Ключевые факторы рейтинговой оценки

Свердловская область (далее — Свердловская область, Область, Регион) характеризуется развитой экономикой, основу которой составляют предприятия машиностроительного и металлургического комплексов. Металлургическое производство и машиностроение в составе региональной экономики получили существенную поддержку в результате реализации оборонного заказа и строительства крупных инфраструктурных проектов в РФ. В 2016 году индекс промышленного производства Области составил 107,7% по сравнению с уровнем 2015 года (101,1% для РФ в целом). С 2017 по 2019 год ожидается ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей в металлургическом и машиностроительном производствах, что дополнительно увеличит производственный потенциал Региона. Вместе с тем динамика среднедушевых доходов и безработицы демонстрирует сильную зависимость от состояния секторов инвестиционного спроса, в наибольшей степени пострадавших от экономического кризиса в период с 2014 по 2015 год. Так, показатель безработицы существенного превышал средний по стране уровень, достигнув с 2014 по 2015 год максимума в 117% от среднестранового уровня. В 2016 году превышение сократилось до 113%. Показатель среднедушевых денежных доходов населения Свердловской области стабильно превышал среднестрановой уровень, однако снизился со 120% в 2013-м до 114% в 2016-м (% от среднестранового уровня).

Улучшение бюджетной дисциплины и рост устойчивости бюджета к экономическим шокам. Бюджет Области находится под давлением высокой доли обязательных расходов (80% в период с 2016 по 2017 год), в значительной степени полагаясь на собственные ресурсы (доля собственных доходов выросла с 91% в 2014-м до 95% в 2017-м). Вместе с тем рост операционного баланса с 10% в 2014-м до 16% в 2017-м указывает на увеличивающуюся способность абсорбировать негативные внешние воздействия на доходную часть бюджета за счет контроля расходов. Доля капитальных расходов оставалась стабильной на протяжении периода с 2014 по 2017 год.

Удлинение графика погашения долга при снижении долговой нагрузки бюджета. Замещение банковских кредитов облигационными выпусками и реструктуризация бюджетных кредитов привели к улучшению структуры долга и графика его погашения. На текущий момент совокупный объем долга, подлежащий погашению в 2018–2019 годах, составляет 22% совокупного долга Региона (36% до изменения профиля погашения долга). АКРА также отмечает замедление темпов роста долга до 5% в 2017 году (+9% в 2016). По итогам 2017 года долговая нагрузка бюджета Области снизилась. Соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса сократилось до 7,8% в 2017 году с 12,3% годом ранее, а соотношение совокупного долга и операционного баланса в 2017-м составило 2,2 против 2,3 в 2016-м.

Достаточная ликвидность бюджета при снижающихся внутригодовых оборотах краткосрочного финансирования. Потребность Области в привлечении казначейских кредитов и краткосрочного банковского финансирования за последние три года снизилась. Текущий уровень ликвидности бюджета характеризуется как достаточный. Область размещает депозиты, а годовая потребность в краткосрочном финансировании, по оценке АКРА, не превышает 10 млрд руб., которые в течение года оборачиваются до четырех раз.

Ключевые допущения

  • ежегодные темпы роста региональной экономики примерно на 5% с 2017 по 2019 год;
  • контроль обязательных расходов и поддержание дефицита на уровне не выше 5% доходов бюджета;
  • увеличение доли рыночного долга в составе долгового портфеля;
  • сохранение капитальных расходов на уровне не ниже 12% от расходов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение безработицы и рост среднедушевых доходов выше среднестранового уровня;
  • снижение дефицита бюджета и сокращение долговой нагрузки;
  • рост доли капитальных расходов свыше 15%.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение долговой нагрузки;
  • снижение ННД (налоговых и неналоговых доходов) более чем на 5% относительно уровня 2017 года при сохранении обязательных расходов на текущем уровне;
  • рост доли обязательных расходов в составе бюджета на 5% и более относительно уровня 2017 года.

Краткая информация о регионе

Свердловская область входит в состав Уральского федерального округа (УФО), граничит с семью субъектами РФ.  В Области проживает порядка 4,3 млн человек (2,95% населения РФ, 5-ое место).  В 2016 году валовый региональный продукт (ВРП) Области составил 2,0 трлн руб. (2,9% совокупного ВРП регионов РФ, 6-ое место по данному показателю среди субъектов РФ). Основа региональной экономики — обрабатывающее производство (31% ВРП в 2016 году), в частности машиностроение, черная и цветная металлургия.

