Кредитный рейтинг Томской области (далее — Томская область, Область, Регион) обусловлен высокой прозрачностью межбюджетных отношений, растущим уровнем долговой нагрузки относительно операционного баланса при низком риске рефинансирования долга, ограниченной гибкостью бюджетных расходов при невысоких показателях развития региональной экономики по сравнению со среднестрановым уровнем, а также уровнем ликвидности, позволяющим своевременно исполнять расходные обязательства.

Томская область расположена в Сибирском федеральном округе, граничит с шестью регионами РФ. В Области проживает 0,7% населения РФ, на долю Региона приходится 0,7% суммарного российского валового регионального продукта (ВРП). Значительная часть Области не заселена в связи с большой площадью болот (почти треть территории) и лесов. Томск является крупным образовательным центром — Томская область по количеству студентов в расчете на 10 тыс. человек находится на третьем месте среди регионов РФ после Москвы и Санкт-Петербурга.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Добыча нефти и газа на выработанных месторождениях определяет динамику социально-экономического развития Области. Несмотря на то что добыча нефти и газа формирует лишь 30% ВРП Области, а доля добываемых углеводородов в общем объеме российской добычи невелика, иные отрасли региональной экономики не способны нивелировать динамику экономических показателей: ВРП и объем инвестиций чувствительны к негативным тенденциям добывающей отрасли, происходящим на фоне соглашения ОПЕК+. Заморозка уровня добычи в сочетании с вводом значительного количества новых месторождений в других регионах РФ ведут к ускоренному снижению добычи на старых месторождениях. В 2018 году продолжает действовать соглашение ОПЕК+, в результате чего его эффект может сохраниться. Однако администрация Области в настоящий момент разрабатывает стимулирующие меры для добывающих производств с целью прекращения оттока инвестиций в регионы, имеющие месторождения с меньшей степенью выработанности. Зависимость экономических показателей от добычи усиливается за счет взаимосвязи между добывающей отраслью и другими секторами, особенно с секторами операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, а также транспорта и связи. Уровень заработной платы жителей Региона соответствует среднероссийскому, но их среднедушевые денежные доходы отстают от среднероссийских на 20% — сказывается низкая доля скрытых доходов и высокая доля социальных выплат. В связи с большим количеством студентов в Области, которые в случае поиска работы относятся к категории безработных, региональные показатели безработицы могут быть завышены.

Обязательные расходы бюджета Области высоки, а степень контроля за доходной частью низка. Доля собственных доходов1 бюджета Области составляет 82% доходов без учета субвенций в 2015–2018 (план) годах. В 2017 году поступления по налогу на прибыль организаций не были исполнены на треть от заложенного плана, структура собственных доходов изменилась — налог на доходы физических лиц (НДФЛ) стал формировать большую долю, чем налог на прибыль. Неисполнение плана по налогу администрация Области связывает с фактом наличия на территории Области налогоплательщиков, входящих в состав консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), что затрудняет планирование налоговых доходов, а также с возвратом переплаты по налогу на прибыль налогоплательщику, не входящему в состав КГН.

1 Собственные доходы = налоговые и неналоговые доходы (ННД).

Налоговая база по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2017 года упала на четверть по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (данные за год на текущий момент недоступны).

Область не является в значительной степени бенефициаром ни в части налога на прибыль в добывающей отрасли, ни в части налогообложения продукта с более высокой добавленной стоимостью (нефтепереработки). По оценке АКРА, максимальная доля налоговых поступлений Области приходится на добывающий сектор. Формально зависимость от этого сектора сравнительно невелика (19–25%), однако даже такая зависимость негативно влияет на исполнение бюджетного плана. Поступления в бюджет от смежного сектора — нефтепереработки — в 2017 году были отрицательными.

Доля обязательных расходов бюджета Области стабильно высока — 75% в 2015–2018 (план) годах, — в том числе за счет необходимости поддерживать сравнительно высокий уровень заработных плат в бюджетном секторе. По причине высоких обязательных расходов операционный баланс Области составляет в 2015–2018 годах в среднем 19% регулярных доходов, что оценивается АКРА как низкий показатель. Доля капитальных расходов Области составляет в исследуемый период 8–11%.

