Кредитный рейтинг Магаданской области (далее — Магаданская область, Область, Регион) обусловлен высокой долговой нагрузкой с неравномерным графиком погашения долга, неудовлетворительным планированием налоговых доходов при волатильности их поступлений. Влияние высоких уровней среднедушевого ВРП и среднедушевых доходов населения на налоговые доходы бюджета ограничено в силу низкой диверсификации региональной экономики и незначительного эффекта, оказываемого золотодобывающей промышленностью на прочие отрасли. Развитие региональной экономики также ограничивают высокая стоимость жизни в Регионе и необходимость импортировать подавляющее большинство товаров.
Магаданская область расположена в Дальневосточном федеральном округе, имеет границы с четырьмя регионами РФ. Территория Области относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает 0,1% населения РФ, а его ВРП составляет 0,2% суммарного российского ВРП. В Магаданской области добывается порядка 10% золота и порядка двух третей серебра от суммарного объема добычи в РФ.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Развитие экономики и наполнение бюджета Магаданской области полностью зависят от хозяйственных и управленческих решений, принимаемых на предприятиях по добыче золота и серебра. Развитие экономики Региона полностью определяется ведущей отраслью: по итогам 2016 года доля добычи полезных ископаемых достигла 39%, при этом вклад упомянутого сектора в промышленное производство Магаданской области составляет более 80%. В 2017 году плановая обработка бедных руд спровоцировала существенное снижение объемов добычи серебра, что отразилось на наполнении бюджета и повлияет на экономические показатели Области, в том числе на индексы производства. Высокий уровень цен полностью нивелирует эффект высоких заработных плат: несмотря на то что среднедушевые денежные доходы в Магаданской области более чем на 50% превышают среднероссийский уровень, а по уровню заработных плат, рассчитанных в целом по экономике, Область находится на пятом месте, по величине прожиточного минимума она также занимает пятое место среди регионов РФ. Показатель безработицы по методологии Международной организации труда в Области ниже, чем в среднем по стране, а в связи с постоянным миграционным оттоком (с 2000 года население в Регионе сократилось на 28%) доля населения трудоспособного возраста значительно ниже, чем в целом по РФ (примерно на 4%).
Бюджетное планирование характеризуется низкой точностью. Отклонение фактического исполнения собственных доходов бюджета от последней редакции закона регулярно превышает 10% за счет основных видов налоговых доходов. При планировании бюджета используются назначения налоговых доходов, рассчитанных Минфином России для целей расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Области, которые она не в состоянии исполнить. В отдельных случаях неудовлетворительные результаты планирования объясняются не зависящими от областного правительства факторами: колебание цен на добываемые полезные ископаемые, снижение объемов добычи полезных ископаемых, сокращение численности персонала, перенос сроков запуска проектов освоения золоторудного месторождения.
Высокий уровень обязательных расходов и нестабильные налоговые поступления определяют низкие показатели бюджетной дисциплины. Бюджет Области в максимальной степени зависит от доминирующей отрасли — добывающей промышленности, формирующей (преимущественно за счет трех крупнейших налогоплательщиков) до половины налоговых поступлений в бюджет. Операционный баланс Региона очень волатилен. Причина — нестабильность налоговых поступлений и высокая доля обязательных расходов бюджета (в среднем 81% в 2015–2018 годах). В 2016 году операционный баланс достиг 14%, так как был обеспечен ростом поступлений по налогу на прибыль, которые в 2017-м были предъявлены к возврату. В 2017 году упомянутый показатель составил 4% регулярных доходов. В случае исполнения прогнозируемого роста налоговых поступлений рост показателя в период с 2018 по 2020 год составит 14–16%. Область не имеет резерва сокращения капитальных расходов в пользу текущих: уровень капитальных расходов составляет лишь 5% в среднем после корректировки на федеральный трансферт (данные 2015–2017 годов и прогноз Области на 2018-й).
