%. Однако фактическая степень отраслевой диверсификации экономики Города существенно выше. Доминирование сектора торговли обусловлено тем, что, по данным СПАРК-Интерфакс, у многих крупных корпораций в качестве основного вида деятельности указана оптовая торговля. В число таких корпораций входят: ПАО «Газпром», АО «Техснабэкспорт» (входит в Госкорпорацию «Росатом»), АО «Рособоронэкспорт», ПАО «Мосэнергосбыт», ПАО НК «РуссНефть» и другие.
Высокая доля сектора «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» в ВРП Города обусловлена тем, что у многих крупных корпораций основной вид деятельности относится к подразделу «предоставление прочих видов услуг». В число таких корпораций входят: ПАО «Лукойл», АО «МХК «ЕвроХим», АО «Военторг», ОАО «Объединенные кондитеры» и другие.
Сбалансированный бюджет с высокой степенью самодостаточности и высоким уровнем бюджета развития
Бюджет Города характеризуется высокой степенью самодостаточности доходной части: на долю налоговых и неналоговых доходов в 2014–2017 годах приходилось 98,2% совокупных доходов бюджета (без учета субвенций).
Рисунок 2. Степень бюджетной дисциплины и контроля
В 2014–2017 году налоговые и неналоговые доходы (ННД) Города в среднем на 42,1% формировались за счет поступлений по НДФЛ и на 31,9% — за счет поступлений по налогу на прибыль.
Рисунок 3. Структура ННД бюджета Города (средние значения за 2014–2016 год)
В отраслевой структуре налоговых доходов Москвы доминирует сектор Торговли (оптовой и розничной) на который в 2017 году приходилось 19,5% налоговых поступлений (без учета акцизов) в бюджет Города. На долю финансовой и страховой деятельности приходилось в 2017 году приходилось 17% налоговых доходов.
Бюджет Города не несет существенных потерь от предоставления налоговых льгот. Так, из 50,2 млрд руб. потерь по льготам, предоставленным по налогам на имущество организаций в 2015 году, 15 млрд руб. были направлены организациям госсектора Города с целью исключения встречных финансовых потоков и 23,7 млрд руб. были предоставлены организациям городского транспорта, получающим ассигнования из бюджета Города. Потери бюджета, связанные с предоставлением льгот по налогу на прибыль, не превышают 0,013% совокупных доходов бюджета по налогу на прибыль организаций.
Доля обязательных (по методологии АКРА) расходов в составе бюджета Города составляет в среднем 61,2%, что соответствует умеренной степени контроля над расходной частью бюджета.
Операционной баланс бюджета Города за 2014–2017 год составлял в среднем 32,4% от регулярных доходов, что говорит о достаточной степени сбалансированности бюджета.
Бюджет Города характеризуется высокой удельной долей бюджета развития: расходы капитального характера (бюджет развития) составляли в среднем 26,4%. Существенная часть расходов капитального характера приходится на транспорт, дорожное хозяйство и на сектор ЖКХ.
В 2015–2016 году бюджет Региона исполнялся с существенным профицитом (9 и 6,5% соответственно). В 2017 году профицит бюджета составил 0,1% налоговых и неналоговых доходов.
Рисунок 4. Динамика профицита (дефицита)*
Остаток на едином счете стабильно превышает накопленный объем долга
Показатели долговой нагрузки Города соответствуют минимальным уровням риска. За четыре года (с 01.01.2014 по 01.01.2018) объем долга снизился в 5,2 раза: со 179,2 млрд руб. до 34,3 млрд руб.
В 2017 году Город полностью погасил бюджетные кредиты. На 01.01.2018 долговой портфель Москвы состоит только из облигаций.
4,35 млрд руб. долга по облигациям подлежат погашению в конце 2018 года, еще 30 млрд руб. долга по облигациям подлежат погашению 11.06.2022 (выпуск облигаций без амортизации долга).
По оценкам АКРА, в 2018–2019 годах Город не будет испытывать потребности в привлечении долгового финансирования. Анализ финансового состояния и обязательств предприятий расширенного госсектора не выявил необходимости выделения бюджетных средств сверх объемов, предусмотренных в действующих редакциях соответствующих госпрограмм.
Остатки средств на начало квартала (с учетом депозитов) сопоставимы или превышают расходы предыдущего квартала, что создает значительный запас ликвидности.
Дополнительные корректировки
Положительная поправка к оценке за региональную экономику (за уровень развития социальной инфраструктуры).
Рейтинги выпусков
Облигации сорок восьмого выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU32048MOS0 / ISIN RU000A0JNYN1, дата погашения — 11.06.2022, объем в обращении — 30 млрд руб. — ААА(RU);
Облигации шестьдесят шестого выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU27066MOS0 / ISIN RU000A0JQHM1, дата погашения — 23.11.2018, объем в обращении — 4,347 млрд руб. — ААА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Москвы, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Москвы.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Москвы и облигационных выпусков Москвы (ISIN RU000A0JNYN1, ISIN RU000A0JQHM1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Москвы и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A0JNYN1, ISIN RU000A0JQHM1) были опубликованы АКРА 30.08.2017 и 17.10.2017 соответственно.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Москвы, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A0JNYN1, ISIN RU000A0JQHM1) ожидается в течение 182 дней с даты совершения рейтингового действия (26.02.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Москвой, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Москвы принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Москвы, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Москвы дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.