Высокая долговая нагрузка отчасти митигируется диверсифицированным по сроку и инструментам портфелем. Соотношение долга и операционного баланса Области в 2015–2016 годах превышало 2х, а на конец 2017 года достигло 3,52х, что соответствует высокому уровню риска. Соотношение долга и собственных доходов Области на конец 2016 года было равно 56%, однако в связи с неполучением запланированного объема налоговых доходов Область увеличила долг до 69%. По нашей оценке, в случае исполнения налоговых доходов в заложенном на текущий момент объеме Область сможет поддержать соотношение долга и собственных доходов на уровне, предусмотренном соглашениями с Минфином на 2018 год. В дальнейшем способность Региона исполнять соглашения будет во многом определяться динамикой поступлений по налогу на прибыль. График погашения долга предполагает ежегодное погашение в размере, не превышающем 23% текущего объема долга, что свидетельствует о низком риске рефинансирования. Такой график достигается благодаря использованию Областью в управлении ее долгом всех доступных инструментов, в том числе рефинансированных бюджетных кредитов и облигаций для населения.

Высокий уровень ликвидности. Томская область располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. При финансировании прогнозируемых кассовых разрывов администрация активно использует краткосрочный кредит Управления Федерального казначейства и возобновляемые кредитные линии, в связи с чем внутригодовой оборот по привлечению и погашению долга значительно превышает совокупный размер обязательств, а размещение средств на депозитах не производится.  Стратегия администрации Области в части формирования финансовых резервов предполагает направление средств, полученных сверх ожидаемых доходов (в том числе в рамках плана мероприятий по увеличению ННД), на формирование подушки ликвидности.

Ключевые допущения

  • исполнение заложенного объема налоговых доходов в 2018 году;
  • следование ответственной бюджетной политике, направленной на реалистичное планирование собственных доходов;
  • успешная реализация мер, направленных на сокращение оттока инвестиций в регионы, имеющие месторождения с меньшей степенью выработанности. 

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост налоговой базы по налогу на прибыль в случае применения льготного коэффициента по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для выработанных месторождений;
  • устойчивое достижение Областью соотношения операционного баланса и регулярных доходов на уровне не менее 20%;
  • монетизация научного потенциала Области, сопровождающаяся ростом ее налоговых доходов и социально-экономических показателей;
  • снижение уровня зависимости от источников внешней ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • изменение профиля срочности долговой книги Области в пользу краткосрочных инструментов;
  • снижение объема налоговых доходов в 2018–2020 годах более чем на 7% от запланированного уровня;
  • неисполнение плана мероприятий по увеличению ННД в 2018 году, сопряженное с ухудшением собственной ликвидности Области.

Рейтинги выпусков

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже облигационные выпуски Томской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томской области.

Ключевые характеристики выпусков

1)   Регистрационный номер / ISIN: RU34048TMS0 / RU000A0JUCZ6

Объем эмиссии / в обращении

5 млрд руб. / 2,5 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

02.04.2015 / 18.12.2018

 

2)   Регистрационный номер / ISIN: RU34055TMS0 / RU000A0JW1K9

Объем эмиссии / в обращении

7 млрд руб. / 7 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

26.09.2016 / 19.06.2023

 

3)   Регистрационный номер / ISIN: RU34062TMS0 / RU000A0ZYMJ7

Объем эмиссии / в обращении

7 млрд руб. / 0,1 млн руб.

Дата выпуска / дата погашения

28.12.2017 / 19.12.2024

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Томской области и выпускам облигаций Томской области (RU000A0JUCZ6, RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Кредитный рейтинг Томской области и кредитные рейтинги выпускам государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JUCZ6, RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) были присвоены АКРА впервые.

Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томской области, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JUCZ6, RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (06.04.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Томской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Томской области принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Томской области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Томской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.