Кредитный рейтинг Республики Хакасия (далее — Республика Хакасия, Республика, Регион) обусловлен высоким уровнем долговой нагрузки, низкой степенью сбалансированности бюджета и отставанием показателей развития экономики Региона от среднестрановых уровней. Поддержку рейтингу оказывают диверсификация экономики Региона, достаточная степень самодостаточности бюджета, а также соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса, соответствующее умеренному уровню риска.
Республика Хакасия входит в состав Сибирского федерального округа, граничит с четырьмя субъектами РФ. В Республике проживает порядка 0,54 млн человек (0,37% населения РФ, 72-ое место). В 2016 году валовый региональный продукт (ВРП) Республики составил 182,4 млрд руб. (0,26% совокупного ВРП регионов РФ, 68-ое место).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Ориентированная на ресурсы экономика с умеренными показателями среднедушевых доходов и ВРП. Региональная экономика базируется на предприятиях секторов электроэнергетики (Саяно-Шушенская ГЭС и Майнская ГЭС), производства алюминия (предприятия группы РУСАЛ) и угледобычи (предприятия группы СУЭК). В совокупности данные производства генерируют порядка 30% ВРП Республики. В августе 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС произошла крупнейшая в истории российской гидроэнергетики авария. Восстановительные работы завершились в ноябре 2014 года. Саяно-Шушенская ГЭС функционирует как филиал ПАО «РусГидро», поэтому авария не привела к существенному падению налоговых доходов регионального бюджета от сектора электроэнергетики: в 2010–2015 годах поступления по налогу на прибыль от данного сектора колебались в диапазоне
0,96–1,2 млрд руб. С 2016 года поступления по налогу на прибыль предприятий электроэнергетики начали существенно расти и по итогам 2017 года составили 1,87 млрд руб. Среднедушевые доходы населения Республики составляют порядка 68% среднестранового уровня, а ВРП на душу населения соответствует 73% среднестранового показателя.
Высокий уровень самодостаточности бюджета при низкой степени его сбалансированности. Доля собственных (по методологии АКРА) доходов в доходах бюджета (без учета субвенций) в 2015–2017 годах составляла в среднем 73%, что соответствует достаточной степени самодостаточности.
Доля обязательных (по методологии АКРА) расходов в 2015–2017 годах была равна 67% расходов бюджета, что соответствует умеренной степени контроля над расходной частью бюджета.
Операционный баланс бюджета Республики в 2015–2017 годах составлял в среднем 13%, что соответствует низкой степени сбалансированности бюджета. По итогам 2018 года АКРА ожидает рост операционного баланса до 15%.
В структуре налоговых и неналоговых доходов (ННД) Региона доминируют поступления по налогу на прибыль и НДФЛ (соответственно 30,8% и 27,3% ННД в 2017 году). Основными плательщиками по налогу на прибыль являются предприятия электроэнергетики, финансовой сферы и сектора добычи полезных ископаемых (соответственно 34%, 22,5% и 18,6% поступлений по налогу на прибыль в региональный бюджет в 2017 году). На долю производителей цветных металлов в 2016 и 2017 годах приходилось порядка 3,5% поступлений по налогу на прибыль.
В 2013–2016 годах бюджет Республики исполнялся с существенным дефицитом, максимальный размер которого был зафиксирован в 2016 году (43% ННД Региона). Утвержденный на 2018 год дефицит составляет 7% ННД. Нарастание дефицита в 2013–2015 годах обусловлено одновременным снижением поступлений по налогу на прибыль (в частности, от угледобывающего сектора — с 1,6 млрд руб. в 2012 году до менее 120 млн руб. в 2013 и 2014 годах) и ростом расходов бюджета из-за необходимости выполнения майских указов в части увеличения зарплаты работников бюджетного сектора. Только в 2016 году поступления по налогу на прибыль в региональный бюджет вернулись на уровень 2012 года.
В первом полугодии 2018 года консолидированный бюджет Республики ожидает поступления дополнительных 5 млрд руб. НДФЛ от физического лица (по состоянию на 01.04.2018 уже перечислено 2 млрд руб.). Эти средства власти Республики намерены направить в том числе на погашение просроченной кредиторской задолженности.
