Кредитный рейтинг ПАО «КАМАЗ» (далее — Компания, КАМАЗ) обусловлен высоким уровнем системной значимости Компании для российской экономики и высокой степенью влияния государства (согласно методологии АКРА). Кроме того, Компания имеет сильные рыночные позиции, высокий уровень корпоративного управления, сильную географическую диверсификацию, сильную ликвидность и средние показатели оценки бизнес-профиля, размера, рентабельности бизнеса, долговой нагрузки и обслуживания долга. Сдерживающее влияние на уровень кредитного рейтинга оказывают слабые показатели денежного потока, обусловленные тем, что в настоящее время Компания проходит пик инвестиционного цикла.

КАМАЗ — лидирующая компания на российском рынке грузовых автомобилей. В 2017 году доля КАМАЗа в сегменте автомобилей грузоподъемностью 14–40 тонн составила 45%, в том числе на рынке шасси и спецтехники — 64%, самосвалов — 70%, бортовых автомобилей — 75%, седельных тягачей — 24% (в т. ч. магистральных седельных тягачей — 17%). Доля экспортной выручки Компании исторически составляет менее 20%, однако благодаря более активной деятельности на зарубежных рынках Компания планирует увеличить этот показатель до 22–27% в 2020 году.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Системная значимость КАМАЗа и степень влияния государства на Компанию оцениваются как высокие. Компания является ключевым игроком на рынке грузовых автомобилей России, стратегически важном для государства с точки зрения обеспечения транспортной безопасности. Кроме того, автомобильная отрасль обладает одним из самых высоких мультипликативных эффектов — одно рабочее место в данном секторе создает от десяти и более рабочих мест в смежных отраслях. КАМАЗ относится к градообразующим предприятиям, а число занятых на его основной производственной площадке достигает 40,5 тыс. человек. Компания на постоянной основе получает очень сильную прямую поддержку от государства в виде льготных займов, льгот по налогу на имущество, софинансирования НИОКР, государственных гарантий по кредитам и облигационным займам, субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, субсидий по программе утилизации и трейд-ин, субсидий в целях поддержки отечественного производителя, соответствующих критерию промышленной сборки, субсидий на компенсацию части затрат на транспортировку продукции на экспорт, льготного финансирования экспортных контрактов и т.д.

Средняя оценка бизнес-профиля связана со слабыми оценками стабильности выручки/контрактной базы и рынка сбыта. Это обусловлено особенностями сегмента, в котором работает Компания, а именно — высокой волатильностью и цикличностью спроса на рынке грузовых автомобилей и малой долей продаж по долгосрочным контрактам. Данный сегмент рынка крайне цикличен: объем продаж на российском рынке грузовых автомобилей колеблется в пределах от 109,7 и 104,9 тыс. в год в пиковые периоды 2008 и 2012 годов до 43,4 и 36,3 тыс. в низших точках цикла в 2009 и 2015 годах. На продажи по долгосрочным контрактам у Компании в среднем приходится около 10% совокупного показателя (в основном по госконтрактам). В то же время АКРА учитывает тот факт, что волатильность продаж у КАМАЗа ниже, чем по рынку грузовых автомобилей в целом, поскольку динамика продаж Компании сглаживается за счет относительно стабильной экспортной выручки и выручки от реализации запчастей. Поддержку оценке бизнес-профиля оказывает высокая локализация производства (порядка 70%), значительная часть комплектующих производится в рамках СП с мировыми лидерами рынка.

Средние оценки долговой нагрузки и обслуживания долга. Средневзвешенное отношение общего долга Компании к FFO до чистых процентных платежей за период с 2015 по 2020 год составит, по оценкам АКРА, 6,5х. Очень высокое значение этого показателя при оценке долговой нагрузки компенсируется очень высокой качественной оценкой долга (он имеет очень высокую дюрацию, т. к. погашение более чем 45% долга приходится на период после 2029 года) и наличием госгарантий по значительной части долгового портфеля. Кроме того, мы учитываем средний показатель отношения общего долга Компании к капиталу (средневзвешенный за 2015–2020 годы показатель составил 1,3х). При значительном объеме общего долга эффективная ставка заимствований, согласно оценке АКРА, составит для Компании 4,23% в 2018 году благодаря субсидиям по процентным платежам для 69,75% долгового портфеля Компании (от 70% до 90% ключевой ставки), а также льготным ставкам кредитования по ряду займов. Средневзвешенное отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам (за вычетом субсидий) в период с 2015 по 2020 год составит 3,0х, что соответствует средней оценке обслуживания долга.

Сильная ликвидность поддерживается значительным объемом денежных средств на счетах Компании, а также существенным размером неиспользованных средств по открытым кредитным линиям (порядка 28 млрд руб. на 31.12.2017). Качественная оценка ликвидности также определяется как высокая благодаря комфортному графику погашения долгового портфеля в среднесрочной перспективе, диверсифицированным источникам финансирования, а также адекватному запасу прочности по ковенантам в кредитных соглашениях.

Слабый уровень денежных потоков Компании определяется значительным объемом капитальных вложений, поскольку в настоящее время КАМАЗ проходит пик инвестиционного цикла. АКРА прогнозирует рентабельность Компании по FCF на уровне от -11,1% в 2018-м с последующим повышением до -1,9% в 2020-м. Отношение капитальных расходов к выручке ожидается на уровне 13,7% в 2018 году с последующим снижением до 3,7% в 2020-м.

Ключевые допущения

  • сохранение высокого уровня постоянной господдержки;
  • рост продаж грузовых автомобилей КАМАЗа на внутреннем рынке до 46,4 тыс.
    к 2020 году (на 40% к показателю 2017 года); 
  • успешная реализация экспортной стратегии Компании, рост экспортных продаж грузовых автомобилей и сборочных комплектов до 13,3 тыс. к 2020-му (на 166% по сравнению с 2017 годом);
  • успешная реализация проекта реинжиниринга автопроизводства и создания перспективного семейства автомобилей поколения К-5 в сроки, установленные стратегией Компании.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост объема продаж Компании ежегодно на 31% по сравнению
    с прогнозными уровнями на 2018-й, 2019-й и 2020-й до 56,46, 67,99 и 78,21 тыс. автомобилей соответственно.
  • снижение до отметки ниже 5,0х средневзвешенного отношения общий долг/FFO до чистых процентных платежей при одновременном увеличении до уровня выше 5,0х средневзвешенного отношения FFO до чистых процентных платежей/процентные платежи.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное снижение уровня постоянной поддержки со стороны государства;
  • снижение объема продаж Компании ежегодно на 28% по сравнению с прогнозными уровнями на 2018-й, 2019-й и 2020-й до 31,03, 37,37 и 42,98 тыс. автомобилей соответственно.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bbb+.

Поддержка: государство — ОСК+3.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг ПАО «КАМАЗ» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен ПАО «КАМАЗ» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты рейтингового действия (23.04.2018).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ПАО «КАМАЗ», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ПАО «КАМАЗ» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ПАО «КАМАЗ», не выявлены.

АКРА не оказывало ПАО «КАМАЗ» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Олег Моргунов
Директор, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 175
Илья Макаров
Директор, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 220
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.