АКРА подтвердило кредитный рейтинг ХМАО-Югры на уровне ААА(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Округа — на уровне AAA(RU)

Кредитный рейтинг Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — ХМАО-Югра, Округ, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета и комфортным графиком погашения долга.

ХМАО-Югра расположен в Уральском федеральном округе, граничит с шестью субъектами РФ. Регион одновременно является субъектом РФ и входит в состав другого субъекта РФ (Тюменской области). В Округе проживает 1,6 млн человек. По итогам 2016 года ВРП Региона составил 3 031,2 млрд руб. (четвертое место в РФ после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Нефтедобывающий регион с высокими среднедушевыми доходами и низкой безработицей. Для федерального бюджета ХМАО-Югра является одним из основных регионов-доноров: в 2017 году в консолидированном бюджете ХМАО-Югры оставалось примерно 9,1% от совокупного объема платежей, собранных на территории Округа и поступивших в консолидированный бюджет РФ. ВРП на душу населения и среднедушевые доходы существенно превышают аналогичные показатели в среднем по стране (в 4,1 и в 1,4 раза соответственно за 2015–2017 годы). Безработица (по методологии МОТ) снизилась с 4,5% в 2016 году до 3,3% по итогам 2017-го (в 2017-м средний уровень по РФ составил 5,5%).

Высокая степень самодостаточности бюджета. С 2014 по 2017 год доля налоговых и неналоговых доходов составляла в среднем 97% совокупных (без учета субвенций) доходов. Доля обязательных расходов (по методологии АКРА) выросла с 73% в 2014–2016 годах до 82,8% в 2017–2018 годах. Повышение доли обязательных расходов в составе бюджета обусловлено как необходимостью поддерживать финансирование социальной сферы, так и снижением объема бюджета развития. Снижение объема бюджета развития в 2017–2018 годах обусловлено сокращением регулярных доходов относительно уровня предыдущих лет и уменьшением накопленных финансовых резервов регионального бюджета. По мнению АКРА, снижение объема расходов капитального характера, финансируемых за счет бюджета Округа, не окажет негативного влияния на социально-экономическое развитие Региона: на территории Тюменской области (частью которой является ХМАО-Югра), реализуются областные программы социальной, инфраструктурной и инвестиционной направленности, результатами которых может пользоваться все население Тюменской области, включая жителей ХМАО-Югры. Указанные программы финансируются из бюджета Тюменской области, в который поступает 29,5% от поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа. Эти перечисления не учитываются в доходной и расходной части бюджета Округа, их размер регламентируется договором между Тюменской областью и автономными округами (ХМАО-Югра и ЯНАО). Эти перечисления, по сути, являются частью бюджета развития Региона.

В 2017 году бюджет Региона был исполнен с дефицитом -10,1% налоговых и неналоговых доходов (-17,2 млрд руб.). Дефицит бюджета обусловлен снижением поступлений по налогу на прибыль до 45,2 млрд руб. (что на 20,2 млрд и на 55,3 млрд руб. ниже уровней 2016-го и 2015-го соответственно). По итогам 2018 года АКРА ожидает рост поступлений по налогу на прибыль до 55–60 млрд руб. и дефицит бюджета на уровне менее 5% налоговых и неналоговых доходов.

Комфортный график погашения долга и высокий уровень ликвидности бюджета. На начало 2018 года объем финансовых резервов Округа превышал 80% объема его коммерческого долга. Соотношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга в 2018 году соответствует минимальному уровню риска. Долговой портфель на 90% состоит из облигаций и на 10% — из бюджетных кредитов (срок погашения — в конце 2019 года). В 2018 году погашению подлежит 14,7% долгового портфеля. Порядка 68% долгового портфеля подлежат погашению в 2020–2024 годах.

Ключевые допущения

  • сохранение в 2018 году расходов бюджета на уровне 200 млрд руб. либо рост расходов при условии пропорционального повышения доходов;
  • ежегодные поступления по налогу на прибыль в региональный бюджет в размере 55–60 млрд руб. с 2018-го по 2019-й;
  • исполнение бюджета 2018 года с дефицитом менее 5% от уровня налоговых и неналоговых доходов;
  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

  • «Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение расходов окружного бюджета на социальную сферу без соответствующего повышения доходов бюджета;
  • значительный рост дефицита бюджета;
  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

ХМАО-Югра 34001 (ISIN RU000A0JUWB5), срок погашения — 13.10.2019,
объем эмиссии — 14 млрд руб., — ААА(RU);

ХМАО-Югра 35001 (ISIN RU000A0JX215), срок погашения — 18.12.2023,
объем эмиссии — 6 млрд руб., — ААА(RU);

ХМАО-Югра 35002 (ISIN RU000A0ZYKW4), срок погашения — 17.12.2024,
объем эмиссии — 7 млрд руб., — ААА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски ХМАО-Югры, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу ХМАО-Югры.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги ХМАО-Югры и облигационных выпусков ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JUWB5, ISIN RU000A0JX215, ISIN RU000A0ZYKW4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг ХМАО-Югры и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JUWB5, ISIN RU000A0JX215, ISIN RU000A0ZYKW4) были опубликованы АКРА 26.09.2017, 28.09.2017, 28.09.2017 и 15.12.2017 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ХМАО-Югры, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JUWB5, ISIN RU000A0JX215, ISIN RU000A0ZYKW4) ожидается 

в течение 182 дней с даты совершения рейтингового действия (23.03.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных ХМАО-Югрой, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство ХМАО-Югры принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ХМАО-Югры, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству ХМАО-Югры дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.