Высокий уровень долговой нагрузки с достаточно длинным графиком погашения. По состоянию на 01.04.2018 долг Республики состоял на 36% из облигаций и на 64% из бюджетных кредитов. Соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса (по методологии АКРА) в 2018 году соответствует умеренному уровню риска, в то же время отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга в текущем периоде соответствует высокому уровню риска.
Наиболее радикальное изменение структуры долга Республики произошло в 2017 году, когда краткосрочные банковские кредиты были рефинансированы бюджетными кредитами со ставкой 0,1% и семилетним графиком погашения. Данная мера позволила существенно улучшить структуру долга Республики с точки зрения срочности и стоимости (экономия бюджета от снижения расходов на обслуживание коммерческого долга по итогам 2018 года может превысить 1 млрд руб.).
Обязательным условием предоставления бюджетных кредитов для рефинансирования банковского долга было казначейское сопровождение бюджета Республики со стороны Федерального казначейства. Расходы на обслуживание долга входят в первую по важности группу расходов, поэтому казначейское сопровождение не окажет негативного влияния на обслуживание долга. В то же время в краткосрочной перспективе данное сопровождение не приведет к росту доходов Региона.
Ключевые допущения
- исполнение бюджета Республики в 2018 году с дефицитом не более 8% ННД;
- соблюдение в 2018–2019 годах правил реструктуризации бюджетных кредитов 2017 года;
- финансирование дефицита 2018 года, а также замещение кредитов Управления Федерального казначейства (УФК) долгом со ставками, которые не приведут к существенному росту расходов на его обслуживание.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост ННД в 2018–2019 годах ежегодными темпами, превышающими рост инфляции;
- снижение в 2018 году дефицита бюджета до уровня менее 5% ННД;
- рост (относительно среднестрановых уровней) показателей развития региональной экономики (ВРП на душу населения, среднедушевые доходы).
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение темпов роста ВРП в результате негативного влияния рыночной конъюнктуры на ключевые отрасли региональной экономики;
- исполнение бюджета с дефицитом более 10%;
- нарушение правил реструктуризации бюджетных кредитов;
- рост объема просроченной кредиторской задолженности бюджета.
Рейтинги выпусков
Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже облигационные выпуски Республики Хакасия, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Хакасия — BB+(RU).
Ключевые характеристики выпусков
1) Регистрационный номер / ISIN: RU35003HAK0 / RU000A0JU8R1
Объем эмиссии | 3 млрд руб. |
Дата выпуска / дата погашения | 29.10.2013 / 27.10.2020 |
2) Регистрационный номер / ISIN: RU35004HAK0 / RU000A0JUXW9
Объем эмиссии | 2,5 млрд руб. |
Дата выпуска / дата погашения | 28.10.2014 / 27.10.2019 |
3) Регистрационный номер / ISIN: RU35005HAK0 / RU000A0JVUH4
Объем эмиссии | 2 млрд руб. |
Дата выпуска / дата погашения | 13.10.2015 / 11.10.2020 |
4) Регистрационный номер / ISIN: RU35006HAK0 / RU000A0JWXQ7
Объем эмиссии | 5 млрд руб. |
Дата выпуска / дата погашения | 03.11.2016 / 02.11.2023 |
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Республике Хакасия и выпускам облигаций Республики Хакасия (ISIN RU000A0JU8R1, ISIN RU000A0JUXW9, ISIN RU000A0JVUH4, ISIN RU000A0JWXQ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Кредитный рейтинг Республике Хакасия и кредитные рейтинги выпускам государственных ценных бумаг Республики Хакасия (ISIN RU000A0JU8R1, ISIN RU000A0JUXW9, ISIN RU000A0JVUH4, ISIN RU000A0JWXQ7) были присвоены АКРА впервые.
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Хакасия, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Республики Хакасия (ISIN RU000A0JU8R1, ISIN RU000A0JUXW9, ISIN RU000A0JVUH4, ISIN RU000A0JWXQ7) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (08.05.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Республикой Хакасия, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Республики Хакасия принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Хакасия, не выявлены.
АКРА не оказывало Республике Хакасия дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.