Высокая долговая нагрузка отягощается неравномерным графиком погашения долга и существенным объемом кредиторской задолженности. Более половины долга Области составляет рыночный долг (большей частью банковские кредиты). В 2017 году соотношение долга и операционного баланса Региона составило 11,4 по причине падения операционного баланса из-за недополучения налогов и вынужденных возвратов. В 2018 году в случае исполнения налоговых доходов соотношение ожидается на уровне 3,4, а к 2020 году прогнозируется его постепенное снижение до 2,3. Отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга (без учета внутригодового использования кредитов, предоставленных Управлением Федерального казначейства) нестабильно год к году по причине неравномерного графика погашения долга. В настоящий момент максимальный объем погашения долга и, соответственно, рост риска рефинансирования приходятся на 2020 год, когда данное соотношение составит 0,7 (в 2020-м планируется погашение половины текущего долга, преимущественно банковских кредитов, выданных в форме невозобновляемых кредитных линий). В случае использования долгосрочных финансовых инструментов со структурированным графиком погашения долга показатель перестанет быть волатильным. На 01.01.2018 просроченная кредиторская задолженность (преимущественно перед поставщиками услуг ЖКХ) составила 1,5 млрд руб.
Достаточная ликвидность бюджета. Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. При этом остатки средств на счетах бюджета на начало месяца постоянно ниже расходов текущего месяца, в связи с чем Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов. Администрация Области по необходимости использует краткосрочный кредит УФК (поскольку договоры с банками представляют собой невозобновляемые кредитные линии, то управление остатками практически не осуществляется).
Ключевые допущения
- удержание в 2019–2020 годах абсолютного размера обязательных расходов Области в объеме, не превышающем средние значения за период с 2017-го по 2018-й;
- исполнение в 2018 году объема налоговых доходов, заявленного на момент присвоения кредитного рейтинга;
- получение Областью в 2019–2020 годах трансфертов в объеме не ниже среднего уровня за 2016–2018 годы;
- сохранение капитальных расходов в 2019–2020 годах на уровне не ниже 2017–2018 годов.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост налоговых доходов относительно запланированного на 2018 год уровня без равнозначного роста обязательных расходов;
- рост собственных капитальных расходов бюджета;
- улучшение графика погашения долга;
- снижение зависимости бюджета от внешних источников ликвидности.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- неисполнение Областью в 2018 году объема налоговых доходов, заявленного на момент присвоения кредитного рейтинга, при одновременном исполнении заявленного на момент присвоения кредитного рейтинга объема расходов;
- рост обязательных расходов бюджета Области, не подкрепленный ростом доходной части бюджета.
Рейтинги выпусков
Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже облигационные выпуски Магаданской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Магаданской области — BBB-(RU).
Ключевые характеристики выпусков
1) Регистрационный номер / ISIN: RU34001MGN0 / RU000A0JV3Z4
Объем эмиссии / в обращении | 1 млрд руб. / 0,4 млрд руб. |
Дата окончания размещения / дата погашения | 13.10.2015 / 24.12.2018 |
2) Регистрационный номер / ISIN: RU35001MGN0 / RU000A0ZYL48
Объем эмиссии / в обращении | 1 млрд руб. / 1 млрд руб. |
Дата окончания размещения / дата погашения | 20.12.2017 / 25.12.2022 |
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Магаданской области и выпускам облигаций Магаданской области (RU000A0JV3Z4, RU000A0ZYL48) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Кредитный рейтинг Магаданской области и кредитные рейтинги выпускам государственных ценных бумаг Магаданской области (RU000A0JV3Z4, RU000A0ZYL48) были присвоены АКРА впервые.
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Магаданской области, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Магаданской области (RU000A0JV3Z4, RU000A0ZYL48) ожидается
в течение 182 дней с даты рейтингового действия (25.04.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Магаданской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Магаданской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Магаданской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Магаданской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.