Факторы рейтинговой оценки

Институциональный фактор

По итогам 2016–2017 годов года фактический уровень доходов превысил планируемый на 7% и 11% соответственно (без учета безвозмездных перечислений) в результате существенного перевыполнения плана по налогу на прибыль (+22% и +20% соответственно). При этом фактические расходы бюджета Области (без учета расходов, финансируемых за счет безвозмездных перечислений) за 2016–2017 годы превышали плановые назначения на 2% и 8% соответственно. В результате фактический показатель дефицита бюджета Региона в 2016–2017 годах оказывался ниже планового в среднем на 60%. Таким образом, бюджетное планирование Свердловской области можно охарактеризовать как достаточно консервативное с точки зрения применяемых подходов.

Областное правительство устанавливает для большинства муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Доля налоговых и неналоговых доходов в составе нижестоящих бюджетов увеличивалась на протяжении 2014–2017 годов и достигла 40% для городских округов и около 25% для муниципальных районов. АКРА отмечает стимулирующий эффект данной меры для региональной экономики с учетом возросшей заинтересованности муниципальных властей в развитии собственной налоговой базы.

Область осуществляет контроль и мониторинг финансового состояния муниципальных образований с точки зрения сбалансированности и уровня долговой нагрузки. Область предоставляет кредиты муниципалитетам на покрытие кассовых разрывов и финансирование дефицита бюджета. В 2017 году Область реструктурировала кредиты, выданные муниципалитетам на покрытие кассовых разрывов, общим объемом 225 млн руб. со сроком погашения семь лет для высвобождения средств местных бюджетов.

Основу региональной экономики составляют предприятия машиностроительного и металлургического комплексов

ВРП Области в расчете на душу населения на протяжении последних четырех лет демонстрировал положительную динамику, увеличившись с 94% от среднестранового уровня в 2014 году до 97% в 2016 году. Такое улучшение связано с опережающими темпами роста промышленного производства, составляющего основу экономики Региона. Индекс промышленного производства в 2016 году составил 107,7% по сравнению с уровнем 2015 года (101,1% для РФ в целом). Вместе с тем показатель безработицы в Регионе существенного превышал среднестрановой уровень, достигнув максимума в 117% от среднестранового уровня в 2014–2015 годах. В 2016 году превышение сократилось до 113%.  Среднедушевые денежные доходы в процентном отношении к среднестрановому уровню снизились со 120% в 2013 году до 114% в 2016 году. Подобная динамика показателей объясняется влиянием структуры региональной экономики, в которой существенную роль играют предприятия из секторов инвестиционного спроса, наиболее сильно пострадавших от экономического кризиса в 2014–2015 годах.

По итогам 2016 года предприятия Области (в особенности обрабатывающие производства и компании машиностроительного комплекса) продемонстрировали положительную динамику доналоговой прибыли благодаря многолетним государственным контрактам на изготовление продукции специального назначения, росту производства на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК), а также положительным курсовым разницам по экспортным контрактам.

Получение предприятиями ВПК государственных заказов, а также продолжающаяся реализация крупных инфраструктурных проектов (мост через Керченский пролив, объекты для проведения чемпионата мира по футболу — 2018) продолжат оказывать положительное влияние на финансовый результат предприятий Области в 2017–2018 годах. Дальнейшее развитие экономики Региона будет определяться динамикой спроса на товары инвестиционной категории.

По ожиданиям АКРА, ВРП Региона в 2017–2018 годах продолжит расти на 4,6% в год при условии увеличения физических объемов производства металлургической продукции на 0,6%.

Рисунок 1. Структура ВРП Свердловской области, 2016 год

Источник: Росстат 

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП Области снижалась с 26% в 2011 году до 17% в 2016 году. По оценкам Региона, доля инвестиций в основной капитал в ВРП в среднем будет составлять 20% в 2017 –2019 годах. Основной объем инвестиций приходится на проекты в металлургической и машиностроительной отраслях. Наиболее крупным проектом 2017 года является строительство и ввод в эксплуатацию прокатного комплекса на базе Каменск-Уральского металлургического завода. Планируемая мощность прокатного комплекса составляет 166 тыс. т крупногабаритного проката из алюминиевых сплавов в год. Выпускаемая продукция будет использоваться в авиастроении, общем машиностроении и других смежных отраслях. Стоимость проекта с начала строительства в 2012 году составляет 45 млрд руб. Также в 2017 году будет завершено строительство доменной печи № 7 на Нижнетагильском металлургическом комбинате. Стоимость проекта — 15 млрд руб.

