АКРА подтвердило кредитный рейтинг Мурманской области на уровне uBBB+(RU), прогноз «Стабильный»

Кредитный рейтинг Мурманской области (далее — Область, Регион) обусловлен средним уровнем развития экономики (зависимость от добычи природных ресурсов), а также низкой гибкостью бюджетных расходов. Последнее приводит к высокой долговой нагрузке Области по отношению к операционному балансу, что смягчается благодаря приемлемому графику погашения долга и низкому уровню процентных расходов.

Область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет сухопутные границы с Финляндией, Норвегией и Республикой Карелия. Территория Области относится к районам Крайнего Севера. В Области проживает 0,5% населения РФ, а ее валовый региональный продукт (ВРП) составляет 0,6% суммарного российского ВРП. В 2016 году ВРП Области достиг 413 млрд руб.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Экономика Области является ресурсоориентированной: почти треть ВРП генерируется за счет добычи полезных ископаемых, металлургического производства и вылова рыбы. Динамика экономических показателей Области подвержена влиянию мировых цен на добываемое сырье (добыча апатитов и никеля генерирует в среднем 15% ВРП Региона, и 15% объема промышленного производства относится к металлургии). Экономика Региона зависит также от процикличной транспортной отрасли (9–11% ВРП), основной представитель которой — Мурманский морской торговый порт (через него СУЭК осуществляет перевалку энергетического угля). По оценке АКРА, налоговые поступления в областной бюджет от трех секторов (добыча, производство цветных металлов и транспортировка) составили 41% от совокупного показателя в 2017 году. При этом структура экономики Области признается достаточно диверсифицированной за счет высокой доли иных, напрямую не связанных с ценами на ресурсы и экономическими циклами, секторов. К ним относятся рыболовство (11% ВРП), которое, однако, не создает существенной добавленной стоимости за счет невысокой глубины переработки сырья и сохраняющейся ориентации рыболовецких предприятий на перерабатывающие мощности соседних стран, и сектор государственного управления и обеспечения военной безопасности (порядка 8% ВРП). Их доля в налоговых поступлениях за 2017 год оценивается как 6% и 17% соответственно.

Высокий уровень обязательных расходов создает давление на бюджетные показатели. Расходы Области финансируются преимущественно за счет собственных доходов1, а их доля постепенно растет. Высокая доля обязательных расходов (более 80%), достигаемая, в частности, за счет поддержания уровня оплаты труда, приводит к низкому соотношению операционного баланса и регулярных доходов Области (17% на конец 2017 года при ожидаемом дальнейшем снижении его до 10% в 2018 году). Капитальные расходы, финансируемые большей частью за счет собственных средств, в 2015–2018 (план) годах в среднем составляют 12% от общего объема расходов. Хотя бюджет Области в значительной мере зависит от добычи полезных ископаемых, номенклатура добываемого на территории Области сырья позволяет признать структуру налоговых поступлений достаточно диверсифицированной — вклад крупнейшего налогоплательщика не превышает 16% налоговых поступлений в консолидированный бюджет Области.

1 Собственные доходы = налоговые и неналоговые доходы.

Высокое соотношение долга и операционного баланса отчасти смягчается двумя факторами: графиком погашения долга и незначительной долей процентных расходов. Существенная доля бюджетных кредитов в долговом портфеле Области — это половина всех долговых обязательств по состоянию на 01.01.2018. Внутри года их доля растет за счет привлечения кредита УФК. Благодаря проведенной реструктуризации долга Область значительно снизила риски рефинансирования, а пиковая выплата, составляющая приемлемые 28% долга, приходится на 2019 год. По итогам 2017-го долг в два раза превышает операционный баланс за счет невысокого размера последнего. По оценке АКРА, в 2018-м соотношение продолжит нарастать (прежде всего за счет дальнейшего снижения операционного баланса). По той же причине возрастет соотношение процентных расходов и операционного баланса (с 6% по итогам 2017-го до 15% в 2018-м), но это по-прежнему не будет оказывать существенного давления на расходы бюджета, поскольку основная нагрузка приходится на расходы социального характера.

Достаточная ликвидность бюджета. Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Однако остатки средств на счетах бюджета на начало месяца постоянно оказываются ниже расходов текущего месяца, в связи с чем Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов. В управлении ликвидностью правительство Области использует краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства (УФК) и средства автономных и бюджетных учреждений.

Ключевые допущения

  • сохранение доли обязательных расходов Области в пределах 83% совокупных расходов бюджета;
  • сохранение доли капитальных расходов бюджета на уровне 10–12% в среднесрочной перспективе;
  • исполнение Областью условий соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост налоговых доходов (в том числе за счет ликвидации части налоговых льгот) при снижении обязательных расходов и долговой нагрузки;
  • увеличение капитальных расходов бюджета;
  • снижение зависимости бюджета от внешних источников ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост обязательных расходов областного бюджета без равнозначного увеличения его доходной части, что обусловит необходимость дальнейших заимствований;
  • снижение объема налоговых доходов в 2018–2020 годах без пропорционального сокращения расходов;
  • замедление роста экономики относительно ожидаемых уровней.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Мурманской области был опубликован АКРА 18.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (16.04.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Мурманской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является незапрошенным, правительство Мурманской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Мурманской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Мурманской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.