Изменение прогноза АО СК «Стерх» (далее — «Стерх», Компания) на «Негативный» обусловлено изменением прогноза по кредитному рейтингу Республики Саха (Якутия), рейтинг АКРА — A(RU), прогноз «Негативный» (далее — Республика Саха (Якутия), Республика, Регион). Финальный кредитный рейтинг Компании приравнивается к паритету с Республикой Саха (Якутия), уменьшенному на три ступени.
Кредитный рейтинг «Стерха» обусловлен высокой системной значимостью страховой компании для региональной экономики Республики и очень сильной степенью влияния Республики на операционную деятельность Компании. Вместе с тем по сравнению с другими страховыми компаниями в Российской Федерации «Стерх» характеризуется умеренным уровнем оценки собственной кредитоспособности, что определяется слабым бизнес-профилем и слабым финансовым профилем при удовлетворительном качестве управления.
«Стерх» — региональная страховая компания, занимающая 56-е место в ренкинге российских страховщиков по размеру страховых премий (доля рынка менее 1%). Более 60% страховых премий Компании приходится на Республику Саха (Якутия). По итогам 2017 года «Стерх» занимает лидирующие позиции в Регионе по доле рынка в сегментах ОСАГО (66%), страхования имущества юридических лиц (49%), ДМС (43%), автокаско (25%), страхования от несчастных случаев (24%), прочих видов страхования (57%). В дочерней компании АО СМК «Сахамедстрах» (на 100% принадлежит АО СК «Стерх») по программе ОМС застраховано более 84% населения Якутии. Контроль над Компанией осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), которое напрямую (63,4%) и через принадлежащие ему АО «Республиканская инвестиционная компания» (16,83%) и АО «РИК Плюс» (14,39%) в совокупности владеет 94,62% акций АО СК «Стерх».
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Высокая вероятность оказания поддержки органами власти Республики обусловлена лидирующими позициями Компании на страховом рынке Региона, ее высокой ролью в развитии социальной сферы (обеспечение полноценной страховой защиты населения и предприятий на всей территории Региона) и умеренными рисками для бюджета Республики в случае дефолта «Стерха». Очень высокая степень влияния органов власти Республики выражается в присутствии акционерного и операционного контроля над Компанией, в формировании ее капитала за счет неоднократного предоставления органами власти финансирования, в капитализации нераспределенной прибыли и внесении Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и его дочерними компаниями в уставный капитал Компании имущества и акций предприятий, а также в участии «Стерха» в региональных программах развития. АКРА оценивает вероятность поддержки со стороны Республики как высокую. Мнение АКРА об уровне поддержки выражается в приравнивании финального кредитного рейтинга «Стерха» к паритету с Республикой Саха (Якутия), уменьшенному на три ступени.
Слабый бизнес-профиль определяется слабыми операционными показателями, ожидаемыми в среднесрочной перспективе, при среднерыночных темпах роста страховой премии. При этом рыночные позиции Компании оцениваются как устойчивые. Диверсификация клиентской базы «Стерха» по критериям АКРА средняя. АКРА оценивает систему каналов продаж Компании как диверсифицированную. Через контролируемые каналы — прямые продажи и сеть агентов — поступает около 53% от общего объема страховых премий. Агентство нейтрально оценивает лояльность клиентов, бренд и репутацию Компании. АКРА определяет качество продуктового ряда Компании как среднее ввиду полноты продуктового ряда для клиентов внутри Республики и ограниченного продуктового предложения в местах присутствия Компании за пределами Республики. Доли страховых сегментов в страховом портфеле Компании распределены следующим образом: ОСАГО — 65,7%, прочие виды страхования — 20,4%, страхование имущества юридических лиц — 8,2%, ДМС — 2,9%, автокаско — 2,8%. Около 62% страхового бизнеса Компании сосредоточено в Регионе. В 2017 году «Стерх» показал темп роста страховой премии существенно выше среднерыночного (178%) благодаря введению системы «Единый агент РСА», призванной повысить доступность полисов в «токсичных» регионах1 и обязывающей «Стерх» продавать в них полисы ОСАГО. Введение системы «Единый агент РСА» привело к появлению в портфеле Компании договоров с высокой убыточностью. По прогнозам «Стерха», в 2018 году темп роста страховой премии в сегменте ОСАГО за пределами Республики Саха (Якутия) не превысит 103%.
Согласно критериям АКРА, операционные показатели Компании оцениваются как слабые. Комбинированный коэффициент по итогам 2017 года составил 1,15. В 2018 году его значение прогнозируется на уровне, близком к показателю 2017-го, но не превосходящем его. Прогнозная оценка в категории «на уровне рынка» отражает мнение АКРА о способности Компании соответствовать среднерыночным темпам роста страховой премии.
Слабый финансовый профиль обусловлен прежде всего оценкой качества активов Компании. Соотношение доступного капитала и капитала под риском, рассчитанное по методологии АКРА, составляет 1,46, что в сочетании с оценками остальных показателей определяет достаточность капитала «Стерха» как среднюю.
Слабая итоговая оценка ликвидности (4,0) определяется оценками коэффициентов текущей и долгосрочной ликвидности (0,98 и 1,13 соответственно).
Общая оценка финансового профиля (4,3) ограничена показателем качества активов. Соотношение капитала и активов (0,21 — на конец 2017 года) в совокупности с оценкой индекса риска (2,8) определяют общую оценку структуры активов на уровне, близком к среднему (3,3). Однако повышенная концентрация активов ухудшает эту оценку до 4,3.
Качество управления Компании было оценено как удовлетворительное на основе нейтральных оценок субфакторов опыта и структуры менеджмента, стратегического планирования и управления, актуарной функции, управления рисками и процедур корпоративного управления.
1 Регионы, в которых страховые компании несут большие убытки в сегменте ОСАГО.
Ключевые допущения
- сохранение над Компанией акционерного и операционного контроля со стороны органов власти Республики Саха (Якутия);
- удержание Компанией доли страхового рынка в Республике (без учета сегмента страхования жизни) на уровне 2017 года;
- комбинированный коэффициент не более 1,15;
- темп роста страховых премий в сегменте ОСАГО вне пределов Республики Саха (Якутия) не более 103%.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Негативный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- повышение системной значимости Компании для Республики;
- повышение кредитного рейтинга и/или изменение прогноза по кредитному рейтингу Республики.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение кредитного рейтинга Республики;
- снижение уровня акционерного и операционного контроля со стороны Республики или системной значимости Компании для нее.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bb.
Корректировки: паритет с Республикой Саха (Якутия) минус 3 ступени.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов страховым организациям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг АО СК «Стерх» был опубликован 26.04.2018. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты рейтингового действия (25.04.2018).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО СК «Стерх», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием отчетности АО СК «Стерх» по ОСБУ и отчетности Компании, составленной в соответствии с МСФО. Кредитный рейтинг является запрошенным, АО СК «Стерх» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности АО СК «Стерх», не выявлены.
АКРА не оказывало АО СК «Стерх» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.