Следующими по объему затрат и срокам ввода проектами являются модернизация производства корпорации ВСМПО-АВИСМА (стоимость — 22,7 млрд руб., завершение проекта — 2020 год) и реконструкция трубопрокатного производства на Северском трубном заводе (стоимость — 17 млрд руб., ввод в эксплуатацию — 2019 год).

Рисунок 2. Структура промышленного производства, 2016 год

Источник: Свердловская область

Свердловская область демонстрировала незначительный положительный прирост численности населения на протяжении последних пяти лет, однако в 2016 году была зафиксирована естественная убыль населения, которая лишь частично была компенсирована миграционным притоком. Также в течение последних пяти лет Регион регистрирует снижение доли населения трудоспособного возраста — с 60% в 2011 году до 56% в 2015 году.  По мнению АКРА, эта тенденция способна негативно отразиться на будущей динамике экономических и бюджетных показателей по мере снижения доли экономически активного населения (сокращение налоговых поступлений) и роста расходов на социальное обслуживание населения в пенсионном возрасте.

Рисунок 3. Уровень развития экономики Свердловской области относительно среднестрановых показателей (100%)

Источник: Свердловская область, Росстат, расчеты АКРА

Свердловская область характеризуется высокой степенью урбанизации (87% населения проживает в городах) и уровнем развития транспортной инфраструктуры, сопоставимым со среднероссийским. Регион является энергоизбыточным в результате недавнего (в 2016 году) ввода в эксплуатацию новых энергомощностей, в частности блока Белоярской АЭС. 

Структура бюджета и бюджетная дисциплина

Самодостаточность доходной части бюджета Региона находится на высоком уровне:  доля собственных доходов1 в 2014–2017 годах стабильно составляла 91% доходов без учета субвенций. В структуре налоговых доходов на протяжении 2014–2017 годов происходило перераспределение долей в пользу налога на прибыль, доля которого выросла с 32% в 2014 году до 37% в 2017, в то время как доля НДФЛ сократилась с 40% до 34%. Подобная динамика обусловлена поступлениями по положительным перерасчетам за 2015 год, а также адресной работой с предприятиями Области, позволившей перевести 291 предприятие в разряд прибыльных и собрать дополнительно 4,9 млрд руб. Доли налога на имущество и акцизов оставались практически неизменными — в среднем 15% и 9% соответственно.

Структура безвозмездных поступлений в бюджет Области также претерпела существенные изменения за период 2014–2017 годов. При практически неизменном абсолютном значении (около 21 млрд руб. в 2014–2017 годах) и стабильных долях субсидий и субвенций (26% и 44% в 2017 году соответственно) объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности снизился с 25% всех безвозмездных поступлений в 2014 году (5,3 млрд руб.) до 9% в 2017 году (1,7 млрд руб.). При этом объем иных межбюджетных трансфертов вырос в 2,4 раза за счет увеличения трансфертов на здравоохранение и дорожное строительство (в совокупности 2,9 млрд руб. в 2017 году).   

Собственные доходы = налоговые и неналоговые доходы.

Объем налоговых льгот, предоставляемых администрацией Области, составил 4,8 млрд руб., из которых 3,8 млрд руб. приходилось на льготы инвестиционной направленности. Льготы предоставляются в виде пониженной ставки налога на прибыль (13,5%) при условии соблюдения требований по созданию рабочих мест с заработной платой не менее 150% от среднего уровня для муниципалитета, в котором реализуется проект.

Наибольший вклад в налоговые поступления в бюджет Области — в среднем 29% в 2014–2016 годах — приходится на обрабатывающие производства, среди которых крупнейшим источником является металлургическая промышленность (12% налоговых поступлений в 2015 году). Смежные отрасли (добыча железной руды, машиностроение и оптовая продажа готовой продукции металлургического производства), по оценке АКРА, совокупно генерируют до 13% налоговых поступлений. АКРА оценивает диверсификацию налоговых поступлений с точки зрения секторальной принадлежности как низкую, что делает региональный бюджет достаточно чувствительным к отраслевым циклам металлургического производства и смежных секторов.

