Кредитный рейтинг Омской области (далее — Область, Регион) обусловлен улучшением графика погашения долга в результате реструктуризации бюджетных кредитов, снижением расходов на обслуживание долга благодаря управлению ликвидностью бюджета, достаточной степенью самодостаточности доходной части и низкой степенью контроля над расходной частью бюджета. Поддержку рейтингу оказывает существенный уровень диверсификации экономики Региона. Давление на рейтинг оказывает соотношение долга и операционного баланса Области.

Омская область расположена в Сибирском федеральном округе, граничит c тремя регионами РФ и Республикой Казахстан. В Регионе проживает 1,96 млн человек
(60% — на территории Омской агломерации).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Развитая региональная экономика, основу которой составляют предприятия нефтепереработки и нефтехимии, пищевой промышленности и машиностроения. На долю обрабатывающей промышленности приходится около 36% ВРП, при этом примерно 63% объема отгруженной продукции обрабатывающих производств выпускается нефтеперерабатывающей отраслью. Завершение к 2020 году программы модернизации и строительства новых производств в нефтеперерабатывающей отрасли, а также реализация крупных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе существенно увеличат производственный потенциал Области. В период с 2014 по 2018 год показатели среднедушевых доходов и ВРП на душу населения, по оценкам АКРА, составят в среднем 82% и 69% от среднестрановых значений.

Низкая гибкость расходной части бюджета. В 2017 году дефицит бюджета Области уменьшился до 1,3% налоговых и неналоговых доходов, в то время как в предыдущие три года (2014–2016) он превышал 9%. В период с 2015 по 2017 год в структуре налоговых и неналоговых доходов Региона преобладали поступления по налогу на доходы физических лиц, налог на прибыль и акцизы на алкогольные напитки (включая пиво): в среднем 30,4%, 23,6% и 17,8% налоговых и неналоговых доходов соответственно. В 2018 году расходы социального характера (на образование, здравоохранение и социальную политику) составят примерно 65% расходов областного бюджета. Давление этих расходов на бюджет Области будет частично компенсировано дотацией из федерального бюджета на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели. Размер дотации составит 8,856 млрд руб. (15,5% утвержденных расходов социального характера).

Улучшение графика погашения долга и снижение расходов на его обслуживание. По итогам 2017 года объем государственного долга Области увеличился всего на 1,48% (до 44,98 млрд руб.), при этом доля коммерческого долга (государственные облигации и банковские кредиты) снизилась с 62,9% до 61,7%. В 2017 году расходы на обслуживание долга уменьшились почти на 22,7% относительно уровня 2016-го. По состоянию на первое января текущего года примерно 4,7% долга областного бюджета подлежало погашению в 2018-м и 49,2% — в 2019-м. В первом квартале 2018-го Область почти в два раза
(с 20,77 млрд до 10,33 млрд руб.) снизила объем долга по банковским кредитам, в том числе за счет использования кредита, предоставленного Управлением Федерального казначейства (УФК). Эта операция позволила снизить объем коммерческого долга, который подлежит погашению в 2019 году (до 24,8% совокупного объема долга по состоянию на 01.04.2018), а также уменьшить расходы бюджета на обслуживание долга.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета Области в 2018 году с дефицитом не более 3% налоговых и неналоговых доходов;
  • соблюдение в 2018–2019 годах правил реструктуризации бюджетных кредитов, утвержденных в 2017-м;
  • замещение в конце 2018 года  кредитов УФК коммерческим долгом по ставкам, которые не приведут к существенному росту расходов на обслуживание долга.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост в 2018–2019 годах налоговых и неналоговых доходов темпами выше 4,5% ежегодно;
  • снижение в 2018 году дефицита бюджета до уровня менее 1% от налоговых и неналоговых доходов;
  • рост (относительно среднестрановых уровней) показателей развития региональной экономики (ВРП на душу населения, среднедушевые доходы).

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение темпов роста ВРП в результате негативного влияния рыночной конъюнктуры на ключевые отрасли региональной экономики;
  • исполнение бюджета с дефицитом более 5%;
  • нарушение правил реструктуризации бюджетных кредитов.

Рейтинги выпусков

Государственные облигации Омской области 2015 года (гос. рег. номер выпуска RU34002OMS0, ISIN RU000A0JUX89), срок погашения 15.10.2019, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BBB(RU);

Государственные облигации Омской области 2016 года (гос. рег. номер выпуска RU35003OMS0, ISIN RU000A0JWX87), срок погашения 01.11.2021, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BBB(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Омской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Омской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Омской области и облигационных выпусков Омской области были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Омской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Омской области (ISIN RU000A0JUX89, ISIN RU000A0JWX87) были опубликованы АКРА 31.10.2017, 09.11.2017 и 09.11.2017 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу  Омской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг  Омской области (ISIN RU000A0JUX89, ISIN RU000A0JWX87) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (26.04.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
 

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Правительством Омской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Омской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Омской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Омской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор - руководитель Группы региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных рейтингов и макроэкономического анализа
+7 (495) 139 04 80, доб. 122

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.