Вместе с тем налоговая база Региона достаточно диверсифицирована в разрезе крупных налогоплательщиков: на десять крупнейших налогоплательщиков, в числе которых присутствуют связанные предприятия, приходится 13% налоговых доходов бюджета Области.

Таблица 1. Крупнейшие налогоплательщики Региона (% от налоговых поступлений в бюджет)

Источник: Свердловская область 

Рисунок 4. Отраслевая структура налоговых доходов* Свердловской области, 2011–2017 год 

Источник: ФНС, расчеты АКРА

Объем обязательных расходов Области находится на высоком уровне: в 2015–2017 годах он составлял в среднем 79% всех расходов бюджета. Структура обязательных расходов постоянна на протяжении всего анализируемого периода — на долю статей «Образование», «Здравоохранение» и «Социальная политика» в среднем приходится 66% всех расходов Области.

Доля капитальных расходов Области оставалась стабильной в 2014–2017 годах и находилась на уровне около 12% совокупных расходов бюджета. Объем финансирования капитальных расходов за счет межбюджетных трансфертов увеличился с 19% в 2014 году до 24% в 2016 году, однако по итогам 2017 года доля федеральных средств сократилась до 18%. Без учета расходов, осуществляемых за счет трансфертов, уровень капитальных расходов Региона составил в 2017 году порядка 11% совокупных расходов его бюджета. АКРА оценивает уровень капитальных расходов относительно совокупных расходов бюджета Области как средний.

Основными направлениями расходов капитального характера в 2014–2016 годах являлись дорожное строительство, доля которого достигла 52% в 2016 году, а также образование (в частности, строительство детских садов) — около 20%. В 2017 году капитальные расходы на образование резко сократились до 10%, а расходы на дорожное строительство составили 41% капитальных расходов. Перераспределение капитальных расходов объясняется завершением программы строительства детских садов и наращиванием объемов дорожного строительства в рамках федеральной программы. Также обращает на себя внимание рост доли капитальных трансфертов муниципальным бюджетам с 0% в 2014 году до 14% в 2017 году.

Рисунок 5. Структура капитальных расходов Свердловской области

Источник: Свердловская область, расчеты АКРА

Операционный баланс бюджета Области (регулярные доходы бюджета за вычетом обязательных расходов) существенно улучшился — с 10% в 2014 году до 16% в 2017 году — и ожидается на уровне 18% в 2017 году, что по-прежнему соответствует оценке гибкости бюджета на уровне ниже среднего. Вместе с тем АКРА отмечает возросшую способность бюджета Региона выдерживать давление на доходную часть. Стресс-тест, предполагающий снижение собственных доходов Области на 7% от плана в 2018 году, показывает снижение операционного баланса до 9% регулярных доходов при стабильном уровне обязательных расходов.

Таблица 2. Оценка показателей бюджетной дисциплины Свердловской области

Источник: расчеты АКРА

Структура долга

Традиционно основу долгового портфеля Области составляли банковские кредиты, доля которых снижалась с 80% в 2014 году до 67% в 2016 году. Снижение доли банковского долга происходило за счет наращивания доли бюджетных кредитов, в то время как облигационные выпуски составляли наименьший процент долгового портфеля (8% в 2016 году). В 2017 году доля банковского кредитования продолжила снижаться и достигла 51%, однако основной причиной стало замещение банковских кредитов облигационным займом в размере 10 млрд руб., что увеличило долю облигаций в портфеле до 20%. Доля обязательств Области перед федеральным центром оставалась практически неизменной: 25% в 2016-м и 27% в 2017-м.

Рисунок 6. График погашения текущего долга Свердловской области, млн руб. 

Источник: Свердловская область, расчеты АКРА

Замещение банковских кредитов облигационными выпусками и реструктуризация бюджетных кредитов привели к улучшению структуры долга и графика его погашения. На текущий момент совокупный объем долга, подлежащий погашению в 2018–2019 годах, составляет 22% совокупного долга Региона (36% до изменения профиля погашения долга). АКРА также отмечает замедление темпов роста долга до 5% в 2017 году (+9% в 2016-м). Область намерена продолжить практику рефинансирования банковских кредитов путем выпуска облигаций на сумму до 7,5 млрд руб. в 2018 году.

Рисунок 7. Динамика долгового портфеля Свердловской области 

Источник: Свердловская область, расчеты АКРА

По итогам 2017 года долговая нагрузка бюджета Области снизилась. Соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса сократилось до 7,8% в 2017 году с 12,3% годом ранее, а соотношение совокупного долга и операционного баланса в 2017-м составило 2,2 против 2,3 в 2016-м.

Долговая стратегия Области заключается в дальнейшем замещении в 2018 году относительно дорогих банковских кредитов (со ставкой выше 11%) более дешевыми в размере до 12,5 млрд руб. сроком до пяти лет и размещением облигационного займа в размере до 10 млрд руб. сроком до десяти лет. Условия проведенной реструктуризации бюджетных кредитов накладывают ограничение на ежегодный прирост коммерческого долга в размере не более 50% от прироста собственных доходов Области, что является сдерживающим фактором роста долговой нагрузки.

Рисунок 8. Долговая нагрузка Свердловской области

Источник: Свердловская область, расчеты АКРА

Область владеет 81% (30% напрямую и 51% через АО «Корпорация развития Среднего Урала») АО «УВЦ» («Екатеринбург-ЭКСПО»), которому выдала гарантию в размере 1 млрд руб. Данная гарантия истекает в 2021 году. Несмотря на несущественный объем гарантии в масштабах областного бюджета, АКРА оценивает вероятность ее раскрытия как высокую с учетом финансового положения компании. Область не планирует предоставлять гарантии в 2017–2019 годах. Финансовый долг и просроченная кредиторская задолженность компаний, находящихся в собственности Области и финансовое состояние которых оценивается как неустойчивое, составляет порядка 800 млн руб. Данные финансовые обязательства не несут существенной угрозы для бюджета Области, в связи с чем АКРА не считает целесообразным учитывать их в виде косвенных обязательств областного правительства.

Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на уровень ее кредитоспособности, отсутствуют.

Факты реструктуризации финансовой задолженности, носившей вынужденный характер, и несвоевременного погашения процентных платежей и/или тела долга в анализируемом периоде отсутствуют.

АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств Области и случаев предоставления вышестоящим бюджетом экстренной помощи для погашения займов.

Уровень ликвидности

В течение 2014–2017 годов Область эпизодически размещала депозиты в банках, однако уровень ликвидности бюджета характеризуется как низкий. В 2015–2017 годах Область регулярно и в значительных объемах привлекала краткосрочное банковское (до 100 млрд руб.) и казначейское финансирование, что является следствием недостаточной синхронизации налоговых поступлений и графика расходов. Однако несмотря на существенные объемы внутригодового банковского кредитования, фактический объем привлекаемых средств не превышает 10 млрд руб., а частота привлечений составляет 6–7 раз в год на сроки, не превышающие нескольких дней.

Рисунок 9. Баланс ликвидности* Свердловской области, млрд руб.

* Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.

Источник: Свердловская область, расчет АКРА

Рейтинги выпусков

Присвоены:

Свердловская область, 35003 (ISIN RU000A0JWZ77), срок погашения — 15.11.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб. — А-(RU).

Свердловская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYDU3), срок погашения — 22.10.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб. — А-(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Свердловской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Свердловской области.

Рейтинговая история

05.03.2018 — А-(RU), прогноз «Стабильный»

08.09.2017 — ВВВ+(RU), прогноз «Стабильный»

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитные рейтинги Свердловской области и облигационных выпусков Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, ISIN RU000A0ZYDU3) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Свердловской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, ISIN RU000A0ZYDU3) были опубликованы АКРА 08.09.2017 и 24.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Свердловской области, а также ценных бумаг Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, ISIN RU000A0ZYDU3) ожидается в течение 182 дней с даты совершения рейтингового действия (05.03.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Свердловской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Свердловской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Свердловской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Свердловской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели Свердловской области

Источник: Свердловская область, Росстат, расчеты АКРА

Таблица 2. Сводные показатели бюджета Свердловской области, млн руб.

Источник: Свердловская область, расчеты АКРА

Таблица 3. Сводные показатели долговой нагрузки Свердловской области, млн руб.

Источник: Свердловская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов Свердловской области

Источник: Свердловская область, расчеты АКРА
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.